Побег - от жизни в ситуации стресса

Важно учитывать, что в случае хронического стресса у подростка могут иметься развитые «фантазии семейного романа», побег может выглядеть запланированным, эмоциональная реакция в этом случае связана с разрушением фантастических планов.

Большой вклад в описание этого феномена внес З.Фрейд в 1908 г., показав его возникновение в латентном периоде в результате усилий ребенка, направленных на внутрипсихическое дистанцирование от родителей. Предполагая себя отвергнутым родителями, занятыми решением материальных проблем, друг другом или младшими детьми, ребенок находит компенсацию в нарциссизме и фантазиях: он воображает, что является приемным ребенком или пасынком, что он «благородного» или сверхъестественного происхождения и просто волей рока отдан в эту семью до тех пор, пока не появятся возможности вернуться к своим настоящим родителям.

«Фантазии семейного романа» означают разочарование и крушение иллюзий: ребенок видит, что его родители не являются, как он полагал, совершенными и всемогущими. Параллельно происходит и деидеализа­ция «образа Я». Психоанализ считает эти процессы наиболее мучитель­ными аспектами взросления. Формирование адекватного «образа Я» тес­но связано с результатами деидеализации, и только на этой основе воз­можно установление подростком новых, более зрелых взаимоотноше­ний с родителями и развитие у него способности к зрелой любви и сим­патии, близости. Крайне сложно предугадать, является ли побег частью плана воздействия на родителей и близких.

Петя А., 11 лет. Ушел из дома, выдумав имя и адрес проживания. Он фантазировал о своей семье, о том, что он приемный сын, что случайно потерялся. Истинной же причиной самовольного ухода были сложные отношения с отчимом, рождение сводной сестры. Эти причины породили у мальчика чувство «лишнего» и не нужного в семье, и это стало причиной самовольного ухода.

Психокоррекционная работа с подростками

Подростковый период – это период возрастного кризиса.

Подросток уже покинул надежное жизненное пространство ребенка, а пространство взрослого им еще на построено. Он сталкивается с новыми требованиями, причем собственные механизмы преодоления трудностей у него отсутствуют.

Процесс преодоления трудностей протекает в три стадии:

1.- первичная (когнитивная и аффективная оценка ситуации),

2.- вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы,

3.- третичная оценка, т.е. переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.

Все эти стадии не обязательно разделены и следуют друг за другом. Они могут переходить одна в другую, оказывая взаимное влияние на результат.

Формирование новых стратегий преодоления трудностей происходит тогда, когда известный индивиду набор готовых шаблонов поведения оказывается исчерпанным и необходимо сделать нечто новое. Следова­тельно, возникновение новых стратегий преодоления трудностей ведет к дальнейшему развитию личности.

Взросление - это особая фаза развития, где происходит активация процессов преодоления трудностей, одновременно служащих стимулом - дальнейшего развития.

Прежде чем формулировать концепцию психологической помощи подростку на этом этапе, следует учесть специфику подростка как клиента, ибо применяемые методы должны соответствовать уровню его развития и

возможностям восприятия, несоответствие может способствовать ухудшению его состояния. В то же время следует иметь в виду более широкую жизненную перспективу, чем пребывание подростка в приюте или его взаимоотношения в рамках коррекционных процедур, так как путь к стратегическому успеху в любом случае лежит через кризисы и накопление им собственных внутренних ресурсов их преодоления.

Существуют 4 возможных выхода из кризиса:

- выздоровление

- невроз

- личностные нарушения

- психоз.

A.M. Захаров (1998) счита­ет, что эффективная психотерапия с проработкой и осознанием внутри-личностных и межличностных проблем, самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта, а иногда и просто благоприятное для подростка стечение обстоятельств могут способствовать достижению психического здоровья. Захаров даже видит в неврозе «способ психо­логической самоактуализации личности».

Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвидацию психологических предпосылок аномально­го поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка. Под социально - психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:

1.Осознанием необходимости постоянных эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;

2.Приспособлением, которое рассматривается и как процесс и как результат деятельности личности подростка в отношении к меняющимся условиям среды. Новые приспособительные механизмы «гармонизируют» отношения со средой.

Побег из дома, какими бы причинами он не объяснялся, - это не только регрессия к ранним формам защитного поведения: прежде всего – это глобальная катастрофа в масштабах личности подростка. Считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь позволяет снизить долю дезадаптированных лиц с 20 до 5%.

Сразу после побега доминируют эмоциональные расстройства. Многочисленные наблюдения показывают, что непосредственно в момент побега и непосредственно после него наблюдается эмоциональный шок. Спектр реакций при этом лежит от истерики до полной диссоциации с происшедшим, когда событие переживается как не имеющее отношения к подростку.

Чем сильнее эмоциональная реакция, тем более упрощается картина мира, тем меньше факторов принимается во внимание при анализе ситуации. Суженное сознание активирует простейшие механизмы психической защиты, например, механизм отрицания, активируются фантазии, способствующие вытеснению: в сознание не допускается истинный, но неприемлемый мотив поведения. Ослабление страха осуществляется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. В результате в первые часы может преобладать эйфорическая реакция: «Я сделал это!», доминирует уверенность, что все проблемы будут преодолены. Под действием сильного стресса может воспринимается только та информация, которая позволяет воспринимать собственный поступок как соответствующий обстоятельствам и имеющейся у подростка системе представлений, ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: