Послекризисная ситуация

В целом можно выделить три основных типа поведения подростков в послекризисной ситуации:

1. Реальное поведение - быстрое создание нового плана поведения, соответствующего реальной ситуации;

2. Фантомное по ведение - в основе лежит старый план жизни, не связанный с реальными изменениями в жизненной ситуации;

3. Хаотическое поведение - характеризуется частой сменой плана действий.

В современной психологии общепринятым является положение о том, что обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, связанные с ним, образуют аффективный центр подростка. Однако формирование временной перспективы часто блокируется нежеланием принимать на себя ответственность, возникает желание «остановить время», что, по мнению

Э.Эрикссона, психологически означает возврат к детскому состоянию, в котором время еще не существует в переживании и не воспринимается осознанно. И.С.Кон считает такую установку, направленную на продление «эпохи моратория» с ее весельем и беззаботностью, социально опасной для личности. Трудности возникают при попытке совместить ближние и дальние перспективы с системой ценностей, заложенной в детстве.

В ситуации побега все ранее задуманные планы, если таковые имелись, рушатся, появляется необходимость срочно вырабатывать новые ориентиры, в то же время все планы являются отражением мотивационной сферы подростка, в ситуации стресса актуальными остаются только планы, связанные с безопасностью, временная перспектива сужается.

Стратегия восстановления временной перспективы основывается на том, что любой план есть соединение оценки собственной компетентно­сти в конкретной ситуации, вероятности возникновения ситуации в соот­ветствующей картине мира и аксиологических характеристик тех или иных действий. Следовательно, необходимо в режиме диалога с подро­стком сформулировать для него описание возможных ситуаций, затем оценить те или иные стратегии решения проблем в возникающих ситу­ациях и охарактеризовать связь между действием, личностными и ситу­ационными изменениями.

Тип поведения во многом зависит от того, считает ли подросток воз­можным восстановление связи с семьей или нет. Как правило, на пер­вом этапе это считается невозможным.

Поэтому первейшая зада­ча психолога — предложить подростку реалистический план дей­ствий на этот случай. Только после того как подросток осознает, что может выжить без непосредственной помощи членов своей семьи, по­является возможность для применения аналитических методов.

При определении тактики коррекционной работы на этом этапе необ­ходимо учитывать, что «преобразования», на достижение которых наце­лен психолог, могут запаздывать, искажаться, блокироваться, избегать­ся по разным причинам. Важным ресурсом подросткового возраста яв­ляется желание накопить опыт и связанное с ним стремление повысить самоуважение.

В этом смысле взаимоотношения с психологом воспри­нимаются подростком как взаимоотношения реальные, а не терапев­тические. Психолог рассматривается подростком как значимый чело­век, который реально может оказать помощь.

В другой ситуации психолог рассматривается как «агент» родителей и проводник неприятных социальных норм.

Психолог может использовать взаимоотношения с подростком в ка­честве средства, способствующего изменениям. Особенно важен этот ас­пект в начальной фазе коррекционной работы, когда подросток, совер­шивший побег из дома, рассматривает все ранее существовавшие объект­ные отношения как учраченные и ищет замещающие объекты. Для пси­холога в этой ситуации важно чувствовать себя именно в качестве тако­го замещающего, переходного объекта. Психолог должен позволить подростку при переносе модифициро­вать старые версии объектных отношений и отработать новые. При этом очень важно установить в кратчайшее время с подростком «мы-связь», чтобы с самого начала аналитическая ситуация могла быть использована как «сфера, в которой делаются открытия».

Задача решается успешно, если в ситуации достигнуто равновесие между раскрытием и откры­тием. Чем млад­ше подросток, тем более важными для него являются реальные отноше­ния. При этом, как правило, подросток не стремится идентифицировать­ся с психологом, а, наоборот, хочет отличаться от него, переживая таким образом свою идентичность.

Условной границей, свидетельствующей о переходе от второй фазы коррекционных мероприятий к третьей, может служить то или иное про­явление подростком активности, направленной на конструктивное реше­ние проблемы, с которой он ранее не справился: начинается обсуждение условий, при которых возможна встреча с родителями, учителями, род­ственниками, одноклассниками.

Заключительный этап коррекционной работы связан с реинтеграцией личности подростка, формированием устойчивости к травмати­ческим переживаниям и восстановлением связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: