В целом можно выделить три основных типа поведения подростков в послекризисной ситуации:
1. Реальное поведение - быстрое создание нового плана поведения, соответствующего реальной ситуации;
2. Фантомное по ведение - в основе лежит старый план жизни, не связанный с реальными изменениями в жизненной ситуации;
3. Хаотическое поведение - характеризуется частой сменой плана действий.
В современной психологии общепринятым является положение о том, что обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, связанные с ним, образуют аффективный центр подростка. Однако формирование временной перспективы часто блокируется нежеланием принимать на себя ответственность, возникает желание «остановить время», что, по мнению
Э.Эрикссона, психологически означает возврат к детскому состоянию, в котором время еще не существует в переживании и не воспринимается осознанно. И.С.Кон считает такую установку, направленную на продление «эпохи моратория» с ее весельем и беззаботностью, социально опасной для личности. Трудности возникают при попытке совместить ближние и дальние перспективы с системой ценностей, заложенной в детстве.
|
|
В ситуации побега все ранее задуманные планы, если таковые имелись, рушатся, появляется необходимость срочно вырабатывать новые ориентиры, в то же время все планы являются отражением мотивационной сферы подростка, в ситуации стресса актуальными остаются только планы, связанные с безопасностью, временная перспектива сужается.
Стратегия восстановления временной перспективы основывается на том, что любой план есть соединение оценки собственной компетентности в конкретной ситуации, вероятности возникновения ситуации в соответствующей картине мира и аксиологических характеристик тех или иных действий. Следовательно, необходимо в режиме диалога с подростком сформулировать для него описание возможных ситуаций, затем оценить те или иные стратегии решения проблем в возникающих ситуациях и охарактеризовать связь между действием, личностными и ситуационными изменениями.
Тип поведения во многом зависит от того, считает ли подросток возможным восстановление связи с семьей или нет. Как правило, на первом этапе это считается невозможным.
Поэтому первейшая задача психолога — предложить подростку реалистический план действий на этот случай. Только после того как подросток осознает, что может выжить без непосредственной помощи членов своей семьи, появляется возможность для применения аналитических методов.
При определении тактики коррекционной работы на этом этапе необходимо учитывать, что «преобразования», на достижение которых нацелен психолог, могут запаздывать, искажаться, блокироваться, избегаться по разным причинам. Важным ресурсом подросткового возраста является желание накопить опыт и связанное с ним стремление повысить самоуважение.
|
|
В этом смысле взаимоотношения с психологом воспринимаются подростком как взаимоотношения реальные, а не терапевтические. Психолог рассматривается подростком как значимый человек, который реально может оказать помощь.
В другой ситуации психолог рассматривается как «агент» родителей и проводник неприятных социальных норм.
Психолог может использовать взаимоотношения с подростком в качестве средства, способствующего изменениям. Особенно важен этот аспект в начальной фазе коррекционной работы, когда подросток, совершивший побег из дома, рассматривает все ранее существовавшие объектные отношения как учраченные и ищет замещающие объекты. Для психолога в этой ситуации важно чувствовать себя именно в качестве такого замещающего, переходного объекта. Психолог должен позволить подростку при переносе модифицировать старые версии объектных отношений и отработать новые. При этом очень важно установить в кратчайшее время с подростком «мы-связь», чтобы с самого начала аналитическая ситуация могла быть использована как «сфера, в которой делаются открытия».
Задача решается успешно, если в ситуации достигнуто равновесие между раскрытием и открытием. Чем младше подросток, тем более важными для него являются реальные отношения. При этом, как правило, подросток не стремится идентифицироваться с психологом, а, наоборот, хочет отличаться от него, переживая таким образом свою идентичность.
Условной границей, свидетельствующей о переходе от второй фазы коррекционных мероприятий к третьей, может служить то или иное проявление подростком активности, направленной на конструктивное решение проблемы, с которой он ранее не справился: начинается обсуждение условий, при которых возможна встреча с родителями, учителями, родственниками, одноклассниками.
Заключительный этап коррекционной работы связан с реинтеграцией личности подростка, формированием устойчивости к травматическим переживаниям и восстановлением связей.