Организация воспитательной работы

Сегодня руководство Вооруженных Сил рассматривает воспитательную работу как одно из основных направлений идеологической работы. Это объективно, так как именно воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении самоотверженного выполнения ими священного долга перед Отечеством.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах – это система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.

Воспитательная работа проводится дифференцированно со всеми категориями военнослужащих (гражданского персонала) постоянно в ходе повседневной служебной (трудовой) деятельности и боевой учебы.

Основными закономерностями воспитательной работы являются:

соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, военной службы, идеалам духовно-нравственного человека;

соответствие воспитательных воздействий личному примеру командира;

соответствие методов, форм и средств воспитания его целям и задачам;

учет в процессе воспитания индивидуальных особенностей личности и влияния коллектива;

соответствие результатов воспитания поставленным целям и задачам.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь строится на следующих принципах:

конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность;

соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности;

единство обучения и воспитания военнослужащих;

воспитание в процессе обучения и повседневной жизни;

воспитание в коллективе и через коллектив;

субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений;

опора на положительное в личности и коллективе;

полнота охвата воспитанием;

активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов;

единство, согласованность и преемственность;

оптимизация воспитательного процесса.

Командиры (начальники) несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы, на основе анализа ее состояния ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы, принимают меры по ее совершенствованию.

Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных, на основе анализа МПС личного состава вносят предложения командирам (начальникам) по укреплению МПС, организуют воспитательные мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы, использованию в воспитательном процессе воинских ритуалов.

Органы идеологической работы осуществляют непосредственную организацию воспитательной работы.

Мероприятия воспитательной работы включаются в соответствующий раздел плана идеологической работы, разрабатываемого органами идеологической работы (в ротах (батареях) – в расписания занятий), а также в планы работы советов Офицерских собраний, женских советов, первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи».

Мероприятия воспитательной работы в воинской части (подразделении) проводятся в рабочие дни (три раза в неделю) в вечернее время, предусмотренное распорядком дня, а также в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни.

Эффективность воспитательной работы, а также ее уровень влияния на морально-психологическое состояние личного состава оцениваетсяпри анализе эффективности идеологической работы.

Объектами воспитательной работыявляются:военнослужащие и гражданский персонал, члены их семей, воинские и трудовые коллективы, допризывная молодежь, население и общественность в регионе дислокации воинских формирований.

Субъектами воспитательной работывыступают: командиры и начальники всех степеней; штабы; органы идеологической работы в Вооруженных Силах; воинские и трудовые коллективы; семьи и близкие родственники военнослужащих и лиц гражданского персонала; средства массовой информации; общественные и религиозные объединения; общество и органы государственной власти.

Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели.

Основной целью воспитательной работы является формирование у военнослужащих качеств законопослушного гражданина и патриота, военного профессионала, защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Данная цель включает следующие основные элементы:

1. Определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Республики Беларусь (воспитание гражданина и патриота, военного профессионала, конкретного военного специалиста).

2. Постановка дифференцированных целей воспитания различных категорий.

3. Учет и корректировка личностных целей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

формирование любви к Беларуси и веры в ее будущее, готовности защищать страну с оружием в руках;

воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;

формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;

закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;

развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.

При проведении воспитательной работы с солдатами и сержантами целесообразно основное внимание уделять формированию:

у солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту:

личной ответственности за защиту Отечества;

гордости за службу в Вооруженных Силах, позитивной мотивации к военной службе, готовности выполнить приказ, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, за бережную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

у военнослужащих, проходящих срочную военную службу:

личной ответственности за защиту Отечества;

гордости и понимания необходимости службы в Вооруженных Силах, готовности к защите Республики Беларусь, верности Военной присяге;

стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности, готовности выполнить приказ;

дисциплинированности;

уважительного отношения к командирам (начальникам);

Воспитательная работа вВооруженных Силах Республики Беларусь проводится по следующим основным направлениям: гражданско-патриотическому; государственно-правовому; воинскому; духовно-нравственному; семейно-бытовому.

Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.

Важной составной частью системы воспитания являются разработка и внедрение методики воспитательной работы.

Под методикой воспитательной работы понимается комплекс закономерностей, принципов, методов, форм, приемов, средств воспитательных воздействий и взаимодействий.

К средствам воспитательной работы относятся: различные виды воинской деятельности, информационные средства, технические средства, учреждения культуры, средства визуальной информации и стенной печати, совокупность средств и приемов морального и материального стимулирования, педагогическая среда.

Непосредственно воспитательное воздействие осуществляется конкретными формами работы. Основными из них в воинской части, подразделении сегодня являются: лекции, индивидуальные и групповые беседы, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала, вечера вопросов и ответов, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, круглые столы, читательские конференции, концерты, встречи с интересными и заслуженными людьми, торжественные собрания, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней открытых дверей (призывника, и т. п.) с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах боевой славы воинских частей и соединений и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: