Смоленск 2006

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И КОММЕРЦИИ

Т.В. Гомелько, М.В. Кожекин

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для всех специальностей

Заочной формы обучения

Смоленск 2006


Учебное пособие по дисциплине "Таможенное дело". Гомелько Т.В., Кожекин М.В. Смоленск: СФ АНО ВПО ЦС РФ "РУК", 2006. – 75 с.

В учебном пособии представлены лекционный материал, вопросы для самостоятельного контроля знаний, тесты, вопросы к зачетам и экзаменам, тестовые задания для экзамена. Рассмотрены практические ситуации, которые в настоящее время встречаются при перевозке товаров через таможенную границу РФ.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов всех специальностей заочной формы обучения.

Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой товароведения и коммерции и одобрено ученым советом Смоленского филиала Российского университета кооперации.

Рецензент: начальник ОНЭКА Смоленской таможни Александров А.В.

Ó АНО ВПО ЦС РФ

"Российский университет

кооперации"

Смоленский филиал

Ó Гомелько Т.В.,

Кожекин М.В., 2006

 

ТЕМА 1: ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА


ПЛАН

1. Таможенное регулирование и таможенное дело

2. Понятие таможни и ее функции

3. Организация таможенного дела в Российской Федерации

1. Таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенная политика представляет собой систему экономических, правовых, организационных и других государственных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов государства.

В настоящее время таможенная политика призвана обеспечить регулирование импорта и экспорта на всех уровнях управления. Она обязана предопределять основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (Конституция РФ, ч.1 ст. 1 ТК). Другими словами государство с помощью норм и правил определяет положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через государственную границу. Данные нормы и правила составляют таможенное законодательство.

Таможенное дело неразрывно связано с внешней торговлей и регламентирует отношения участников, т.е. оно выступает элемента внешней торговли. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Методы, которые использует таможенное дело показывают, как происходит регулирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях. Под средствами понимается то, что связывает объектов и субъектов деятельности, цель и результат, с их помощью удовлетворяется интерес субъектов права. Сущность таможенного дела заключается в использовании совокупности методов и средств для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Целями таможенного дела являются:

- Защитная цель, которая достигается выполнением задач охраны государственной и общественной безопасности и обеспечения экономических интересов. Она осуществляется с помощью юридических средств, которые регулируют правила поведения сторон таможенных отношений. К ним относятся: процедура таможенного оформления, ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу, таможенный контроль.

- Экономическая цель состоит в пополнении государственного бюджета с помощью налогов и сборов. Таким образом, в соответствии со ст.34 НК таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

- Социальная цель заключается в участии государства в международном сотрудничестве.

Элементами таможенного дела являются:

- Таможенные операции, которые представляют собой отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными организациями при их оформлении (уплата таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами).

- Таможенные процедуры представляют собой совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств.

2. Понятие таможни и ее функции

Таможня (от лат. "тамга" — пошлина) — государствен­ное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы.

На Руси таможни возникли в XIII в. наряду с портовыми и пограничными таможнями существовали местные (внутренние) таможни на границах местных рынков, городов. Современные таможни располагаются в портах, крупных центрах страны.

К функциям сотрудников таможни относятся:

- проверка выполнения установленных государством в законодательном порядке таможенных норм и правил;

- учет импортируемых и экспортируемых товаров;

- принятие груза на временное хранение;

- изъятие изделий, ввоз и вывоз которых запрещен или ограничен;

- осуществляют борьбу с контрабандой;

- произведения досмотра груза;

- взимание таможенных пошлин и сборов, а также штрафы за нарушение установленных прав (в отдельных случаях конфискуют грузы);

- контроль за соблюдением таможенных формальностей.

Последние включают: представление в таможню необходимых документов, в частности таможенной декларации (заявление, составленное по определенной форме и содержащее определенные сведения о грузе), счета, свидетельства о происхождении товара, импортной или экспортной лицензии, санитарного и ветеринарного свидетельств.

Нарушением таможенных правил считается неостановка транспорта в месте расположения таможни, самовольное причаливание к берегу, непредставление необходимых документов, передача или получение без разрешения таможни каких-либо предметов, вскрытие груза и др.


3. Организация таможенного дела в Российской Федерации

Основными документами, регулирующими организацию таможенного дела в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ. Они опреде­ляют правовые, экономические и организационные ос­новы таможенного дела и направлены на защиту эконо­мического суверенитета и экономической безопасности го­сударства, активизацию связей российской экономики с ми­ровым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хо­зяйственных субъектов и государственных органов и соблю­дение ими обязанностей в области таможенного дела.

В Российской Федерации осуществляется единая тамо­женная политика государства. Целями таможенной полити­ки являются обеспечение наиболее эффективного исполь­зования инструментов таможенного контроля и регулиро­вания товарообмена на таможенной территории Росси, участие в решении торгово-политических задач по защите отечественного рынка, стимулированию развития нацио­нальной экономики, содействию структурной перестройке и других задач экономической политики государства.

Таможенное законодательство Российской Федерации помимо Гражданского (ГК) и Таможенного (ТК) кодексов включает также законы и иные пра­вовые акты, принятые в соответствии с названными кодексами. Совокупность нормативно-правовых актов, регулиру­ющих таможенно-правовые отношения, составляет тамо­женное право как отрасль российского законодательства.

Таможенное право Российской Федерации строится на следующих принципах.

1. Принцип уважения прав и основных свобод человека. Является одним из ведущих принципов таможенного пра­ва, ведь в Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Закрепление этого прин­ципа имеет особое значение для регулирования процедуры таможенного контроля (в особенности личного досмотра), а также отдельных вопросов административного процесса в таможенной сфере (например, административное задержа­ние).

2. Принцип законности. Предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции, Таможенного кодекса РФ и других подзаконных актов всеми субъектами тамо­женного права — таможенными органами, государственны­ми и негосударственными организациями и учреждениями, российскими и иностранными гражданами, участвующими в таможенных отношениях.

3. Принцип гуманности. Проявляется как в материаль­ном таможенном праве (запрет провоза оружия, наркоти­ков и т. д.; таможенные льготы при оформлении грузов, поступающих в качестве гуманитарной помощи, и др.), так и в процессуальной части таможенного законодательства (в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и др.).

4. Принцип научности. Предполагает опору на дости­жения экономической науки, а также технического про­гресса при формировании таможенной политики и таможен­ного законодательства.

5. Принцип примата международно-правовых норм (таможенно-правовое регулирование в нашей стране разви­вается в направлении гармонизации и унификации с обще­принятыми международными нормами и практикой).

Совокупность нормативно-правовых актов, регулиру­ющих таможенно-правовые отношения, составляет тамо­женное право как отрасль российского законодательства. Субъектами таможенных правоотношений мо­гут быть физические и юридические лица (индивидуаль­ные и коллективные субъекты).

Индивидуальными субъек­тами являются граждане Российской Федерации, иностран­ные граждане, а также лица без гражданства, которые:

а) пересекают российскую таможенную границу;

б) перемещают или намереваются перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства.

Субъектом таможенных правоотношений могут быть также предприятия (организации), получившие от тамо­женных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный брокер, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошли­ной торговли и др.). Деятельность указанных субъектов ре­гулируется Таможенным кодексом РФ (разд. IV, гл. 24, 25 и др.).

Таможенное законодательство в отношении индивиду­альных субъектов может применять дифференцированный подход, в соответствии с которым физические лица пользу­ются разным объемом правомочий в зависимости от цели их следования (пассажиры, туристы, лица, следующие в служебную командировку, на постоянное место житель­ства и т. д.).

Таможенным законодательством устанавливаются раз­личия, касающиеся процедуры прохождения таможенных формальностей, и в особенности количественных норм про­пуска через таможенную границу тех или иных предметов для разных категорий лиц. Некоторые индивидуальные субъекты, участвующие в таможенных правоотношениях в связи с осуществлением своих должностных обязанностей (транспортные и почтовые служащие, следующие через границу, выставочные комиссары, дипломатические аген­ты, дипкурьеры и т. д.), пользуются различными льготами при осуществлении таможенных формальностей. Таможенные льготы, могут распространяться как на граждан России, так и на иностранных граждан. Действу­ющее таможенное законодательство предусматривает зна­чительные льготы (в частности, при осуществлении тамо­женного контроля) для высших должностных лиц государ­ства. Так, в соответствии со ст. 188 ТК РФ личный багаж Президента России и следующих вместе с ним членов его семьи не подлежит таможенному досмотру. Аналогичная льгота распространяется на членов Федерального Собра­ния и Правительства РФ, но только в том случае, если они пересекают российскую таможенную границу в связи с испол­нением своих депутатских или служебных обязанностей.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Дайте характеристику таможенному делу.

2. В чем общее, а в чем различие между таможенным регулированием и таможенным регулированием? Почему?

3. Определите основные факторы, влияющие на принципы действия таможенного дела в РФ.

4. Охарактеризуйте функции таможенного дела.

5. Определите роль таможни на современном этапе развития экономических отношений.

6. Соберите информацию позволяющую характеризовать таможенную деятельность в РФ.


ТЕМА 2: ТАМОЖЕННАЯ СТРУКТУРА РФ

ПЛАН

1. Характеристика таможенной территории

2. Таможенные органы РФ и их руководство

3. Характеристика таможенного союза

1. Характеристика таможенной территории

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законо­дательство.

Таможенную территорию Российской Федерации состав­ляют сухопутная территория РФ, территориальные и внут­ренние воды и воздушное пространство над ними. Тамо­женная территория РФ включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусст­венные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юриспру­денцией в отношении таможенного дела.

На территории Российской Федерации могут находить­ся свободные таможенные зоны и свободные склады. Территория свободных таможенных зон и свободных складов рассматривается как находящаяся вне таможенной терри­тории РФ, за исключением случаев, определяемых Тамо­женным кодексом и иными законодательными актами РФ.

В свободной зоне действует такой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответ­ствующих территориальных границах без взимания тамо­женных пошлин, налогов, а также без применения к ука­занным товарам мер экономической политики, а российс­кие товары размещаются и используются на условиях, при­меняемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Свободные зоны эффективно используются для подня­тия уровня социально-экономического развития отсталых районов.

Выделение территории свободной зоны оформляется актами органов исполнительной власти. В пределах одного государства (страна А) может суще­ствовать территория, не являющаяся частью таможенной территории данного государства, а относящаяся к тамо­женной территории другого государства (страна Б).В этом случае данная территория является таможен­ным анклавом страны Б и таможенным экславом страны А.

В анклавах действует таможенное законодательство той страны, анклавом чьей территорией он является.

Образование таможенных анклавов и экславов проис­ходит на основе международно-правовых договоренностей.

2. Таможенные органы РФ и их руководство

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Центральным органом, федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосред­ственное руководство таможенным делом в стране явля­ется Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Помимо него в единую таможенную систему страны входят:

• региональные таможенные управления;

• таможни РФ;

• таможенные посты РФ.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвида­ция региональных таможенных управлений и таможен осу­ществляются ГТК РФ. Создание, реорганизация и ликвида­ция таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями.

Региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты действуют на основании положений, ут­вержденных ГТК РФ.

Таможенные органы страны участвуют в разработке таможенной политики государства, обеспечивают соблю­дение таможенного законодательства, принимают меры по защите прав и интересов граждан при осуществлении та­моженного дела, обеспечивают в пределах Конституции РФ экономическую безопасность страны, применяют средства таможенного регулирования торгово-экспортных отно­шений.

В области таможенного регулирования на таможенные органы возложены следующие функции:

• взимание пошлин, налогов и иных таможенных пла­тежей;

• обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через тамо­женную границу РФ;

• борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства по отношению к то­варам, перемещаемым через таможенную границу, и др.

Организационная структура ГТК РФ определяется Правительством РФ и Председателем ГТК РФ. Председа­тель ГТК РФ назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Президентом РФ. Председатель ГТК РФ не только руководит деятельностью комитета, но и осуществляет общее руководство системой таможенных органов.

Председатель ГТК РФ имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности ко­торых относится к компетенции Правительства РФ. Пред­седатель ГТК РФ распределяет обязанности между своими заместителями. Наиболее важные вопросы руководства та­моженным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ГТК РФ. Работу коллегии возглавляет председатель ГТК РФ, а в ее состав входят заместители председателя и не­которые другие руководящие работники таможенной служ­бы. Принимаемые решения коллегии оформляются прика­зом председателя ГТК РФ, которые обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни.

Организационная структура ГТК РФ включает несколь­ко функциональных управлений и отделов (таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможен­ных доходов, управление организации таможенного конт­роля, отдел валютного контроля и др.).

Территориальными органами таможенной системы яв­ляются региональные таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты. Региональные таможенные управления создаются, ре­организуются и ликвидируются на основании приказов пред­седателя ГТК РФ.

В России созданы следующие региональ­ные управления: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Даль­невосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону) Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Ниж­ний Новгород), Западно-Сибирское (Новосибирск). Границы таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов РФ и административно-территориальных единиц.

Для реализации поставленных задач региональные уп­равления наделяются правом требовать от организаций и граждан предоставления документов и предметов, необхо­димых для осуществления таможенного контроля; прово­дить контрольно-ревизионное инспектирование местных таможен и постов, таможенные обследования; рассматри­вать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; отменять или изменять постановления по этим де­лам, выносимые таможнями региона. Региональное управ­ление имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряжения, вносить в ГТК РФ предложения по совершенствованию таможенного контроля.

Непосредственный таможенный контроль, предотвра­щение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. Территориальные границы таможни могут, как совпадать, так и не совпадать с границами адми­нистративно-территориального и национального деления регионов. Например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на территорию Архангельской области, в то время как юрисдикция Воронежской таможни распро­страняется на территорию трех областей — Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Некоторые таможни территори­ально покрывают лишь часть районов одной области (Санкт-Петербургская таможня).

В зависимости от географического расположения мо­гут быть выделены следующие таможни:

• пограничные (Белгородская, Дагестанская и др.);

• внутренние (Московская региональная, Шереметь­евская региональная, Смоленская, Брянская и др.).

Внутренние таможни осуществляют основной объем работы по проведению таможенного контроля — досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводитель­ных и платежных документов.

Пограничные таможни, как правило, проверяют со­хранность таможенных обеспечении, контролируют пра­вильность заполнения деклараций, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения то­варов через таможенную границу.

Таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от админи­страции таможни и имеющий статус юридического лица. Как правило, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте пересечения границы. Таможенный пост может быть создан и на крупном промышленном предприятии.

После распада СССР и перехода к рыночной экономики важным этапом развития таможенной инфраструктуры стало перенесение пунктов таможенного контроля внутри страны. Вплоть до начала 1990 г. большинство пунктов таможенного контроля располагались в приграничной зоне или прилегали к транспортным узлам (портам, приграничным железнодорожным станциям, аэропортам и т. д.). Либерализация внешнеэкономических связей привела к со­зданию внутренних таможен.

В зависимости от специфики таможенных операций раз­личают сухопутные, морские, воздушные и речные таможни:

- к воздушным таможням относятся Внуковская (аэропорт "Внуково", г. Москва), Шереметьевская региональная (аэропорт "Шереметьево", "Домодедово", г. Москва), Пул­ковская (аэропорт "Пулково", г. Санкт-Петербург) и др.

- к морским таможням относятся, например, Балтий­ская (порт Санкт-Петербург), Корсаковская (порт Корсаков Сахалинской области) и др.

3. Характеристика таможенный союз

Таможенный союз — международно-правовой инстру­мент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В ст. XXII Генераль­ного соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена двух или нескольких та­моженных территорий одной таможенной территорией.

Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется сво­бодное обращение товаров (внутренний аспект), устанав­ливается общая внешняя граница для принятия мер по та­рифному и нетарифному регулированию торговли со стра­нами — нечленами таможенного союза. В этой связи, та­моженный союз — это такая зона свободной торговли, уча­стники которой согласовали свою таможенную поли­тику по отношению к государствам-нечленам.

В таможенном союзе устанавливается общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосу­дарственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, дей­ствующего на таможенных территориях стран — членов союза.

Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — союзную таможенную территорию.

Единая таможенная территория — отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу. Таможенный союз, дополненный устранением всех ограни­чений свободного перемещения товаров, капитала и рабо­чей силы, ведет к созданию общего рынка.

В 1995 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном было подписано соглашение о создании таможенного со­юза. Позднее присоединились к нему Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Дайте характеристику таможенной территории.

2. Определите специфику деятельности таможенных органов.

3. Дайте определение таможенного органа, перечислите звенья системы таможенных органов РФ.

4. Дайте характеристику таможенному союзу, в чем заключается особенность его деятельности?

5. Назовите основные международные договоры с участием РФ по таможенным вопросам с государствами зарубежья.


ТЕМА3: ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

ПЛАН

1. Характеристика современных таможенных платежей (тарифов)

2. Характеристика таможенной пошлины.

3. Налогообложение при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

4. Порядок исчисления таможенных платежей.

5. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей.

1. Таможенные платежи (тарифы)

Таможенные платежи (тарифы) - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу страны.

Пошлины (сборы) с продаваемых предметов издавна взи­мались на Руси. Со второй половины XVI в. пошлины, взи­маемые на границе, стали отделяться от внутренних — их стали записывать в отдельные книги и называть таможен­ными. В странах Западной Европы таможенный тариф был вве­ден в XVII в.

Таможенный тариф содержит наименование и класси­фикацию облагаемых пошлиной товаров, ставки пошлин и способы обложения, перечень беспошлинно пропускаемых изделий, а также изделий, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту.

Классификация товаров в таможенном тарифе разли­чается по странам. В различных странах она проводится по одному экономическому признаку (в странах ЕС, Швеции, Швейцарии, Японии товары группируются по производственному признаку.) В РФ классификация товаров происходит при их декларировании таможенными органами (гл.14 ТК), т.е. в отношении товаров определяется классификационный код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со ст.318 ТК таможенными платежами являются:

- таможенная пошлина (ввозимая и вывозимая);

- налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы);

- таможенные сборы.

Таможенные сборы представляют собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и юридических лиц, уплата которого является условием совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами. Иными словами, это плата за осуществление таможенными органами различных предприятий.

Налог, рассматривается в ст.8 ТК РФ как безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Таможенная пошлина рассматривается как платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государства или вывозе товаров за его пределы.

Обязанность оплаты таможенных пошлин и налогов возникает:

- во время ввоза товаров, с момента пересечения границы;

- во время вывоза товаров, с момента подачи таможенной декларации.

Таможенным Кодексом РФ (ч.2 ст.319) предусмотрены основания для освобождения уплаты таможенных платежей. К ним относятся следующие ситуации:

- товары, которые в соответствии с законодательством не облагаются таможенными налогами и пошлинами;

- товары, которым законодательными нормами представлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

- общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5 000 руб.;

- товары обращаются в федеральную собственность;

- до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или в результате износа, убыли при нормальной транспортировке и хранении.

2. Характеристика таможенной пошлины

Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющийся условием такого ввоза или вывоза.

Основными чертами таможенной пошлины является:

- обязательный взнос в федеральный бюджет;

- является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу;

- пошлина не обладает признаком регулярности т.к. обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение;

- уплата таможенной пошлины может быть делегирована иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру);

- уплата пошлины обеспечивается принудительной силой государства.

По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозимые (импортные), вывозимые (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти всегда ликвидируют международные договоры, иногда используется как средство экономического давления на сопредельные страны.

Согласно ст. 4 Закона о таможенном тарифе, по способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Анализ правовой природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о дуалистическом характере ее сущности, т.к. их можно рассматривать и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов, т.е. они несут в себе фискальную нагрузку.

3. Налогообложение при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Наибольшую долю в структуре доходов от внешнеэкономической деятельности составляют косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС, самый молодой налог, модель его взимания была предложена в 1954г. французским экономистом М. Лоре, сейчас он применяется в 43 странах.

Акцизы имеют определенное сходство с НДС, но имеют индивидуальные черты, которые привязаны к конкретным товарам. Уплачиваются не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром.

Согласно ст.143, 179 НК, НДС и акцизы уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

НДС и акцизы можно назвать территориальными налогами, т.к. ими по общему правилу облагаются операции по ввозу товаров на таможенную территорию России. Налогообложение НДС и акцизами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, в отличие от операций внутри страны, имеет специфику, производную от избранного субъектом таможенного режима. Данные налоги уплачиваются лишь при таможенных режимах выпуска товаров для внутреннего потребления, реимпорта, временного ввоза, переработки на таможенной территории.

В настоящее время действует три ставки НДС (ст.164 НК): нулевая, 10%, 18%. Нулевая ставка применяется при реализации:

- товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта ввозимых на территорию РФ, за исключением нефти и природного газа;

- услуг по международной перевозке пассажиров;

- работ и услуг, оказываемых в космическом пространстве;

- товаров, предназначенных для официального пользования.

Ставка 10% применяется:

- при реализации продовольственных товаров,

- при реализации книжной продукции;

- при реализации медицинских товаров;

- при реализации товаров для детей перечисленных в п.2 ст. 164 НК.

В отношении операций, связанных с реализацией остальных товаров используется ставка 18%.

В ст.150 Налогового Кодекса существует перечень товаров которые освобождаются от обложения НДС при ввозе их на территорию РФ. К ним относятся: товары безвозмездной помощи, художественные ценности, валюты и т.д.

НДС, акцизы выполняют две основные функции:

1. Регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;

2. Способствуют пополнению доходной части федерального бюджета.

4. Порядок исчисления таможенных платежей

Внешнеэкономическая деятельность невозможна без системы взимания таможенных платежей.

Согласно ст.1 Закона о таможенном тарифе, таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка российских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. В таможенной практике тариф рассматривается как совокупность ставок таможенных пошли. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, которое ввело в действие таможенный тариф. В настоящее время ставку таможенной пошлины можно определить на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ст. 39 ТК).

При этом товар обозначается 10-значным цифровым кодом, и на ставку пошлин влияет его характеристика. Иными словами, чем лучше качество товара, тем выше ставка таможенной пошлины на него.

Всемирная таможенная организация в 1950 году разработала Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 г. – Гармонизированную систему списания и кодирования товаров. Она представляет собой многоцелевую классификационную систему, используемую для целей внешней торговли. Данная система представляет базу национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России.

Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД СКГ. Десятый знак введен постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации – своде ставок ввозимых таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

При установлении ставок ввозных таможенных пошлин государство исходит из реализации регулятивных целей таможенного дела.

Сбалансированные импортные пошлины установлены на такие категории товаров, которые производятся в России, но не могут пока составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Пример: легковые автомобили, бытовая техника.

Минимальные ставки таможенных пошлин либо отсутствуют совсем на товары, которые не производятся и не могут производиться российскими предприятиями: на экзотические фрукты, медикаменты, уникальные технологии. С 1 января 2001 г. импортный тариф России унифицирован до четырех основных таможенных ставок – 5, 10,15 и 20%.

Российское государство предоставляет определенные льготы в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Эти льготы носят название тарифных преферекций. Так, пользователи преферекций применяют ставки в размере 75% от базовой таможенной пошлины. К таким государствам относятся: Индия, Китай, Монголия и т.д., всего около 100 стран.

Основой для исчисления таможенной пошлины НДС, акцизов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств (ст.5 Закона о таможенном тарифе).

Порядок исчисления таможенной стоимости вывозимых и ввозимых товаров различен. Если товар вывозится за пределы РФ, его таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, т.е. цены фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. Данная цена сделки представляет собой фактическую стоимость товара. Таможенная стоимость вывозимых товаров всегда превышает их общую фактическую стоимость, т.к. в нее включены расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. К ним относятся: комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров, стоимость упаковки и т.д.

Таможенная стоимость представляет собой основу для расчета таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, и включает помимо фактической стоимости отдельные компоненты.

На территории РФ применяют 6 методов определения таможенной стоимости:

1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным для определения таможенной стоимости. В данном случае таможенная стоимость складывается из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар и других компонентов при условии, что ранее они не были включены в цену сделки. Среди них расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ (стоимость транспортировки, погрузки-выгрузки, страховки); расходы, понесенные покупателем (комиссионные, брокерские вознаграждения, стоимость тары и упаковки); соответствующая часть стоимости товаров, которые были предоставлены импортерам в целях использования для производства или продажи на экспорт оцениваемых товаров (сырье, детали, оборудование, вспомогательные материалы и др.).

2. Метод по цене сделки с идентичными товарами предполагает использование при оценке товаров, одинаковых во всех отношениях с оцениваемыми товарами. В качестве критериев для установления аналогии применяются физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна-производитель.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами. Для определения таможенной стоимости товара применяется цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Например, однородными можно признать телевизоры марок «Сони» и «Панасоник».

4. Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые идентичны или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния. За основу применяется цена единицы продукции, при этом срок реализации не превышает 90 дней.

5. Метод на основе сложения стоимости – это метод, при котором для определения таможенной стоимости принимается цена товара, включающая: стоимость материалов и издержек, понесенных производителем в связи с производством оцениваемого товара; общие затраты, характерные для продажи в РФ; прибыль, обычно получаемую экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. Резервный метод – означает определение таможенной стоимости товаров с учетом мировой практики. По данному методу не могут быть использованы цена товара на внутреннем рынке России; цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; цена на внутреннем рынке России на товары российского происхождения; произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны и т.д.

Корректировка таможенной стоимости может осуществляться в процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Например, при выявлении технических ошибок, несоответствия величины таможенной стоимости ее компонентам, необходимого выбора метода определения таможенной стоимости, несоответствия фактурной и таможенной стоимости товара.

5. Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату

Под сроком уплаты таможенных платежей следует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму.

Статья 329 ТК устанавливает различные сроки такой уплаты. При ввозе он не должен превышать 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзит, если декларирование производится в ином месте. При вывозе таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно – день принятия таможенной декларации на такие товары. При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения – день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч.1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Оно возможно только после выставления требования об уплате таможенных платежей в течение трех лет.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Дайте характеристику системы таможенных платежей.

2. Какой платеж признается таможенной пошлиной?

3. Назовите цели использования и расскажите о порядке исчисления таможенной стоимости.

4. Что представляют собой авансовые платежи.

5. Какова методика определения таможенной стоимости?

6. В каких статьях Таможенного кодекса рассмотрены вопросы, связанные с таможенными платежами?


ТЕМА 4: ТОВАРЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

ПЛАН

1. Характеристика товаров и транспортных средств

2. Характеристика контрабанды

1.Характеристика товаров и транспортных средств

Основным предметом таможенного регулирования яв­ляются товары и транспортные средства. Деление пред­метов на товары и транспортные средства связано с осво­бождением последних от уплаты таможенных налогов. Од­нако следует отметить, что в таможенном законодатель­стве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для меж­дународных грузовых или пассажирских перевозок. Поэто­му в таможенном праве транспортные средства выступают предметом правоотношений неимущественного характера в связи с осуществлением таможенного контроля. В случае когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно относится к категории товаров. К товарам относится любое движимое имущество, в том числе валюта, ва­лютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии. Человек не является предметом таможенно-правовых отношений, а выступает их участником (субъектом). Так, при проведении личного досмотра пассажира предметом таможенного регулирования является не физическое лицо, в отношении которого учинен досмотр, а те предметы или товары, для обнаружения которых и было принято реше­ние о личном досмотре. В ст. 189 ГК РФ говорится: "Личный досмотр... может быть проведен... при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо... скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектом нару­шения законодательства Российской Федерации".

В зависимости от направления движения товары могут быть импортными, экспортными и транзитными.

Импортными являются товары, ввозимые на тамо­женную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отече­ственного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввезены на российскую таможенную территорию. Как правило, импортный товар оказывается на таможенной территории России после того, как он пере­местится через таможенную границу. В некоторых случаях импортным может быть признан товар, не предназначен­ный для перемещения через таможенную границу. В каче­стве примера подобной ситуации можно назвать продук­цию, производимую по программам международной специ­ализации и кооперирования производства.

Понятие импортного (ввозимого) товара распространя­ется и на вещи, которые ввозят с собой на таможенную территорию России пассажиры.

Ввозимый на таможенную территорию товар находит­ся под таможенным контролем с момента пересечения та­моженной границы до совершения необходимых таможен­ных формальностей и уплаты установленных в законода­тельном порядке таможенных платежей.

Экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской террито­рии. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами, следовавши­ми за границу. Вывозимый товар становится предметом тамо­женных правоотношений с момента предъявления таможен­ному органу и до времени вывоза с таможенной территории.

Транзитный товар перемещается сводной таможен­ной территории на другую через территорию третьей страны. В России транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными пошлинами.

В зависимости от цели перемещения через таможен­ную границу предметы таможенных правоотношений могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие товары экспортируются, импортируют­ся, перемещаются транзитом в целях купли-продажи во внешнеторговом обороте. Движение коммерческих товаров обусловливает перемещение валюты, которой оплачивают­ся внешнеторговые поставки.

Некоммерческие товары соответственно не предназ­начены для торгового оборота. Через таможенную границу их перемещают:

а) граждане для личного пользования;

б) различные организации и учреждения для осуще­ствления уставных и иных задач, не связанных с торговлей.

В таможенном законодательстве устанавливается пре­дельное число предметов личного пользования, которые граждане могут свободно ввезти или вывезти. Наряду с эк­спортом и импортом товаров существует возможность пе­ремещения товара через таможенную границу на опреде­ленное время с последующим возвращением на первона­чальную таможенную территорию.

Такой товар называется временно ввозимым (вывози­мым). В отличие от экспортно-импортных поставок, пред­полагающих смену собственника поставляемых товаров, при временном ввозе (вывозе) собственник товара не меняется. Временный ввоз (вывоз) предполагает, что через некоторое время после совершения определенных действий (до работка, ремонт, демонстрация и т. д.) товар должен возвратится своему собственнику.

Материальные предметы тарифного регулирования подразделяются на товары, подлежащие таможенному на­логообложению, и товары, освобожденные от уплаты та­моженных налогов. Перечень объектов, освобожденных от таможенных налогов, может содержаться как во внутрен­нем (национальном) законодательстве, так и в международ­ных договорах и соглашениях, касающихся таможенных воп­росов (например, освобождение от уплаты таможенных по­шлин за провоз личных вещей и предметов первоначально­го обзаведения дипломатов).

2. Характеристика контрабанды

Одной из важнейших задач таможенных учреждений является борьба с контрабандой.

Контрабандой признается перемещение через таможен­ную границу Российской Федерации помимо или с сокры­тием от таможенного контроля, либо с обманным исполь­зованием документов или средств таможенной идентифика­ции, либо сопряжение с недекларированием или недосто­верным декларированием:

• наркотических средств, психотропных сильнодей­ствующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;

• вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельно­го оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладко­ствольного охотничьего оружия и патронов к нему);

• ядерного, химического, биологического и других ви­дов оружия массового уничтожения, материалов и обору­дования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

• стратегически важных сырьевых товаров;

• предметов художественного, исторического и архе­ологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных то­варов, совершенное в крупных размерах или с использова­ние служебного положения публичного должностного лица.

Контрабандой признается также невозвращение на та­моженную территорию России предметов художественно­го, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо пе­ремещение товаров и транспортных средств через тамо­женную границу путем ее прорыва. Контрабанда наказыва­ется в соответствии с уголовным законодательством РФ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Охарактеризуйте предмет таможенного регулирования.

2. В какой статье таможенного кодекса указаны правила проведения личного досмотра?

3. Дайте характеристику импортным товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ.

4. Что является транзитным товаром?

5. В чем разница между коммерческими и некоммерческими товарами?

6. Дайте характеристику контрабанде.


ТЕМА 5: ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПЛАН

1. Понятие и значение таможенного оформления

2. Порядок таможенного оформления

3. Понятие и сущность декларирования

4. Порядок декларирования. Виды деклараций

1. Понятие и значение таможенного оформления

Таможенный процесс представляет собой систему мероприятий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенный процесс включает в себя несколько стадий: таможенное оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, валютный контроль, производство по делам о нарушении таможенных правил.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению, т.е. процедуре их помещения на определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

Таможенное оформление – это действие должностных лиц таможенных органов, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования.

Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств на определенный таможенный режим.

Осуществляется таможенное оформление на основе:

- принципа законности;

- принципа уважения прав и законных интересов субъектов ВЭД.

Таможенное оформление производится в соответствии с принципом оперативности, с соблюдением принципа национального языка.

В качестве участников стадии таможенного оформления выступают таможенный орган и декларант. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого они декларируются, в качестве декларанта может выступать и таможенный брокер.

Таможенное оформление охватывает широкий круг многообразных действий. Среди них много таких, которые имеют сугубо конкретный, прикладной характер и регулируются не только Таможенным кодексом, но и правилами и положениями, установленными ГТК.

2. Порядок таможенного оформления

Товар, пересекающий границу, доставляется в зону расположения хозяйствующего субъекта, а его таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов (их структурных подразделений) во время их работы.

При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент предоставления таможенной декларации либо иных необходимых документов, а при вывозе – в момент представления таможенной декларации. Его начало может быть также связано с устным заявлением, равно как совершение иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществлять таможенное оформление. Завершение таможенного оформления происходит в момент окончания совершения необходимых операций для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия данного режима (если он действует в определенный промежуток времени), а также для исчисления взимания таможенных платежей.

Согласно ст. 15 ТК, никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортным средствами до их выпуска, за исключением установленных Таможенным кодексом случаев.

Порядок таможенного оформления может быть общим (обычная процедура оформления), первоочередным или упрощенным (приоритетный порядок оформления при перемещении через таможенную границу РФ товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, животных, скоропортящихся товаров и др.) и специальным (порядок, сопряженный с осуществлением санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля).

ГТК устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности.

Для того чтобы субъект ВЭД мог вступить в непосредственный процесс таможенного оформления, он должен обеспечить доставку товаров от места их прибытия до места нахождения таможенного органа либо из места их нахождения при декларировании до места вывоза. Такая перевозка осуществляется посредством внутреннего таможенного транзита.

Внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся до российской таможенной территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается таможенным органом отправления, т.е. там, где начинается перевозка. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

- ввоз товаров на территорию РФ не запрещен;

- в отношении ввозимых товаров проведен пограничный контроль и иные виды государственного контроля в их прибытии;

- в отношении товаров представлены разрешения и лицензии, если они требуются;

- подана транзитная декларация;

- приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (обеспечение уплаты таможенных платежей или таможенной сопровождение или определение конкретных маршрутов).

Согласно ч.4 ст. 80 ТК, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при соблюдении перечисленных правил и не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации.

Завершение внутреннего таможенного транзита оформляется таможенным органом назначения в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства.

3. Понятие и сущность декларирования

Таможенная декларация – это документ, оформленный в соответствии с требованиями таможенного законодательства и содержащий необходимую информацию о перемещаемом грузе, характера и субъектах внешнеторговой операции. Правовые основы декларирования содержатся в гл. 14 ТК. Согласно ст. 124 ТК таможенное оформление допускается в письменной, устной форме декларирования, а также путем электронной передачи данных.

Как правило, в настоящее время декларация подается в письменной форм, устное происходит при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров.

Наиболее точная форма декларирования называется конклюдентной, т.е. предполагает использование лицом определенных знаков, символов.

Декларант вправе предоставить в таможенный орган заявление, составленное в произвольной форме, при условии, что:

- общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1000$ США;

- перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному договору или перемещение товаров не связано с исполнением договорных обязательств;

- перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;

- товары одновременно предоставлены таможенному органу (Приказ ГТК РФ от 3 марта 2003 г. №203 «О декларировании товаров»).

В ч. 1 ст. 129 ТК срок подачи таможенной декларации не должен превышать 15 дней с даты предъявления товаров таможенным органом в месте их прибытия на таможенную территорию России или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование не в месте их прибытия. Этот срок может быть продлен, но без нарушения срока временного хранения товаров.

При вывозе товаров таможенная декларация продлится до их убытия с таможенной территории РФ.

Правовой статус декларанта регламентирован ст. 126-127 ТК. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, взятии проб и образцов товаров.

К основным обязанностям декларанта относятся:

- подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

- по требованию таможенного органа предъявить товары;

- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.

По завершении таможенного оформления совершают действия, заключающиеся в разрешении пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с таможенными режимами. Такие действия носят название – выпуск товаров.

4. Порядок декларирования. Виды деклараций

Основным документом при декларировании грузов является грузовая таможенная декларация (ГТД). Это официальный, используемый в таможенных целях документ, подаваемый субъектом ВЭД в таможенный орган, содержащий необходимые сведения о перемещаемом через таможенную границу РФ товаре и характере этого перемещения. В каждый ГТД заявляются сведения о товарах, перемещаемых в рамках заключения одного внешнеторгового контракта.

Сведения, заявленные в ГТЛД, составляют несколько информационных блоков:

1. общая характеристика поставки – информация о таможенном режиме, количестве товаров и упаковочных мест;

2. юридические лица, участвующие в таможенном оформлении внешнеторговой операции – данные об отправителе, получателе товаров, контрактодержателе (лице, ответственном за финансовое урегулирование), а также о декларанте;

3. географический блок – сведения о торгующей стране, из которой перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

4. транспортный блок – информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

5. финансовый блок – данные о стоимостной оценке импортно-экспортных операций, об условиях поставки, сроке поступления денежных средств, форме расчетов, валюте платежа;

6. характеристика каждого товара в партиях – сведения о наименовании товара, его упаковке и маркировке, весе товара, фирме-производителе, применении мер экономической политики и др.

ГТД должна быть заполнена разборчиво, не должна содержать подчисток и помарок. Исправления вносятся на пишущей машинке (компьютере) или от руки. Правильность каждого такого исправления удостоверяется на каждом листе ГТД декларантом или лицом, уполномоченным им. Первые два листа ГТД остаются в таможенном органе для хранения и исполнения в статистических целях. Третий лист декларации возвращается декларанту.

Четвертый лист:

- прикладывается к товаросопроводительным документам при заявлении таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров с таможенной территории РФ, и направляется вместе с товарами с таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на государственной границе РФ, либо пункт пропуска на внешней границе таможенного союза России и Белоруссии;

- передается в подразделение, осуществляющее контроль за таможенной стоимостью товаров, при заявлении таможенных режимов выпуска для свободного обращения и реинпорта.

Одной из важнейших задач декларирования является правильное определение таможенной стоимости перемещаемых товаров. Выполнению данной задачи служит использование в таможенных целях официального документа, который называется декларация таможенной стоимости (ДТС). Она подается в таможенный орган одновременно с ГТД лишь при отсутствии операций по ввозу товаров на территорию страны.

За все изменения, указанные в ДТС, в документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

С разрешения таможенного органа субъектами ВЭД может применяться особый порядок декларирования. Он имеет целью совершенствование и упрощение порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, создание наиболее благоприятных условий участникам экспортно-импортных операций.

Согласно ст.135 ТК, если декларант в силу особых причин, не зависящих от него, не может подать полную таможенную декларацию, таможенный орган вправе разрешить подачу неполной таможенной декларации при условии, что в ней содержатся основные сведения, необходимые для таможенных целей, недостающие сведения должны быть представлены в срок не позднее 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что представляет собой таможенное оформление?

2. Каковы принципы производства таможенного оформления?

3. Где происходит таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ?

4. Дайте понятие декларанта.

5. Как Вы считаете, возможен ли отзыв таможенной декларации?

6. Расскажите в чем сущность ДТС?

7. Каков порядок заполнения декларации?


ТЕМА 6: ПРОВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ПЛАН

1. Сущность, цели таможенного контроля

2. Формы таможенного контроля

3. Проведение таможенного контроля

1. Сущность, цели таможенного контроля

Таможенный контроль – это средство предупреждения нарушений. Согласно ст.11 ТК таможенный контроль представляет собой совокупность мер соблюдения законодательства РФ о таможенном деле. Это проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным нормативно-правовыми актами.

Целями осуществления таможенного контроля являются:

- обеспечение соблюдения участниками ВЭД норм таможенного, налогового, административного, уголовного законодательства;

- охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

- защита общественного порядка;

- выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

- предупреждение неправомерных деяний субъектов ВЭД.

Объектами таможенного контроля являются:

- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

- документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;

- деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли;

- уплата таможенных платежей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: