Свинина

Адвентисты и некоторые другие верующие считают, что христиане не должны есть свиное мясо и сало, а также мясо кроликов и прочих животных, которые в Ветхом Завете объявлены «нечистыми». Об этом запрете написано в 11-й главе книги Левит: «Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: … зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у ней раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки; нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев.11:2-3,6-8). Давайте разберёмся, относится данное повеление к христианам или нет.

Для этого достаточно прочитать всего лишь одно место из Нового Завета: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрогивайся» – что всё истлевает от употребления, – по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:20-23). Совершенно очевидно, что Павел цитирует здесь именно заповедь о нечистых животных: «не ешьте и не прикасайтесь». И апостол спрашивает христиан: зачем вы это делаете, неразумные люди? Это же было написано не для вас, все эти обряды вам совершенно не нужны и лишь по виду могут казаться вам мудрыми и угодными Богу. На самом же деле ваши учителя самовольно возложили на вас обязанность соблюдать эти ограничения, но вы должны быть выше всех этих людских обычаев. Вот прямой и отчётливый смысл наставления Павла, так что христианам не нужно забивать себе голову ветхозаветными запретами на всевозможных «нечистых» животных.

Вообще понятие нечистоты является ритуальным и относится исключительно к израильтянам, оно было введено Богом для их отличия от остальных народов. В законе Моисеевом расписана обширная система постановлений, связанных с обрядовой нечистотой: правила её определения, ограничения для её носителей и способы избавления от неё, к которым относятся жертвоприношения, очищение водой с пеплом рыжей телицы, омовение тела, одежд и предметов, уничтожение осквернённых вещей и т.д. Разве адвентисты соблюдают все эти предписания? Разве кто-нибудь из них станет ломать печь, на которую упадёт мёртвая мышь (Лев.11:29,35)? Какой тогда им смысл воздерживаться от «нечистых» животных, если они даже не знают, как очиститься от случайного осквернения? Они просто запутались в запретах, которые Бог дал не им, а лишь Израилю, как это видно и в тексте заповеди: «Скажите сынам Израилевым», «нечисты они для вас».

Для всех же остальных народов остались в силе слова, сказанные Богом Ною: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё. Только плоти с душею её, с кровию её, не ешьте» (Быт.9:2-4). Таким образом, люди могут свободно есть всех бегающих, летающих, ползающих и плавающих животных вне зависимости от наличия или отсутствия у них копыт, перьев, чешуи или каких-либо других частей тела.

Апостолы подтвердили эту свободу христиан в своём послании к языческим церквам. Когда на их соборе разгорелись споры по поводу соблюдения закона, апостол Иаков в конце концов предложил следующее: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе: ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19-21). Мысль Иакова понятна: поскольку соблюдающие Моисеев закон иудеи жили во всех городах Римской империи, то во избежание оскорбления их религиозных чувств христианам из язычников следовало воздерживаться от некоторых наиболее отвратительных для иудеев дел, а именно какого-либо участия в идолопоклонстве, блуда и пищи с кровью. Как мы видим, этот единственный пищевой запрет совпадает с предписанием, которое Бог дал Ною, а не с одним из обрядовых ограничений закона Моисеева. Так что христиане не обязаны исполнять прочие ветхозаветные постановления, тем более записанные в узкоспециальной книге Левит, представляющей собой кодекс ритуального служения.

В посланиях апостола Павла также есть много упоминаний о незначительной роли пищи в христианской жизни. Вот, например, его высказывание по поводу запрещённых животных: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). То есть не существует ни одного животного, нечистого по своей природе; оно может лишь считаться нечистым с точки зрения некоторых людей. Поэтому нельзя делать заявления типа «Свинья – нечистое животное», а правильным будет сказать: «Свинья является нечистым животным для иудеев». К христианам же вся эта обрядность не имеет никакого отношения, о чём Павел сказал чуть далее: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Таким образом, ограничения в пище никак не связаны с христианством и не влияют на духовность верующих.

Павел дал христианам лишь одно предписание в отношении пищи, связанное с немощными в вере учениками: «Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех» (Рим.14:20-23). Иными словами, если неутверждённый в истине христианин считает какую-либо пищу нечистой и запрещённой Богом, то другим не стоит есть её в его присутствии, чтобы он не последовал их примеру, оставаясь в то же время при своих взглядах. Такой поступок будет для него грехом, так как идёт против его убеждений. Поэтому чтобы не стать для него соблазном, то есть поводом ко греху, окружающим лучше не пользоваться на виду у него своим правом есть любую пищу. Однако данный совет вряд ли можно отнести к случаю с убеждёнными адвентистами, которые пытаются навязать свои запреты другим верующим. И если они скажут: «Не ешь свинину, меня это соблазняет», то не нужно им угождать, так как на самом деле никакого соблазна для них в этом нет. Они ведь не станут сами есть свинину, им всего лишь это не по нраву, но это не даёт им права возлагать на окружающих тяжкое бремя своих ограничений.

В послании к другой церкви Павел также написал несколько наставлений на тему пищи: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8), «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор.10:25), «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?» (1Кор.10:30). Таким образом, пища никак не влияет на отношения верующих с Богом, и они могут есть любое продающееся на торгу мясо, не выясняя, какому животному оно принадлежит. И никто не имеет права упрекать их за «нечистую» с чьей-либо точки зрения пищу, которую они едят с благодарностью Богу. Можно ещё раз вспомнить уже знакомое нам высказывание Павла: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол.2:16-17). Христианам больше не нужно служить тени будущего, так как они уже пребывают во Христе.

Что же касается учителей, пытающихся склонить верующих к соблюдению запретов на «нечистую» пищу, то апостол Павел предостерегал христиан против них: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:1-5). Как мы видим, Павел отзывался о таких наставниках очень резкими словами: слуги бесов, лицемеры, лжецы, бессовестные. Ещё более решительно он обличал их в другом послании: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:10-11,13-16). Даже читать страшно, насколько такие законники отвратительны в глазах Бога. Не дай Бог кому-либо из искренних христиан докатиться до такого ужасного состояния. Учителя адвентистов, остановитесь! Не развращайте детей Божьих иудейскими баснями, не отвращайте их от истины, не перетягивайте их к себе ради своей выгоды и похвалы перед церковным начальством, не отрекайтесь своими делами от Христа, освободившего верующих от рабства закону. Он стал нашим искуплением вместо прежних ритуальных жертв, «которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр.9:10). Это время исправления уже наступило, и христиане получили свободу от греха и от всех ветхозаветных постановлений о нечистоте. Не надо осквернять свою совесть возвратом к устаревшему прошлому и сеять разделения и лжеучения среди верующих. Как говорит об этом Священное Писание: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13:9).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: