Суббота

Некоторые верующие, в частности адвентисты седьмого дня, придерживаются учения о необходимости соблюдения христианами субботы как дня покоя. В качестве основания для данного учения они ссылаются на четвёртую заповедь закона Моисеева: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). Это одна из Десяти заповедей, написанных Богом на скрижалях завета, которые Господь отдал Моисею, вождю израильского народа. Большинство христиан считают, что заповедь о субботе была дана лишь для Израиля, поэтому людям из других народов, а значит и Церкви соблюдать её не нужно. Адвентисты же не согласны с такой точкой зрения: они говорят, что все остальные заповеди – «не убивай», «не кради», «почитай отца и мать» и т.д. – Бог не отменял для христиан. Почему же тогда одну лишь четвёртую заповедь Церковь исполнять не обязана? Они считают, что это нелогично и неправильно, и потому сами стараются её соблюдать: в субботу не работают, не занимаются домашними делами, не совершают покупок и придерживаются многих других ограничений. И свои богослужения они проводят по субботам, в отличие от всех остальных христиан, собирающихся по воскресеньям. Так кто же прав и должны ли верующие почитать субботу так, как это предписано в Ветхом Завете?

Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим, а каким же образом Бог велел Израилю соблюдать субботу? Об этом написано в той же книге Исход через несколько глав: «Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте; ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела; а в седьмый – суббота покоя, посвящённая Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился» (Исх.31:13-18).

Как мы видим, в этом повелении Господь почти полностью повторил текст заповеди, но помимо того добавил несколько дополнительных деталей, одной из которых является наказание смертью за нарушение субботы. Примером может служить случай с человеком, собиравшим в субботу дрова (Чис.15:32-36). Теперь вопрос к адвентистам: а вы применяете смертную казнь к тем членам церкви, которые «оскверняют субботу» своими делами? А если нет, то почему? Разве вы можете угодить Богу, исполняя лишь одну удобную для вас часть Его повеления? Ведь в обоих высказываниях на этот счёт Бог не проводит никакого разделения между соблюдением субботы и карой для её нарушителей. Поэтому заповедь о субботе люди могут исполнять лишь там, где они имеют право предавать смерти тех, кто её преступает. И возможно это лишь в том обществе, где данная заповедь имеет статус государственного закона, а это было только в Израиле.

Таким образом, ни язычники, ни Церковь не в состоянии соблюдать субботний день так, как постановил Бог, поэтому очевидно, что к ним эта заповедь не относится. Это подтверждается также двумя фразами о том, что суббота является знамением между Богом и сынами Израилевыми. Моисей сказал об этом и в своей последней книге: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Вт.5:15). Слово «потому» ясно указывает на причину постановления о субботе, а именно: Бог чудесным образом вывел израильтян из египетского рабства. О том же самом написал впоследствии и пророк Иезекииль: «И Я вывел их из земли Египетской и привёл их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их» (Иез.20:10-12). Христиан же Бог не выводил из Египта, не приводил в пустыню и – обратите особое внимание – не давал им заповеди, благодаря соблюдению которых они имели бы жизнь. Они получают вечную жизнь не через дела закона, а через веру в Иисуса Христа (Гал.2:16). Поэтому заповедь о субботе и другие законы и постановления, данные Моисею, адресованы исключительно израильскому народу, а к жизни Церкви не имеют никакого отношения.

Для христиан апостолы писали наставления совсем другого рода, например: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим.14:5-6). Если бы верующие были обязаны соблюдать субботу, то Павел никак не мог бы давать им такие советы. Он же прямо сказал, что христиане могут относиться ко всем дням одинаково, и это будет вполне угодно Богу. А если человек пожелает отметить какой-либо день особо, то он имеет на это полную свободу действий. Пожалуйста – можешь оставить домашние дела, посетить церковь, молиться, поститься, устроить семейный вечер песнопений и чтения Библии, приготовить праздничный обед, веселиться, благовествовать людям на улице – в общем, делай что хочешь для Божьей славы. Угождай Богу так, как считаешь нужным, и не мешай другим поступать по собственному разумению – вот и все инструкции по проведению праздников и знаменательных дней.

В другом месте Павел тревожился из-за отступления христиан от этой свободы: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:9-11). Если одни верующие принуждают других отмечать какие-то дни, если соблюдение особых дней считают добродетелью, а несоблюдение – грехом, то они тем самым попадают в духовное рабство и лишаются силы и богатства, которые они имели во Христе. Они даже могут полностью обесценить работу, ранее совершённую в них Богом, как апостол написал об этом немного далее: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Поэтому христиане должны помнить, что праведность или греховность какого-либо дела не зависит от календаря. И если что-то можно делать в обычный день, то это позволительно и в субботу, и в воскресенье, и даже в самый великий праздник.

В качестве заключительного вывода можно привести слова Павла: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол.2:16-17). Здесь апостол в списке незначительных для христиан вещей ещё раз конкретно назвал субботу, так что дальнейшие споры о необходимости её соблюдения совершенно излишни. Ведь даже адвентисты не считают, будто нужно обязательно отмечать новомесячия и все христианские праздники, а в некоторых своих церквах они не празднуют даже Пасху. Но это их личное дело и никак не влияет на их праведность, потому что все истинно верующие имеют оправдание и спасение во Христе. Соблюдение же праздников и особых дней может повлиять лишь на отношения между людьми, не вполне терпимыми к убеждениям и образу жизни других. Поэтому Павел и наставлял верующих, чтобы они никого не осуждали, не порицали и не уничижали за вещественные и внешние моменты христианской жизни.

Адвентисты часто цитируют стих: «Посему для народа Божия ещё остаётся субботство» (Евр.4:9). На его основании они утверждают, что заповедь о субботе остаётся для христиан действительной. Однако в следующих стихах поясняется настоящее значение слова «субботство»: «Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:10-11). То есть это слово означает не соблюдение субботы, а обретение в Боге покоя, под которым автор подразумевал вечное спасение. Это отчётливо видно из контекста, например: «А входим в покой мы уверовавшие, так-как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой» (Евр.4:3). Как израильтянам для вхождения в обетованную землю покоя была необходима вера в Божьи обетования, так и христианам для достижения вечной жизни на небесах необходимо сохранить свою веру до конца, о чём сказано и в итоговом призыве: «Итак… будем твёрдо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14). Так что в этой главе ни о каком соблюдении субботы речь не идёт.

Теперь давайте рассудим, в какой день недели следует собираться христианам. Адвентисты ссылаются на то, что Иисус и апостолы обычно проповедовали в субботу. Но ведь это происходило только в иудейских синагогах, куда люди приходили по субботам слушать Слово Божие. А о внутренней жизни Церкви мы можем прочитать, например, в следующем тексте: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба» (Деян.20:7). Как мы видим, первые христиане совершали Вечерю Господню в воскресенье. А вот ещё одно место: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:1-2). То есть верующие собирались вместе по воскресеньям и потому могли без проблем собрать пожертвования для помощи другим церквам. В этот день христиане особо вспоминали воскресение Иисуса из мёртвых и в честь этого события стали вместе отмечать воскресный день. Суббота же для них ничем не знаменательна, поэтому в обычае адвентистов собираться по субботам нет никакого смысла. К тому же это неудобно, так как суббота является рабочим днём. И ведь именно благодаря христианству воскресенье стало выходным днём почти во всех странах мира, так что верующим не стоит отказываться от этого наследия. Итак, да будет воскресенье днём братского общения всех христиан!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: