Как известно, реализацией продукции и поступлением денежных средств за нее на счета, кассу предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную. Эти денежные средства, поступившие предприятию за отгруженную продукцию, и называются выручкой от реализации.
Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Выручка от реализации – это показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц.
При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:
*выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
*выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
|
|
*выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Своевременное и полное поступление выручки – важнейшее условие успешной финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, поскольку она является главным и регулярным источником денежных средств.
Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, запчастей, топлива, энергии. Из выручки происходит отчисление налогов в бюджет, выплата зарплаты, возмещается износ основных фондов, финансируются расходы предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость. Вместе с тем, выручка в строгом смысле не является доходом, так как из нее необходимо возместить затраты.
Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.