Рыночную цену (Ц) можно определить как сумму денег, за которую продавец стремится продать свой товар (услугу), а покупатель готов и способен купить его за предлагаемую сумму. В рыночной экономике имеет цену каждый товар и каждая услуга.
Ц подразделяются на следующие основные виды:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Состав розничной Ц характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
|
|
Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:
Издержки (себестоимость) предприятия | Прибыль | Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка) | Торговая надбавка (скидка) | |
Издержки | Прибыль | Издержки | Прибыль | |
Оптовая (отпускная) цена предприятия | ||||
Оптовая цена промышленности | ||||
Розничная цена | ||||
Процесс ценообразования
Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, согласно ныне действующего законодательства, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).
Определение себестоимости единицы продукции предприятием-изготовителем в рамках действующего в республике законодательства представляет собой регламентированный порядок обоснования цены.