Проникновение восточных славян на Северный Кавказ в период правления князей Игоря, Святослава. Тмутараканское княжество

Литература:

История народов Северного Кавказа с древнейших времен и до конца XVIII в. М.,1988.

Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – первой половине XIII в.М.: Изд-во МГУ 1977.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980 г.

Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1980.

Первые древнерусские князья (Олег, Игорь, Святослав) предпринимали усилия не только по объединению группы восточных славянских племен в единое государство, но и стремились создать для своей молодой страны благоприятные условия для внешней торговли. Эта торговля имела большое значение для экономического развития Киевской Руси. Между тем положение с международной торговлей было таково, что основные торговые пути находились в руках самого сильного в тот период государства – Византийской империи, а также у Хазарского каганата, который контролировал не только Волжский торговый путь, но и южную часть торгового пути «из варяг в греки», где проживали славянские племена, подвластные хазарам. В создавшихся условиях решить проблему расчистки торговых путей мирным путем было невозможно. Она могла быть решена только военным способом, как правило, сопровождавшимся грабежом.

Из исторических источников мы узнаём, что в 913 г. вели­кий киевский князь Игорь организовал поход к берегам Каспийского моря с целью ограбления населения, там проживавшего. В поход вышло около 500 ладей, на каждой из которых находилось до 100 воинов. Русы на ладьях спустились по Днепру в Чёрное море, каботаж­ным способом достигли Азовского моря и неожиданно овладели Тмутараканью. В походе они должны были проходить хазарские владения. Игорь не собирался воевать с Хазарией, конечной целью русского князя были богатые берега Каспийского моря, по­этому он вступил в переговоры с представителями кагана. Хазары согласились пропустить славянские дружины через территорию своего государства, но взамен потребовали возвратить Тмутаракань и на обратном пути отдать им половину награбленной добычи.

По Азовскому морю, а затем по реке Дон русские воины до­брались до самого узкого места между Доном и Волгой. Волоком русы переправили свои ладьи в Волгу и направились вниз по реке в Каспийское море.

Там они расположились на Апшеронском полуострове и сосед­них островах, откуда совершали набеги на прибрежные селения, принадлежавшие мусульманским народам.

На обратном пути Игоревы воины принесли хазарскому хану половину добытых сокровищ, как это было условлено договором. Однако добраться благополучно домой не удалось, их атаковала хазарская гвардия, состоявшая преимущественно из мусульман.

В трёхдневном сражении славяне потерпели поражение, поте­ряв только убитыми около 30 тысяч человек. Спаслись только три тысячи русов, которые вынуждены были изменить маршрут своего возвращения на родину и направиться вверх по Волге. Болгары и буртасы довершили истребление Игоревых дружинников, из которых лишь немногие добрались до Киева с трагической вестью о неудачном восточном походе.

Сохранились сведения и о втором походе русов в 943-944 гг. в прикаспийские страны. Он, как полагают некоторые историки, проходил уже по другому маршруту: через степи Северного Кавказа. В этом походе также использовался флот. На нём славяне прибыли от устья реки Куры к главному мусульманскому городу Кавказа - Бердаа. Они взяли его штурмом, разграбили и возвратились на свои суда, стоявшие в устье реки Куры. Дальнейший маршрут их следования неизвестен. После побед над местными жителями рус­ские дружины с добычей ушли на Русь.

Победы князя Святослава. Решительный поворот во внешней политике Киевской Руси произошёл в период правления в Киеве сына Игоря Старого - Святослава (964-972). От эпизодических на­бегов с целью наживы на берега Прикаспия этот князь переходит к продуманной политике, направленной на расчистку торговых путей по Волге, Дону, Чёрному и Азовскому морям.

О том, как разворачивались события, можно прочитать в древ­нерусском летописном своде «Повесть временных лет»:

«В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах, - такими же были и все прочие воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл на Оку-реку и на Волгу...

В год 6473 (965). Пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хаза­ры вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов. В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил».

Из этого лаконичного рассказа летописи видно, что внешнепо­литические задачи киевским князем Святославом были решены успешно. Единственное восточнославянское племя - вятичи, - ещё платившее дань хазарам, было покорено и стало находиться в зави­симости от Киева. Но самое главное, торговый конкурент Киевской Руси - Хазарский каганат - был повержен и уже не мог служить препятствием в восточной торговле русов. К этому надо добавить и то, что, по восточным источникам, Святослав нанёс чувствитель­ное поражение другому торговому конкуренту Руси – Волжской (Камской) Болгарии. Таманская Тмутаракань, по мнению историков, была превращена в военно-торговую факторию, в которой постоян­но находился русский гарнизон. Возможно, что часть касожских и аланских военных отрядов Святослав привёл с собой в Киев с тем, чтобы потом использовать их в походах.

Лев Диакон Калойский (византийский историк X в.) о внешнем облике великого киевского князя Святослава Игоревича:

«Святослав переезжал реку (Дунай) на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими без всякого разли­чия. Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, бритою бородою и с густыми длинными висячими на верх­ней губе, волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посредине их вставленным. Одежда была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Успешный поход Святослава Игоревича против северокав­казских племён и основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение русов на Таманском полуострове; греческие источники указывают на существование русских вла­дений в восточной части Крымского побережья.

Основание Тмутараканского княжества. Трагическая гибель Святослава в 972 г. на днепровских порогах, малолетство его сыновей и последующая усобица помешали более прочному закреплению завоё­ванных территорий на Северо-Западном Кавказе за Киевской Русью.

С приходом к власти в Киеве сына Святослава - Владимира - си­туация стала изменяться в пользу Руси. После событий 988-989 гг., связанных со взятием византийского города Херсонеса в Крыму и принятием христианства, Владимир закрепил за собой Боспорское поморье и Тмутаракань. Он посадил там княжить своего воинст­венного сына Мстислава. Удалённость от Киева и необходимость принятия быстрых решений требовали обязательного присутствия на Северо-Западном Кавказе русского князя.

Тмутараканское княжество в период расцвета включало в себя Таманский полуостров с городом Тмутараканью и Керченский по­луостров с городом Корчев(город Керчь, бывший Пантикапей). На Дону княжеству подчинялась Белая Вежа - бывшая хазарская крепость Саркел. Трудно сказать, где находились границы на востоке, но некоторые исследователи счи­тают, что земли, подвластные русским князьям, простирались до реки Большой Егорлык, протекавшей по территории современного Ставропольского края.

Город Тмутаракань являлся экономическим и культурным центром княжества. Здесь располагался крупный торговый порт, который связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами. Княжество играло видную роль в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Его население состояло из местных племён - касогов (закубанских адыгов), алан, хазар, готов, а также греков, армян и славян (вои­нов, крестьян, купцов и ремесленников). Многие племена Кубани находились в зависимости от князя, платили ему дань и посылали воинов в помощь княжеской дружине во время военных действий. Основные доходы княжеству давали торговые пошлины с купцов.

Из двенадцати сыновей Владимира Святославича Мстислав больше других походил на своего знаменитого в войнах деда - Святослава. Он был славен в народных преданиях как князь- богатырь, единоборец. Летопись сохранила его характеристику: «Он был дебел телом, красноват лицом, с большими глазами, храбр на рати, милостив, очень любил дружину, имения, питья и кушанья не щадил для неё».

Сопоставление этого описания Мстислава с фактами его военной биографиии показывает, что тмутараканский князь своим богатыр­ством поразил воображение народа и долго жил в его памяти. Ни об одном из князей той далёкой эпохи в дошедших до нас летописях не говорится с указанием таких подробностей внешности.

Согласно древнерусским летописям, Мстислав пошёл войной на касогов. Касожский князь Редедя вышел к нему навстречу с войском и сказал: «Зачем губить дружину, схватимся мы сами бороться, одолеешь ты - возьмёшь моё имение, жену, детей и землю мою, я одолею - возьму всё твоё». Мстислав согласился и стал бороться с Редедею; боролись крепко и долго, Редедя был велик и силён. Мстислав уже начал изнемогать и, предвидя беду, обратился к Деве Марии: «Пречистая Богородица, помоги мне; если я его одолею, построю церковь в твоё имя».

Сказавши это, Мстислав собрался с силами и ударил Редедю о землю, затем вынул нож и зарезал касожского богатыря; потом пошёл в его княжение и наложил дань на касогов. Обет был также исполнен: церковь Богородицы, построенная Мстиславом, стояла в Тмутаракани ещё во времена летописца (начало XII в.).

В 1036 г. Мстислав неожиданно умирает. Это произошло после того, как он заболел на охоте в черниговских лесах. После него не осталось наследников. Данным обстоятельством воспользовался ки­евский князь Ярослав и объединил левобережные и правобережные земли Днепра под своей властью.

Воссоединение русских земель вокруг Киева оказалось недолгим. После смерти Ярослава Мудрого в феврале 1054 г. со временем произошло фактическое расчленение Киевской Руси. Русские зем­ли оказались разделёнными между сыновьями и племянниками Ярослава. Началось соперничество за Тмутаракань между князьями Ярославова дома. Во главе Тмутараканского княжества в дальнейшем были князья Глеб, Ростислав, Олег.

Тмутаракань после 1094 г. Дальнейшая судьба Тмутараканского княжества из отечественных источников не прослеживается. Скорее всего, Тмутараканское княжество отпало от главного массива русских земель в первые десятилетия XII в., когда под ударами объе­динённых русских дружин половцы вынуждены были откочевать в северокавказские степи, отрезав от основной Руси её окраинную территорию.

Оторвавшись от Руси Тмутаракань попала в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, продолжала жить своей жизнью.

Можно утверждать, что не только господство половцев, «владычество» Византии, но и страшное Батыево нашествие не истребило русское население на Таманском полуострове. В XV в. Тмутараканью (Матрегой) завла­дела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь, как и в период существования Боспорского царства, были вовлечены в мировую торговлю между Западом и Востоком. В конце этого столетия на территории бывшего Боспора образовалось независимое от татаро-монголов Крымское ханство, в которое входил и Таманский полуостров. В связи Турецкой экспансией оно становится зависимым от Османской империи. Здесь строится крепость Хункала, просуществовавшая вплоть до ликвидации Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1783 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: