Делая акцент на инструментальной стороне проблемы разрешения кризиса, попробую обозначить, а затем сопроводить примерами три тематических блока, каждый из которых играет особую роль в работе с
Кризисами-конфликтами.
Первый блок — это комплексные циклы действий в конфликтной ситуации. Демонстрируя некоторые из них, хотел бы подчеркнуть, что эти циклы носят достаточно гибкий характер и не являются исчерпывающими.
Итак, действия по управлению конфликтом целесообразно начинать с его институциализации, т. е. установления составляющих, а так же норм и правил разрешения конфликта. Следующий этап — легити-шзация— ориентирован изначально на выяснение того, присутствует ли у большинства участников конфликта добровольная готовность соблюдать предложенные нормы и правила, а затем на приведение процедуры разрешения проблемы в соответствие с уровнем легитимности. Необходимо также структурирование конфликтующих групп, что предполагает создание условий для выявления и организационного закрепления индивидуальных и коллективных субъектов — носителей имеющихся проблем. Когда предыдущие действия произведены, может ставиться следующая управленческая задача — редукции конфликта, или его постепенного ослабления за счет перевода на другой уровень [59].
|
|
Например, в нашем обществе периодически возникают конфликты, в основе которых лежат требования предоставления дополнительных прав теми или иными нациями. Как, исходя из показанных выше действий, таким конфликтом можно управлять? Разрабатывается проект закона, например, "О национально-культурной автономии", который затем тестируется на предмет потенциальной готовности его выполнять и корректируется. Параллельно стимулируются собрания общественных объединений национального профиля, где высказываются мнения о законе, а также образуются новые структуры подобного типа, которые вовлекаются в процесс. И только после этого начинают постепенно реализовываться прямые мероприятия по расширению прав наций — открытие национальных школ, выпуск соответствующих СМИ и т. п.
Другой цикл сводится к следующему, в процессе реализации практически любого проекта — политического, экономического, культурного и пр. — важно иметь в виду такие этапы, как: прогнозируемые сложности (исследование, формирование баз данных по проблемам, вокруг которых в перспективе возможен конфликт), тестирование опасности (проверка конфликтных гипотез), нейтрализация конфликтного потенциала (разработка коммуникационной стратегии, создание и распределение соответствующих информационных потоков).
|
|
В качестве примера действия данного алгоритма опишу меры ПР-воздействия, принятые Центробанком (ЦБ) РФ в 1997 г. в преддверии деноминации рубля с учетом атмосферы недоверия к финансовым реформам, господствующей в российском обществе.
Была выдвинута гипотеза о том, что журналисты, особенно на периферии, во-первых, недостаточно грамотны экономически, а во-вторых, не всегда имеют под рукой необходимое количество вспомогательных сведений, а потому попадают в плен к доминирующему обывательскому мнению. Подтверждали эту гипотезу ранее опубликованные материалы, большинство из которых сводилось к тому, что денежная реформа обязательно приводит к каким-то ограничительным мерам: например, наличные деньги меняются в одном масштабе, а безналичные — в другом либо действуют ограничения по вкладам и т. д. Вот что было предложено сделать для нейтрализации конфликтного потенциала.
В ЦБ начали готовить пресс-пакеты со специальной информацией для журналистов, представленной в виде максимально готового продукта для любого употребления: просто почитать, войти в определенную проблему, полностью или частично использовать в публикациях и т. п. Высокая степень готовности вспомогательных материалов уменьшала вероятность того, что будет сделана какая-то ошибка или допущена неточность в публикации.
По всей стране были организованы циклы образовательных семинаров для журналистов. Подготовленный специалист ЦБ выезжал в регион, где собирались руководители территориальных учреждений ЦБ, представители коммерческих банков, инвестиционных организаций, журналисты местных СМИ. Устраивалась обстоятельная дискуссия по проблеме, преследовавшая две цели: образовательно-информационную и прикладную, поскольку журналисты готовили по итогам семинара публицистические материалы. Проводились и другие мероприятия для СМИ: пресс-конференции, в том числе селекторные, прямые эфиры и т. д.
Целый блок гипотез был выдвинут по поводу того, какие категории населения могут болезненно воспринять сообщения о деноминации. В частности, предполагалось и впоследствии подтвердилось исследованиями, что в наибольшей степени подвержены страхам пожилые люди, т. е. те, которых государство неоднократно обворовывало. Для конфликтогенных групп начали готовить телевизионные сюжеты, причем первоначально планировалось участие в разъяснительных роликах политиков, экономистов, банкиров. Но тестирование в фокус-группах показало, что их появление на экранах в заданной роли вызывает у людей высокую степень раздражения. А скажем, образы известных актеров, напротив, действуют на аудиторию благоприятно. В итоге эти персонажи и фигурировали в роликах в качестве основных.
Специфические формы ПР-воздействия подбирались для молодежи, людей с низким образовательным уровнем, групп с повышенными интеллектуальными запросами и др. Такого рода деятельность во многом способствовала тому, что деноминация осуществилась спокойно и безболезненно.
В качестве иллюстрации заявленного цикла действий расскажу также об опыте собственной работы руководителем одной из первых в России служб "паблик рилейшнз" — Акционерного общества "Сити", призванного осуществить идею создания в Москве, на Краснопресненской набережной, Международного делового центра.
Мы начали эту деятельность в 1992 г. с прогнозирования вероятных "болевых точек" и формулирования их в виде априорных утверждений, потенциально ведущих к зарождению и эскалации конфликта:
• "Этот проект предназначен только для бизнесменов, но вовсе не для обычных граждан", Этот проект разрушит имеющиеся в центре столицы памятники истории и культуры",
|
|
• "В результате реализации проекта будет загрязнена окружающая среда",
• "Проект являет собой насаждение в столице чуждой отечественным традициям архитектуры" и т. д.
Затем служба ПР выясняла, насколько практически актуальны названные утверждения. Так, с одной стороны, оказалось, что проект беспроигрышен в социальном отношении, поскольку даст до-100 тыс. дополнительных рабочих мест, позволит телефонизировать тысячи столичных квартир, улучшит транспортную систему. Таким образом, задача управления потенциальным конфликтом сводилась здесь исключительно к пропаганде преимуществ нового комплекса.
С другой стороны, обнаружилось, что архитекторы обсуждали вопрос о включении в территорию строительства ботанического сада лекарственных растений; выяснилось также, что к участку Делового центра при.мыкает имеющий историческую и природную ценность городской парк "Студенец". На основании проведенной экспертизы служба ПР предложила исключить ботанический сад из зоны строительства, и предложение было принято. Распространялась соответствующая информация о парке, в частности о том, что он не только сохранится, но и значительно расширится за счет создания в Деловом центре парка "Сити" — озелененного оазиса с висячими садами, каскадами, фонтанами и водоемами.
Сходные действия проводились и по другим потенциально конфликтным направлениям. В комплексе они привели к тому, что начиная с 1994 г. развитие проекта шло в исключительно спокойной атмосфере [60].
Потенциальные проблемы могут прогнозироваться на основании учета достаточно большого числа факторов, которые некоторые исследователи пытаются классифицировать. В качестве примера такой классификации приведу предложенный Д. Капонигро перечень оснований для наиболее вероятных кризисных ситуаций в организациях: «1. Организация недавно испытала кризис.
Говорят, что бомба в одну воронку дважды не падает. Следуя этой логике, некоторые предпочитают пользоваться услугами авиакомпании, самолет которой недавно разбился. Однако в целом для компаний, недавно переживших кризис, данная логика, к сожалению, не работает. Во-первых, опыт предыдущего кризиса показал, что компания уязвима. Во-вторых, организация, занятая урегулированием последствий миновавшего кризиса, может не придавать значения тревожным сигналам, указывающим на приближение нового кризиса.
|
|
ся настолько тщательно, что у руководства компании может развиться "мания преследования". Один неверный шаг — и первые полосы газет заполнятся сенсационными заголовками, наносящими смертельный удар по репутации компании, а конкуренты, аналитики и другие заинтересованные лица только подольют масла в огонь.
8. Компания только что образовалась.
Первый год для новой компании всегда самый сложный и опасный, поскольку кризис, разразившийся в этот период, может серьезно подорвать ее "здоровье" в области финансов и пошатнуть позицию на рынке. За свою недолгую жизнь компания еще не успела заручиться поддержкой целевых аудиторий (сотрудников, клиентов, поставщиков, СМИ). К тому же она пока не располагает квалифицированными специалистами, а также оборудованием, техникой, способными предотвратить перерастание проблемы в настоящий кризис и свести риск кризисной ситуации к минимуму.
9. В компании неблагоприятна внутренняя обстановка. Необходимость выполнить работу в ограниченные сроки; слишком
требовательное начальство; ощущение, что усилия недостаточно ценятся и плохо оплачиваются; неспособность адекватно оценить собственные достижения из-за больших объемов работы — все это вызывает стресс, негативно влияющий на результаты труда, отношение к фирме и способный стать причиной кризисной ситуации».
Примеры развития кризисных ситуаций по обозначенным сценариям мы без труда сможем найти как в зарубежной, так и в отечественной практике. Так, в 1997 г., когда в корпорации, возглавляемой известным российским предпринимателем В. Довганем, произошли в общем-то обычные для сферы бизнеса структурные изменения— раздел собственности и вызванное этим падение объемов продаж, СМИ подавали это как крах корпорации, причем неизбежный, поскольку в ней якобы, кроме имени и амбиций В.Довганя, ничего (реальных технологий франчайзинга, контроля за качеством и т. д.), и не было.
В крупномасштабный общественный скандал вылился в 1998 г. арест руководителей Госкомстата, в то время как в других аналогичных случаях (скажем, с организациями коммерческими или общественными) резонанс был значительно меньшим.
Взрывоопасную почву под недавно созданный Международный пресс-клуб заложила опубликованная в 1996 г. в газете "Московские новости" статья под названием "Капитализм с журналистским лицом". В период "молодого" возраста на ее нейтрализацию пришлось потратить немало усилий, включая изменение рабочей концепции организации. ЛОКАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
Второй блок действий по управлению конфликтами включает локальные приемы и механизмы, способные при условии четкого осознания их места в общей концепции управленческих действий обогатить схемы-циклы и произвести положительный эффект. Так, один из приемов разряжает политический или административный конфликт за счет устранения нежелательной оппозиции. Причем зачастую этого нельзя достичь отставкой оппонента, встречной критикой и даже хорошо аргументированными оправданиями.
Наилучший эффект дает приобщение оппозиционера к каким-либо руководящим должностям или органам в критикуемой им структуре. Получая некоторый статус и права, он берет на себя и долю ответственности, вследствие чего оппозиционные проявления, как правило, все более и более ослабляются.
Вспомним "неутомимого оппозиционера" Н.Травкина. После назначения его в начале 90-х годов на пост главы администрации одного из подмосковных районов, а затем на должность министра без портфеля Правительства РФ голос бывшего лидера Демпартии России становился все тише и тише, а потом вообще перестал волновать слух широкой общественности. Похожая история произошла и с одним из активистов Компартии РФ— В. Ковалевым. Получив пост министра юстиции, он вскоре практически перестал проявлять себя в качестве коммуниста.
Другой прием основан на использовании механизма позитивной компенсации.
Например, разработчики информационной стратегии табачной компании "Филип Моррис" всегда отдавали себе отчет в том, что фирма может получать упреки в выпуске продукта, "опасного для вашего здоровья". Отсюда такое "неблагое" дело постоянно компенсировалось "благими", скажем спонсированием классического искусства. Так, в 1997—1998 гг. по инициативе компании был проведен престижный оперный фестиваль «"Филип Моррис" представляет золотые голоса мира в Москве». В результате конфликтный потенциал вокруг компании значительно нейтрализовывался на уровне общества в целом.
Достаточно эффективен и механизм упреждающей атаки. Вспомним о ходивших накануне президентских выборов 1996 г. слухах о плохом здоровье Б. Ельцина, его склонности к спиртному, невыполненных обещаниях и т. д. Разумеется, эти слухи стимулировали конфликт вокруг личности Президента и понижали его рейтинг. В этой обстановке значительную позитивную роль сыграли изданные массовым тиражом книги "Пятьдесят семь вопросов избирателей Президенту России" и "Сто вопросов Президенту России", где Б. Ельцин подробно, в ряде случаев в упреждающем порядке отвечал на самые каверзные вопросы. Предварительно все ответы тщательным образом готовились психологами и спичрайтерами президентской команды.
Упреждающая конфликт активность этим не исчерпывалась. Понимая, что любого руководителя всегда будут хоть в какой-то мере критиковать, специалисты планировали уровни и позиции допустимой критики, а затем намеренно закладывали их даже в отдельные положительные материалы. В итоге процесс управления конфликтом получался естественным и не выходил из-под контроля.
Следующий прием рассчитан на перевод "стрелки " конфликта в другую сторону.
Вспомним лето 1994 г., когда готовился сброс котировок по акциям "финансовой пирамиды" МММ. Руководители компании сознавали, что после объявления о падении курсовой стоимости акций возможен социальный взрыв, не исключающий беспорядки и человеческие жертвы. Чтобы не допустить трагедии, было создано квазиобщественное движение, известное как Союз акционеров МММ. Официально Союз выступал защитником интересов вкладчиков, а на деле финансировался из кассы МММ с совершенно другой целью: структурировать неорганизованную толпу, не допустить погрома, а затем трансформировать конфликт между вкладчиками МММ и руководством АО в принципиально другой— между вкладчиками и государством, которое якобы мешает обществу с ними рассчитаться.
Возьмем еще один случай, когда назначенный в 1998 г. руководителем Государственной налоговой службы РФ Б. Федоров выступил с инициативой— определить тысячу наиболее богатых людей в России и проверить их на предмет соблюдения налогового законодательства. Вот как прокомментировал это действие президент нефтяного холдинга "ЮКСИ" М. Ходорковский:
"Если бы страна была в нормальной ситуации, то, наверное, неправильно было бы выделять группу людей в какой-то список. Но когда надо переключить психологию страны с позиции, что все деньги должна платить промышленность, на позицию, что налоги надо платить и гражданам, и со средств, направляемых на потребление, то это нормальная мера. Нужно показать гражданам, которые считают, что у них денег нет, что в действительности у них они есть..." [62].
Откуда и куда в указанном примере осуществлялся перевод "стрелки" конфликта? Полагаю, что из позиции "масса граждан — государство, которое задерживает зарплату и не выплачивает ее в должном объеме" в позицию "масса граждан — группа богатых, которые уклоняются от уплаты налогов, в результате чего бюджет недополучает средства для выплаты зарплаты". Еще один прием может быть назван фразой из известного кинофильма: "Кто нам мешает — тот нам поможет ". Его хорошо иллюстрирует пример из жизни расположенной в ЮАР провинции Натан. Одной из главных статей дохода здесь является туризм, поскольку теплые прибрежные воды Атлантического океана, купание, подводное плавание, морские прогулки весьма притягательны для туристов со всего мира. Однако возникла проблема: прибрежную акваторию облюбовали также и акулы, которые время от времени подплывали совсем близко к пляжной зоне. Причем в конце 50-х годов популяция акул начала стремительно увеличиваться, а вместе с этим росло число их жертв. Например, в 1959 г. было зарегистрировано 190 нападений морских хищников на людей, из них 46 имели летальный исход. Постепенно акулы стали "нападать" на основу экономики страны — туризм, и предприниматели забили тревогу.
Первый шаг в преодолении сложившейся ситуации выразился в так называемом прямом решении — создании государственного департамента по борьбе с акулами, который действовал в соответствии с принципом "хорошая акула— мертвая акула". Однако прежний авторитет курортов Натана это не восстановило, и к тому же возникла новая проблема: департамент начали атаковать защитники окружающей среды. Их возмущение было уместным, поскольку в сетях ежегодно погибало большое количество не только акул, но и дельфинов, морских черепах, не говоря уже о вреде, причиняемом экосистеме взрывными работами.
На этапе конфликта с "зелеными" произошли изменения в государственной политике по отношению к акулам. В частности, были модернизированы сети, а часть сетей на малопосещаемых пляжах убрана совсем; сотрудники департамента стали заботиться об освобождении попавших в сеть морских обитателей. В процессе этой работы страх перед акулами постепенно стал замещаться любопытством по отношению к их жизни. И вот тут-то родилось творческое и эффективное решение — разработать программу нового вида туристических услуг— эко-туризма, когда туристы смогли бы наблюдать за акулами в их естественной среде обитания.
Так Натан стал пионером в "акульем" туристическом бизнесе, который развивался не по дням, а по часам. Операторы по эко-туризму приманивали акул с помощью рыбьего жира, выливая его в воду, и туристы могли без опасности для своей жизни наблюдать за хищниками. Причем если сначала операторы показывали акул туристам, находящимся в лодке, то в скором времени людей переместили в погружаемые в воду железные клетки.
Постепенно отношение к акулам изменилось на 180 градусов: из национальной катастрофы они превратились в ценнейший природный ресурс. Туристы вернулись в Натан, а "акулий" туризм оказался золотым дном для страны. В 1995 г. Натан стал первым регионом в мире, где акулы были взяты под государственную защиту. Эту ситуацию многие называли экологической революцией