Пасха Христова. Град Новороссийск. 2015 г

Лишь после этого следует сугубая ектения, при этом, как на литургии, призывая к молитве о священноначалии, диакон сначала призывает к молитве о Святейшем патриархе и митрополите Исидоре, как главе Кубанской митрополии, а потом имя нашего правящего архиерея произносит громогласно, при этом на призыв отвечают сначала хор, а потом и духовенство. Так было и на литургии в пасхальную ночь. Так было и сейчас. Традиционно после этой ектении на Великой вечерни следует пение «Сподоби Господи вечер сей без греха сохранитися нам[12]….». исполняемое духовенством громогласно, но несколько нестройно (на вседневной, то есть, обычной вечерне это песнопение следует сразу после прокимна), после чего следует просительная ектения….

На Великой пасхальной вечерне духовенство снова пело стихиры Пасхи. Первую стихиру перед исполнением основной части пел детский хор.

И вот, заканчивается вечерня и все духовенство выстраивается у амвона. Владыка всех поздравил с награждением, похвалив каждого, отметив и своего бывшего секретаря, и еще какого-то священника, который приехал из Крыма и успел послужить во многих храма Кубани, а также и нашему о.Евгению, которому «больше всех достается от него…». После этого все духовенство сделало общую фотографию на фоне амвона, а затем он организовал раздачу всем верующим шоколадных яиц, что проходило под пение пасхальных песнопений. Эстафету у верхнего хора подхватил детские, который пел тропарь, а также просто песенки на пасхальную тему, несколько нестройно. Тем не менее, Владыка их похвалил, пожелал им укрепляться в вере, а также молиться и петь в храме не от случая к случаю, а регулярно и лучше знать устав Церкви. Им, а также верхнему хору он раздал по плитке шоколада. Также он сфотографировался и вместе с верующими, а затем – и с певчими верхнего хора, сказав, что хор в храме по ответственности служения стоит наравне с духовенством и пожелав им всего наилучшего. После этого он ушел для разоблачения. В это время о.Евгений Кузнецов напомнил всем о дальнейшем расписании служб. На сей раз провожали его торжественно – через центральный вход, при этом был трезвон, какого не было даже в пасхальную ночь (участвовал басовой колокол, чего не было уже давно). Под этот трезвон и я выхожу из храма, направляясь дмой.


[1] Малакии – занимающиеся онанизмом….

[2] Ирмосы канона правила велят петь несколько раз. Сперва их поет духовенство в алтаре, а потом – хоры по очереди (сейчас фактически это упразднено). Также буква устава велит и тропари канона петь по три раза, хоть ради экономии времени это совершается лишь в монастырях.

[3] Прокимен (греч.) «предшествующий» - строка из псалма или отрывок из Священного писания, который возглашается или поется в особых случаях

[4] В древности для исполнения этого песнопения все хоры сходились в центре храма и совместно пели.

[5] Еще раз напомню - антифон – песнопение, предназначенное для попеременного пения двумя или более, хорами…..

[6] Придите поклонимся и припадем ко Христу. – в данном случае пелось: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых (здесь слова подставляются в зависимости от характера праздника: «во святых дивен сый» - в случае праздника в честь святых, «молитвами Богородицы» (кстати, эта подставка считается неканоничной) – при Богородичных, и так далее) поющия ти. Аллилуиа.

[7] «Поскольку (вы) во Христа крестились» - во Христа облеклись – так звучит эта фраза по-современному.

[8] Артос – напомню. традиция освящения артоса происходит от апостольских времен, когда апостолы всегда за трапезой оставляли место для Христа и клали на это место хлеб, а после еды возносили его во имя Господня. Ныне же артос все время Светлой седмицы находится в храме, а в субботу раздробляется и раздается верующим, как великая святыня.

[9] Господи, воззвах к Тебе – услыши мя, услыши мя, Господи, внегда воззвати ми к Тебе, вонми гласу моления моего. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. – это первые строки 140 псалма. При полном варианте вечерни сперва поются эти строки, потом дочитывается весь псалом, а затем читается 141, последние строки которого являются стихами, возглашаемыми при пении исполняемых затем стихир. У нас на практике, так делается только в Великий пост – в будние дни (в этом году так было не только на великопостных вечернях и литургиях Преждеосвященных Даров, но и на Великой вечерни, которой начиналась литургия в Великий четверг, а также Великую субботу и вечерня в Великую пятницу. Даже на службе благовещения этого не было. Опускается это и в течение всего года. На Светлой же седмице это просто не предусмотрено.

[10] Палица – ромбовидный плат, символизирующий Священное Писание, как духовный меч, по слову апостола Павла, являющийся обязательным атрибутом архиерейского облачения и вручаемый в награду протоиереям за особые заслуги.

[11] Свете Тихий Святыя Славы Бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедшее на запад солнцу, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и святаго Духа Господа. Достоин еси во все времена пет бытии гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

[12] Сподоби Господи вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи, боже отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданиям Твоим, Благословен еси Владыко, вразуми нас оправданиям Твоим, Благословен еси Святый, просвети нас оправданиями Твоими. Господи, милость Творя во век. Дел руку Твоею не презри. Тебе подобает похвала, Тебе подобает Пение, Тебе Слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: