Технология обработки узлов и механизмов противоизносными антифрикционными ремонтно-восстановительными составами (РВС) является одним из методов повышения износостойкости деталей машин, основанных на эффекте безызносности при осуществлении избирательного переноса.
Избирательный перенос – это особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта тонкой, не окисляющейся металлической пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. Такую защитную пленку толщиной 1-4 мкм называют сервовитной.
Свойства защитной сервовитной пленки, образующейся в процессе трения, иные, чем у контактирующих материалов.
Следует отметить, что при трении детали контактируют на очень маленькой площади, составляющей 0,01-0,001 номинальной площади сопряженных поверхностей. В результате чего участки фактического контакта испытывают весьма высокие напряжения, что приводит к их взаимному внедрению, пластической деформации и, следовательно, к интенсивному изнашиванию. В случае избирательного переноса контакт сопряженных поверхностей осуществляется через площадь фактического контакта и возрастает в десятки раз, что наглядно подтверждается фотографиями поверхностей, полученными до и после обработки деталей РВС, а также значительным снижением коэффициента трения.
|
|
Термодинамические процессы, происходящие в зонах трения в присутствии РВС, способствуют образованию модифицированного слоя в местах наибольшей выработки металла. Таким образом, в процессе взаимодействия РВС с поверхностями трения постепенно стабилизируется и приближается к оптимальной величина зазора между трущимися деталями по всей площади пятен контакта.
Для достижения аналогичного эффекта традиционно используются дорогостоящие, высококачественные стали, повышаются классы обработки их поверхностей, уменьшаются допуски, а в ряде случаев, как, например, в спортивных двигателях, детали и узлы индивидуально подбираются друг к другу. Однако, несмотря на все эти меры, агрегаты все равно изнашиваются по причине неизбежного контакта металлов при трении.
При использовании составов, взоне трения создается модифицированная поверхность, обладающая высокой износостойкостью и низким (около 0,07) коэффициентом трения.
Обработка противоизносным антифрикционным ремонтно-восстановительным составом имеет следующие технико-экономические показатели:
1. Стоимость обработки узлов и механизмов в два-три раза ниже стоимости ремонта по обычным технологиям.
2. Обслуживание техники производится в режиме штатной эксплуатации, не требует специально оборудованного помещения и наличия запчастей.
|
|
3. Технология позволяет заменить плановые ремонты предупредительной обработкой со значительным увеличением межремонтного срока и ресурса.
4. Наличие модифицированного слоя на поверхностях трения при эксплуатации приводит к снижению потребления электроэнергии и топлива на 10...20 %.
5. Снижение вибрации и шума приводит к качественно новым виброакустическим показателям.
6. Снижается содержание СО и СН, а также твердых примесей (сажа) в выхлопных газах двигателей.
7. Необходимо отметить, что при трении деталей с модифицированным слоем, снижаются требования к качеству применяемых масел.
Таким образом, предлагается технология, позволяющая провести обработку механизма, с увеличением его ресурса, восстановлением мощности и КПД, причем дешевле и технологически проще обычного ремонта.
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ РАБОТ
выполняемых специалистами ООО «АТРИ»