Важнейшие эйдосы

Диалог “Государство” начинается с рассмотрения понятия справедливости.

В соответствии со строением души (разум, аффекты и вожделение), все люди, согласно Платону, также различны. У кого-то больше разума, кто-то движим аффектами, а другие ориентированы на удовлетворение вожделения, т.е. у людей изначально различные склонности и задатки. В совершенном государстве каждый человек сможет реализовать свои задатки и занимать место в государстве в соответствии со своими возможностями. И, по сути, трем частям человеческой души соответствует наличие в государстве трех сословий, вернее, таковым должно быть, считает Платон, совершенное государство. Это сословие правителей-философов, сословие воинов (стражей) и сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Понятно, что в этом государстве будут и рабы, но они не входят ни в одно из сословий, так как они лишь говорящие орудия и, следовательно, лишены всех прав. В исторически реальном, “несовершенном” греческом полисе в активной политической жизни принимали участие лишь граждане полиса мужчины. Женщины, дети, переселенцы (метеки) не обладали политическими правами. В платоновском же идеальном государстве женщины полностью уравнены в правах с мужчинами. Таким образом, совершенное государство должно состоять из трех сословий, которые не должны иметь кастово-замкнутого характера, коль скоро все рождаются разными. Такое государство будет справедливым и добродетельным, ибо в каждом из сословий воплощены отдельные добродетели, соответствующие различным частям человеческой души. Мудрость – это добродетель правящего сословия философов-правителей. Философы-правители способны к созерцанию мира идей и целью их правления будет всеобщее благо. Мужество – это добродетель воинов-стражей, а умеренность и подчинение – это добродетель крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. вожделеющего начала. В соответствии с этическим учением Платона, как было уже отмечено, справедливость есть единство трех упомянутых добродетелей и гармония трех составляющих человеческой души. Совершенство такого государства и проявляется в том, что все в нем действуют максимально эффективно в полном согласии со своей внутренней природой, где каждый занят только своим делом, четко знает свое место и доволен им.

Основной целью здесь выступает гармоническое функционирование целого.

Основная цель государства – сделать своих граждан добродетельными и потому Платон придает исключительную важность воспитанию и обучению, принципы которого жестко регламентированы и строго контролируются. Таково совершенное государство в максимальной степени соответствующее своей идее.

КОНТРОЛЬНАЯ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

(досократики и Сократ)

Вопросы:

1. Назовите основные периоды греческой философии.

2. Какие проблемы были поставлены первыми?

3. Какой вопрос был поставлен прежде всего?

4. Кто и какие давал на него ответы в первый период?

5. Что есть начало (принцип) мира, согласно Пифагору?

6. Как устроен Космос, согласно пифагорейцам?

7. Какова цель всего, происходящего на Земле?

8. Что такое добродетель?

9. В чем состоит заслуга пифагорейцев перед наукой?

10. Что происходит с душой после смерти?

11. В чем заключается принципиальное отличие взглядов пифагорейцев от предшествующей натурфилософии?

12. Что есть сущность (принцип) вещей согласно Гераклиту?

13. Что является для Гераклита первоначалом (архэ)?

14. В чем заключается «логос» мира, согласно Гераклиту?

15. Какая школа противопоставила себя учению Гераклита?

16. Кто был основателем этой школы?

17. Чему он учил?

18. Из какой противоположности исходит учение Парменида?

19. Перечислите основные определения умопостигаемого мира, т.е. истинного бытия.

20. В каком отношении, согласно Пармениду, находятся мир умопостигаемый и мир чувственно воспринимаемый?

21. Сформулируйте кратко основной принцип Парменида.

22. Какое значение он имел для последующей истории западно-европейской философии?

23. Кто, когда и каким образом сформулировал принцип, прямо противоположный принципу Парменида?

25. Кто из греческих философов опирался на учение элеатов о бытии?

26. Против чего были направлены апории Зенона?

27. Каким методом Зенон вёл доказательство?

28. Кто предпринял попытку преодолеть дуализм Парменида?

29. Из чего состоят вещи, согласно Эмпедоклу?

30. Как они образуются?

31. Что необходимо для образования вещей, кроме элементов?

32. Как мы получаем знание о внешнем мире?

33. Кто еще в античной философии разделял учение об «эйдола» (идолах)?

34. Как называются неизменные элементы мира в учении Анаксагора?

35. Какими свойствами они обладают?

36. Что такое «нус»?

37. Кто развил учение Анаксагора о нусе?

38. Что есть истинно сущее по Демокриту?

39. Чем различаются взгляды Анаксагора и Демокрита относительно «cемян» всех вещей?

40. Что такое «атомы»?

41. Почему тела делимы, а атомы неделимы?

42. Каков механизм образования тел?

43. Каким было первоначальное состояние мира?

44. Как возникло его нынешнее состояние?

45. Что является причиной возникновения, изменения и разрушения тел?

46. Какое значение имела атомистика в истории философии и науки?

47. Что является для Демокрита высшим благом и целью мудрого человека?

48. Как они достигаются?

49. Какие три плода приносит философия, согласно Демокриту?

50. Кто возродил атомистику в эпоху Возрождения?

51. Какие проблемы находились в центре внимания греческой философии во второй период ее развития?

52. Назовите имена знаменитых греческих софистов.

53. Какова была главная цель деятельности софистов?

54. Какая важнейшая философская проблема была ими впервые поставлена?

55. Как они её решили?

56. Какой знаменитый тезис Протагора кратко формулирует эту точку зрения?

57. К каким следствиям он приводит в области этики?

58. Что думали софисты о религии?

59. Какое действие оказывали учения софистов на религиозно-нравственную жизнь общества?

60. Кто выступил против софистов?

61. Что было главной целью его деятельности?

62. Почему возможны общезначимые, общеобязательные, одинаковые для всех нравственные понятия и нормы?

63. Как можно их найти и определить?

64. Почему Сократ был назван оракулом «мудрейшим из греков»?

65. В чем видел главную заслугу Сократа Аристотель?

66. Назовите основные составляющие метода сократического философствования.

67. Каким термином он кратко называется?

68. О чем говорил Сократ со своими собеседниками?

69. Что такое «сократовская ирония»?

70. Что такое «майевтика» Сократа?

71. Как называется современный научный метод, аналогичный в известной мере сократовскому методу исследования нравственных понятий?

72. Что такое «этический рационализм»?

73. Можно ли научиться добродетели?

74. Может ли человек сознательно стремиться к злу и совершать злые поступки, зная, в чем состоит добро?

75. К какой цели прежде всего должен стремиться каждый человек?

76. Как связаны знание и добродетель?

77. Как связаны добродетель и счастье?

78. Какое место занимает Сократ в истории философии?

79. По каким сочинениям можно познакомиться с беседами Сократа?

80. Назовите сократические школы.

Ответы:

1. Космологический (натурфилософский), антропологический, систематический, этическо-религиозный. Другая периодизация: досократики (ранняя классика), средняя классика (софисты, Сократ), высокая классика (Платон), зрелая классика (Аристотель), эпоха эллинизма, поздняя классика (римская эпоха).

2. Натурфилософские.

3. Вопрос об архэ, т.е. о первоматерии, первовеществе, первоначале, об «истинно сущем», о том, что не возникает и не уничтожается, о том, «из чего» всё состоит.

4. Фалес: вода. Анаксимандр - неопределённое, бесконечное (апейрон). Анаксимен - воздух. Гераклит - огонь. Эмпедокл – четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь).

5. Число, гармония.

6. Космос состоит из десяти концентрических сфер, на которых небесные тела движутся вокруг центрального огня. Это сферы: неподвижных звезд, пяти планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий), Солнца, Луны, Земли и Противоземли. Расстояния небесных тел от центрального огня находятся в гармоническом (музыкальном) отношении друг к другу.

7. Гармония.

8. Гармония, согласие, соразмерность способностей, телесных и духовных, высших и низших, разумного и неразумного в душе. Познание мировой гармонии.

9. Они положили начало чистой (теоретической) математике как науке о числах и геометрических фигурах.

10. Гармоническая, прекрасная душа переходит в более совершенное тело и ведет более счастливое существование. Недостаточно очистившаяся душа переходит в менее совершенное, низшее бытие (животное).

11. Предшествующие натурфилософы исследовали материю вещей, пифагорейцы - их форму, формообразующий принцип.

12. Становление, изменчивость, текучесть: «всё течёт», всё есть и не есть, существует и не существует.

13. Огонь.

14. В единстве и взаимном переходе противоположностей.

15. Элеаты.

16. Ксенофан.

17. Нет множества богов. Все вещи прозошли от одного начала, одной божественной сущности, в которой все они заключаются.

18. Парменид резко противопоставляет миру чувственно- воспринимаемому, как миру видимости, или «мнения», - мир истинного бытия, постигаемого мышлением (умопостигаемый мир).

19. Единое, бесконечное, неподвижное, неизменное, непреходящее, вечно себе довлеющее, покоящееся бытие.

20. Между ними нет никакой связи. Истинной действительностью обладает лишь мыслимое бытие, чувственно воспринимаемый мир есть, напротив, лишь видимость, неистинное бытие, которое не может быть выведено и обосновано из умопостигаемого бытия.

21. Истинно существует лишь то, что мыслится (мыслимо); одно и то же есть мысль и то, что она мыслит (принцип тождества мышления и бытия).

22. Он лежал в основе всей «классической» западной философии от Парменида до Гегеля, в основе «западной», научно-технической цивилизации.

23. Ф.Ницше в XIX в.: «то, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция». С.Кьеркегор: «всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно». А.Шопенгауэр: чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие «в себе» разумом непознаваемо.

25. Платон, различая мир идей и текучий мир видимости, предмет «мнения».

26. Против признания истинного бытия множества и движения.

27. Диалектическим, а также «апагогическим» (доказательство от противного).

28. Эмпедокл, Анаксагор и особенно атомисты.

29. Из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня.

30. Посредством смешения и разделения четырех элементов.

31. Силы, приводящие их в движение - любовь и вражда (две противоположно направленные силы - притяжения и отталкивания).

32. От тел отделяются их тонкие подобия-образы, «эйдола», которые проникают через поры в органы чувств и создают в них образ вещи.

33. Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики.

34. Гомеомерии, «подобочастные».

35. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых в опыте однородных тел (земли, воды, воздуха, огня, крови, кости, золота и т.п.).

36. Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь гомеомерий.

37. Аристотель.

38. Атомы и пустота.

39. Атомы, в отличие от гомеомерий, не имеют никаких качеств, кроме неделимости (абсолютной твердости). Они обладают лишь количественными характеристиками (форма, размер, положение).

40. Неделимые, неизменные, невозникшие, неуничтожимые, вечные, невидимые, движущиеся в пустоте составные части тел, отличающиеся друг от друга лишь формой и размером.

41. Потому что тела - сложные, состоят из атомов, между которыми есть пустота. Атомы, напротив, просты, не имеют частей, поэтому не могут быть и разделены на них.

42. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются, «зацепляясь» друг за друга, воздействуя друг на друга соприкосновением и толчком. Все тела возникают и разрушаются, атомы - вечны.

43. Хаотическое.

44. Посредством вихревых движений атомы сами собою упорядочились (вращение, сгущение, разогревание, уплотнение, дифференциация атомов).

45. Чисто механическое движение. Всё происходит по необходимости, нет ни случайности, ни целесообразности.

46. Это первое в истории последовательно материалистическое, монистическое, научное и механистическое мировоззрение. Принцип атомизма лежит в основе научного естествознания начиная с XVII в.

47. Невозмутимое спокойствие души, «атараксия».

48. Посредством познания сути вещей, следствием которого является свобода от аффектов.

49. Способность хорошо говорить, хорошо мыслить и хорошо поступать.

50. Пьер Гассенди и Галилео Галилей.

51. Антропологические, этические, политические.

52. Протагор, Горгий, Продик.

53. Просвещение, воспитание, образование, обучение «мудрости».

54. Проблема субъективности и относительности знания.

55. Не существует общезначимого знания. Нет никакой абсолютной, объективной истины, есть лишь «мнения». Всякое знание зависит от познающего субъекта.

56. Человек есть мера всех вещей, существующих - что они существуют, и несуществующих - что они не существуют.

57. К этическому релятивизму, утилитаризму, эгоизму: каждый стремится к тому, что хорошо для него, к своей выгоде и пользе. То, что есть «добро» для одного, для другого - «зло».

58. Религия, как и нравственность, - человеческое изобретение. Её придумали умные и хитрые жрецы для того, чтобы держать людей в повиновении, для того, чтобы люди «боялись Бога», т.е. не только не делали дурного, но боялись даже думать и замышлять дурное.

59. Они ослабляли и разрушали традиционные нравы и религиозные верования, заменяли авторитет и традицию - «своим умом».

60. Сократ.

61. «Познать самого себя», точнее - исследовать в беседах с людьми их нравственные понятия и найти их общие определения, не зависящие от частных и субъективных мнений, единые для всех людей, с тем, чтобы сделать жизнь осмысленной, разумной, подчинить её «логосу».

62. Потому что все люди обладают одним и тем же «разумом», который и образует их главный родовой признак, отличающий их от животных.

63. Так как они содержатся в разуме, то они могут быть найдены путём самопознания, а именно - путём анализа явлений нравственной жизни (поступков) и собственных нравственных понятий, ими руководящих.

64. Согласно Сократу потому, что другие люди думают, будто знают, что такое добродетель, мужество, благо и т.д., но в действительности ничего этого не знают, а Сократ - единственный, кто знает о своём незнании.

65. В том, что Сократ впервые попытался дать общие определения нравственных понятий, т.е. найти всеобщее в сфере нравственности, морали.

66. Диалог, «ирония», уточняющие вопросы, анализ понятий, приведение собеседника к противоречию с самим собой, «майевтика», обобщение частных случаев и восхождение к сущности, общему понятию.

67. Диалектика.

68. Об их образе жизни, занятиях, поступках, об их представлениях о благе, о добродетели, о справедливости, о красоте, о мужестве и т.д.

69. Такой способ ведения беседы, когда Сократ делал вид, что не знает того, что наверное знает его собеседник и просил научить его, задавая вопросы. Постепенно, путем дополнительных, уточняющих вопросов он приводил собеседника к пониманию того, что его «знание» - мнимое, кажущееся, что он «ничего не знает».

70. Такой способ ведения беседы, посредством вопросов и ответов, который побуждал и заставлял собеседника самостоятельно «родить» истинное знание, обобщая отдельные примеры какой-нибудь добродетели и постепенно восходя к её общему понятию и определению.

71. Индукция.

72. Отождествление знания и добродетели. Сократ полагал, что добродетели можно научить, что невозможно делать добро, не зная, что это такое, и наоборот - невозможно зная добро поступать дурно: никто не творит зла сознательно, оно творится лишь по ошибке, вследствие ложно понятого блага.

73. Согласно Сократу - можно и нужно, более того - это самое важное из того, чему должен научиться каждый человек.

74. Согласно принципу этического рационализма - не может.

75. К познанию, или мудрости, т.е. к добродетели.

76. Добродетель и есть истинное знание о том, что такое благо, добро и зло.

77. Счастье (блаженство, «эвдемония») - следствие добродетели, так как добродетельная жизнь - и только она - соответствует природе, сущности человека, его разумности.

78. Он положил начало этике, как философской теории морали, нравственности. Он открыл нравственную сущность человека. Он впервые положил в основание философии самосознание.

79. По диалогам Платона и «Сократическим сочинениям» Ксенофонта.

80. Киническая, киренская, мегарская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: