Очередные уточнения постановки

Прежде чем приступать к основным построениям этой главы, надо бы усилить аргументацию предыдущей главы хотя бы по следующим направлениям, которые будут существенно использованы в предстоящих построениях:

§ Сигнальная природа сознания;

§ Универсальный характер энергетических преобразований;

§ Асимметрия развития полушарий мозга.

Итак, существует сверхстабильная и абсолютно синхронизованная Вселенная, созданная волей Абсолюта. Ее совокупное движение, подчиненное управляющим воздействиям Абсолюта, порождает некоторые волновые процессы, которые посредством эффекта резонанса оказывают влияние на внутренние волновые процессы любого субъекта Вселенной, в том числе и на человека. Большинство из нас ощущает на себе влияние ближайшего космического объекта – Луны (вспомните хотя бы назойливую рекламу по поводу «критических дней»); но ведь объективно имеют место аналогичные ретрансляции прочих объектов ближнего и дальнего Космоса; которые, к сожалению, мы не способны сознательно воспринимать и должным образом на них реагировать. Впрочем, без специальной аппаратуры мы не способны воспринимать, например, даже банальные телевизионный или радио сигнал. Вместе с тем, существует древняя область знаний астрология, которую огульно и по невежеству причисляют к оккультным (тайным) дисциплинам (с акцентом на якобы заведомой неэтичности оккультизма и его лженаучности – см., например, [28]). В изложении А.П.(см. [10, 16 - 19]) астрология зиждется на простых и доступных идеях. Ближние созвездия, которые находятся примерно в одной плоскости с орбитой Земли, определяют наиболее общие черты характера людей, родившихся под соответствующим знаком. К плоскости эклиптики относят 12 созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. А ближайшие к нам планеты солнечной системы (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Хирон (открыт в 1977 г.), Уран, Нептун, Плутон) - определяют уже конкретные особенности (подробности) проявлений черт характера. Понятно, что любую дату земного исчисления и пространственные координаты места рождения вполне возможно увязать с положением указанных космических тел, каждое из которых оказывает специфическое, но типизируемое влияние на психическую реальность индивида. Композиции этих двух измерений (знаков созвездий и планет) с учетом всевозможных нюансов взаимодействия космических объектов в принципе позволяют отслеживать потенциальный событийный план жизни любого субъекта Вселенной (правда, без учета фактора проявлений его воли). Таким образом, астрология зиждется на вполне объективной основе; а при полноте и почти математической убедительности ее представления А.П., вполне может выступать в качестве альтернативы психоматрице, составленной по измерениям проекций чакр. Разумеется, как автор второго подхода, признавая достоинства первого, предпочитаю развивать свой отрезок Пути и нахожу для этого необходимые резоны. Рассматривая ладонь человека как своего рода «монитор состояния личности», надеюсь получить более традиционные средства для анализа взаимодействия человека и внешнего мира, чем гороскопы или натальные карты человека. Вместе с тем, использование некоторого подмножества астрологической терминологии (стихий, знаков Зодиака и планет) при интерпретации достаточно длинных путей доступа к отдельным нюансам проявлений свойств объектов психической реальности дает ощутимые семантические преимущества и поэтому «взято на вооружение».

ЭВОЛЮЦИЯ (от латинского evolutio - развертывание) в широком смысле – это представления об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; в более узком смысле - представление о медленных, постепенных изменениях (в отличие от революции). Эволюция определяет состояние какой-либо системы и рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествующих состояний. Различают два вида движущих сил эволюции:

§ во-первых, информационно-энергетические преобразования, возникающие в цепочках отношений «восприятие – воздействие» между различными объектами эволюционных процессов;

§ во-вторых, движителем эволюции также являются проявления свободы воли всех активных участников Вселенского эволюционного процесса – от Абсолюта и бесконечной иерархии порождаемых им информационно-энергетических объектов (эгрегоров и подчиненных им тонких тел) – вплоть до физического человека. Впрочем, удельный вес сознательного проявления свободы воли человеком, видимо, вполне сопоставим с мерой гармоничности его структуры (тем более, - сопоставим с удельным весом мышления в общем объеме сознания).

Величие ведизма, в частности, состоит в том, что этому учению уже была известна семиуровневая структура эволюционных процессов любого масштаба; роль и характер основных информационно-энергетических преобразований, происходящих в этой структуре [22]. Многие исследователи работали в этом направлении. Современные интерпретации этих базисных знаний в широком диапазоне их возможного развития, в частности, исполнил А.П. в работах [1-21]. Базисная схема взаимосвязи тонких тел – объектов эволюционных процессов - посредством соответствующих зодиакальных каналов представлена на Рис. 1.

                   
   
     
       
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
 
 


Рис. 1. Зодиакальная модель эволюции субъекта

Здесь:

§ в центральном столбце рисунка схематично представлены тонкие (информационные) тела субъекта эволюции;

§ левая колонка представляет каналы восходящего потока - воздействия более плотных тел на тонкие. Смысл выделенных скобками списков параметров информационно-энергетических преобразований (трансляций) будут раскрыт в разделе 2.2. Сплошные линии со стрелками показывают направление межуровневых – вертикальных трансляций. Пунктирные линии со стрелками условно обозначают внутри уровневые – горизонтальные трансляции. Подробное рассмотрение обоих видов взаимодействий структурных элементов также откладывается до раздела 2.2;

§ правая колонка представляет каналы нисходящего потока – восприятия более плотными телами воздействий более тонких тел;

Все дальнейшие построения ориентированы на некоторые уточнения этой схемы в рамках общих задач и принятых ограничений этой работы. Общая цель подобных уточнений состоит в достижении такого понимания, при котором роль каждого элемента построений прояснялись бы с едва не математической убедительностью правил обоснования.

Тонкие тела представляют центры информационно-энергетического обмена соответствующих субъектов, т.е. чакры - согласно ведической терминологии. Потенциально бесконечная иерархия чакр организуется по единым принципам. Информационная составляющая чакр – это структурные и операционные знания (программы соответствующих преобразований); энергетический компонент чакр – это ресурсы входа и выхода соответствующих преобразований. По соглашениям теории графов (математической дисциплины, которая формализует аппарат исследования структур объектов и процессов):

§ уровни структуры нумеруются в направлении сверху – вниз последовательностью целых чисел, начиная с нуля;

§ самый верхний уровень с номером 0 называется «корневым»;

§ самый нижний уровень структуры называется «листьевым»;

§ все остальные уровни называются «связующие».

В рассматриваемой схеме эволюционных процессов плотность тел (степень их материализации) возрастает в направлении от корневого до листьевого уровня. При сопоставимой проработке (освоении) тел действует общее правило: чем тоньше тело, тем эффективнее (в смысле соотношения Выход/Вход) оно работает, тем ощутимей для субъекта в целом дефицит его энергетики, тем больше этот дефицит сказывается на уровне развития личности. Поскольку каждое тонкое тело зодиакальной схемы, в свою очередь, имеет аналогичную Рис. 1 структуру, то во избежание терминологической путаницы планетарная схема использует имена планет для тонких тел и номера специальных абстракций – домов - для обозначения каналов. Поскольку центры планетарной схемы являются потомками по отношению к родительским зодиакальным центрам, то их восприятие-воздействие в целом характеризуется как более плотное, т.е. отличается большей конкретикой. Остается крайне сжато представить эти особенности (их развернутые представления см. в [18], в скобках указана ключевая особенность сознания, вызванная превалированием соответствующего центра, предполагающая соответствующие уровни развития центров-потомков – см. Приложение 1 [8]):

§ СолнцеМуладхара – энергия выживания (человек выживающий – дикарь, раб, солдат, зэк);

§ ЛунаСвадхистана – поддержка, забота, защита (человек живущий – феодальный крестьянин);

§ МеркурийМанипура – упорядочение, структура, закон (человек управляющий – повелитель);

§ ВенераАнахата - любовь, благодать, Божественное присутствие (человек любящий – святой);

§ МарсВишудха – действие, оформление, практическая магия (человек совершенный – античный бог);

§ ЮпитерАджна – всесторонность, гармоничность, полнота, единство, синтез (человек видящий – пророк);

§ Сатурн - Сахасрара – зрелое взаимодействие со всеми уровнями гиперпространства, расширенное сознание, жизнь как магия (человек Божий – Бог).

Если возникает потребность в еще большей детализации эволюционного процесса, следует продолжить аналогичные рекурсивные построения на базе уже планетарных тонких тел и т.д.

По материалам сайта www.galactic.org.ua одним из наиболее значимых открытий ХХ века стало выявление функциональной асимметрии головного мозга, которая подтверждает существование двух принципиально различных видов мышления:

§ логически-опосредованного, дискретно-символического (левополушарного);

§ непосредственно-чувственного, непрерывно-образного (правополушарного).

В этой связи в дополнение к тем сведениям о работе полушарий головного мозга, что приведены в предыдущей главе, следует отметить ряд психологических отличий. Прежде всего, левое полушарие ориентировано на фокусное восприятие, т.е. пытается выделить суть и конкретный смысл воспринимаемого; правое полушарие отвечает за фон, детали, нюансы воспринимаемой картины мира. Отсюда вытекают несколько расширенные перечни обобщенных отличий полушарий:

§ Для правого полушария характерно обеспечение утонченности, нюансов, подробностей, переживание, обаяние, интуиция, богатство ассоциативных связей. Человек с превалирующей правополушарной структурой мозга в существенной мере мистик. То есть он подспудно или явно постулирует, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается в основном интуитивно (посредством особой концентрации внимания и глубинного вовлечения постигающего в некоторые специальные обряды и ритуалы);

§ Наоборот, для левого полушария характерны ясность, схематичность, определенность, абстрагирование себя и мира для строгого употребления соответствующих методик анализа и синтеза. Для усиления своих возможностей взаимодействия с миром левополушарный человек ориентирован на освоение существующих и/или создание новых специальных инструментов (или систем инструментов – технологий). Поэтому в его приоритеты входят: реализм с превалированием плотных аспектов (вплоть до вульгарного материализма), познание, кропотливая работа, логика, разум, обретение разнообразных навыков, умение конструктивно и комбинаторно рассуждать по определенным правилам и т.п. Сублимированный образ левополушарника – это классические литературные и житейские представления «ученого-сухаря».

Вообще говоря, для исключения такого рода «однобокости» потенциалы полушарий должны быть определенным образом сбалансированы, а для достижения наиболее эффективных - созерцательных состояний сознания – даже синхронизованы. Проблема в том, что за упомянутый баланс и синхронизацию отвечает сам носитель сознания, т.е. конкретный индивид, который в абсолютном большинстве случаев даже не подозревает о наличии такой проблемы и ее роли в своей судьбе.

Поэтому, увы, приходится констатировать: эволюционно так сложилось, что западная цивилизация преимущественно левополушарная, восточная – правополушарная. Оба «уклона» имеют свои отрицательные последствия, но негативное наследие западной цивилизации представляется существенно более катастрофичным – см., например, [29]. Впрочем, инфантильные и подростковые личности на этот счет имеют прямо противоположную точку зрения – «ценности» западного потребительского общества составляют предел их устремлений.

Насколько могу судить, основной вклад А.П. в осознание психической реальности состоит в глубоком проникновении в явление асимметрии полушарий мозга. Что позволило А.П. выстроить уникальный подход к рассмотрению психической реальности, основанный на учете модальностей восприятия-воздействия (речь о которых – в следующем разделе). Магистральная линия его аргументации, видимо, может быть представлена в следующем виде. Вселенной, как и любым ее элементом, по идее должны управлять и управляют не грубые и плотные силы, а именно тонкие (информационные) воздействия. В частности, Абсолют – это предельно тонкая и одновременно - максимально сложно организованная реальность, которая создает и управляет всеми возможными мирами Вселенной. По мнению А.П. при переходе к наиболее тонким, но одновременно - самым важным аспектам человеческой жизни (именно тонкие аспекты делает человека самосознающим и духовным существом, способным к адекватному диалогу с высшими уровнями Вселенной), роль правого полушария резко возрастает - оно отчетливо становится главным (главным именно на этапе преодоления левополушарного уклона). «Религиозная вера, духовные порывы, гуманизм не логичны, но образны, и рациональная мысль здесь хороша лишь при условии ее безусловного подчинения первично иррациональному единому образу» [4]. Другое дело, что этот «первичный иррациональный образ» должен быть достаточно зрелым: «Традиционное деление дух – душа – тело без дальнейших комментариев и разработок может удовлетворить лишь схоластически догматическое мышление» [4].

Аналогичное явление асимметрии проявляется при изучении человеческой психики и подсознания: самые фундаментальные их структуры лучше постигаются правым, нежели левым полушарием исследователя (при условии, что он не левша). Чем глубже в подсознание, тем большую роль и удельный вес приобретает вопрос "как?" по сравнению с вопросом "что?". Для психики зачастую важнее именно нюансы проявления и восприятия действия (обстоятельства, оттенки, подспудный смысл, звучание), чем само конкретное действие. Например, причиной разрыва отношений между близкими людьми чаще выступают не конкретные обстоятельства, а именно особенности их восприятия и трактовки на подсознательном уровне. Кроме того, психика чрезвычайно связна, и " свободные ассоциации ", к которым часто прибегали З. Фрейд и К. Юнг, являются, по мнению А.П., «не частным психологическим приемом, но фундаментальным механизмом связи различных областей подсознания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: