Позитивизм как течение философской мысли. Философские учения О. Конта, Г. Спенсера

Позитивизм (лат. positive – положительный) зародился 30-40 гг. во Франции.

Философия должна отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию "позитивного знания". Она не должна увлекаться никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас возрастает роль точных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.

Этапы развития:

1. Позитивизм (с 30-40 гг. XIX в.): Огюст Конт (основоположник), Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль, Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский.

2. Эмпириокритицизм (со второй половины XIX в.): Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3. Неопозитивизм (с 20-х гг. XX в.): Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап, Бертран Рассел.

4. Постпозитивизм (сер. ХХ в. – по сей день) Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд.

Позитивизм исходит из признания существования некой реальности, которая со всей очевидностью дана человеку. Понятия "данное" и "позитивное" тождественны. "Данное" – это то, что подвергается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Поверка должна носить общезначимый характер.

Огюст Конт (1798-1857), вслед за Сен-Симоном и Деламбером, сформулировал закон о трёх последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека. Теологическая – все явления объясняются человеком на основе религиозных представлений. Метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы объяснения природы сущностями, причинами. Позитивная (научная).

Назначение позитивизма – критика ненаучного знания, особенно метафизического подхода, традиционного философствования. Адаптировать метафизику к духу научности обречены на провал, потому наука более не нуждается в стоящей над ней философии. Науке следует опираться на себя. Науке, во-первых, следует отказаться от метафизических наслоений (например, претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновения в их сущность); наука не должна отвечать на вопрос "почему?", а только на вопрос "как"? Во-вторых, "очищенная" философия (собственно, позитивная) должна заниматься вопросами разработки общенаучных методов познания, раскрытия связи между науками, создания системы общенаучного знания (позитивизм претендует на роль философии науки).

Цель конкретных наук – частные закономерности различных предметных областей знания, философии – систематизация знания. В этой систематизаторской деятельности философия должна опираться на строгие образцы естествознания.

Труды: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии…".

Герберт Спенсер. Предпринял попытку создания синтетической науки – философии. Поставил вопрос: какие содержательные связи следует считать первичными и посредством каких действий они порождают всё богатство содержания окружающей действительности?

Сторонник теории Ч. Дарвина. Закон эволюции – основа всех биологических и социальных процессов. Биологические подходы должны помочь понять строение (анатомию) и функцию (физиологию) социального организма, его органов (институтов) и элементов (индивидов). Эволюция есть переход от менее связной формы к более связной (интеграция), от бессвязной однородности к связной разнородности (дифференциация), от неопределённости к определённости (возрастание порядка), т. е. от беспорядка к порядку. Процессы интеграции, дифференциации, возрастания порядка – основа эволюции. Эволюция – процесс перехода от неопределённой, бессвязной однородности и определённой, связной разнообразности. Этот процесс сопровождается постоянной ритмичной сменой дифференциации интеграцией и осуществляется в убыстряющимся темпе, но с различиями в локальной конкретике.

Несходство постоянно действующих внешних сил оказывает влияние на систему, вызывающих неоднородность, есть причина дифференциации, т. к. различные части целого подвергаются неодинаковому воздействию внешних сил. Дезинтеграция части подразделяют и дифференцируют силу, на них действующую. При этом приобретают и вырабатывают специфические функции (являющиеся более ограниченными, но выполняемые с большим совершенством). С прогрессом системы эти функции становятся более разнообразными, определёнными и сплочёнными. Организация приобретает новую интеграцию с большей устойчивостью. Т. о. функциональная дифференциация выступает основой возникновения организации. Пределом и целью эволюции является достижение системой подвижного равновесия, когда все части и функции агрегата (системы) уравновешивают воздействующие на него внешние силы и система приобретает соответствующую форму. В больших организмах данные процессы идут успешнее, они приобретают большую устойчивость и не распадаются под действием внешних сил. Жизнь целого не похожа на жизнь отдельных частей. Целостность целого не возможна без целостности частей.

Наряду с увеличением в размерах, в обществе наблюдается увеличение сложности строения путём глубоких изменений элементов вследствие их взаимодействия друг с другом. Рост продолжается до тех пор, пока общество не распадается на несколько других или пока общество не будет поглощено другим. По аналогии с законом естественного отбора в обществе идёт конкуренция в экономике. Отсюда уничтожение неприспособленных. Если правительство не будет вмешиваться в этот процесс, любое общество от этого только выиграет.

Общество – это организованная агрегация людей, возникшая естественным путём (вследствие насильственного захвата и подчинения одного племени другим). В первобытном обществе каждый его член был охотником, воином, домостроителем. В цивилизованном обществе появляется разделение на управителей и управляемых.

Итак, общество – это система, частями которого являются: люди, учреждения, институты (бытовые, политические, религиозные, экономические).

Подсистемы общества: питающая (промышленная), распределительная (контроль за обороной и производством), регулятивная.

Этапы развития цивилизации:

Военный. Власть была сильно централизована, имели место принудительная кооперация и слабость экономических отношений.

Промышленный. Возникают демократические формы правления (децентрализация); экономическая свобода, появляется частная инициатива и тесные связи между профессиями; изменяются отношения между личностью и государством; добровольный тип кооперации; воля граждан имеет верховенствующий характер, а правительство существует для исполнения этой воли.

Современное общество. Общество духовной организации людей; их деятельность самопроизвольно регулируется нормальными побуждениями – закон полной равной свободы; основная цель – общественное счастье; равновесие достигается путём гармонизации желаний людей и их поведения, определяемые законами природы и общества. Достигнуть подобного состояния общество может путём постепенных изменений, не допускающих революционной ломки.

Борьба классов и революции – это попытка вывести общество из состояния равновесия.

Спенсер отвергает идею единообразного линейного прогресса. В процессе эволюции возникают общества разной (двойной, тройной) степени сложности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: