Рождество Пресвятой Богородицы (8 Сентября)

Стихиры на «Господи воззвах», гл. 6: 1. «Бог, покоящийся на разумных престолах–ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он — Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе». 2. «Этот день Господа, радуйтесь, народы, ибо вместилище Света и свиток Слова Жизни произошел из чрева. И Она, прообразованная в скинии дверью с востока, родившись, ожидает входа Иерея Великого; Она — Единственная и во вселенную вводящая Одного только Христа для спасения наших душ». 3. «Сегодня бесплодная Анна рождает Богоотроковицу, из всех родов пред'избранную в жилище Царю всех и Создателю Христу Богу, во исполнение Божия промышления, по которому мы, земнородные, воссозданы и обновлены от тления для жизни нескончаемой». Слава и ныне: «Бог, покоящийся на….» см. 1 стих.

Стихиры на литии, гл. г. «Начало нашего спасения, люди, сегодня совершилось, ибо от древних родов рождается Матерь и Дева, и Приемница Бога происходит от неплодной; цвет от Иессея и жезл от корня его произрос. Да веселится Адам праотец и Ева в радости да ликует; вот она сама, по Божию промышлению созданная из ребра Адамова, торжественно прославляет и дочь свою и внучку: «Родилась мне», говорит она, «Избавительница, через которую я освобожусь от уз ада».

Да радуется Давид, ударяя в гусли, и да благословит Бога, ибо Дева происходит от чрева бесплодной для спасения наших душ».

Слава и ныне. гл. 8: «В благознаменитый день праздника нашего возвестим духовно, ибо сегодня от семени Давидова рождается Матерь Жизни, разгоняющая тьму. Она–восстановление Адама и Евы–освобождение, нетления Источник и отмена тлению; через Нее мы обожествились и от смерти избавились. Воскликнем же Ей мы, верные, вместе с Гавриилом: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, через Тебя Подающий нам великую милость».

Стихира на стиховне, гл. 4: «От праведных Иоакима и Анны воссияла нам всемирная радость — всеми воспеваемая Дева, Которая ради нремногой чистоты соделывается одушевленным храмом Божиим, к Одна воистину Богородицей почитается; Ее молитвами, Христе Боже, ниспошли вселенной мир и нашим душам великую милость».

Тропарь, гл. 4: «Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды–Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение, уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь».

Величание: «Прославляем Тебя, Пречистая Дева, м почитаем Святых Твоих родителей и славим Твое всеславное рождество».

Стихи псалмов: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его, как он клялся Господу, давал обет сильному Иакова; вот мы слышали о Нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (Пс. 131; 1–2. 6). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86; 3). Бог посреди его: он не поколеблется. (Пс 45; 6). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от нее; от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. (Пс. 131; 11. 13). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45;5). Сила и великолепие во святилище Его. (Пс. 95; 6). Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92; 5). Сделаю имя Твое памятным в род ж род. (Пс. 44; 18). Благословен Господь во век и в век вечный».

Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе»(Пс. 44; 18. 2).

Ирмосы первый канон, гл. 2. Песнь 1. И: «Приидите, люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который Он освободил от Египетского рабства, ибо Он прославился».

Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас» -

Тропари: 1. «Приидите, верные, обрадованные Божественным Духом, почтим песнями происшедшую ныне от бесплодной Анны для спасения людей Вечнодеву — Отроковицу». 2. «Радуйся, Честнейшая Матерь и Раба Христа Бога, исходатайствовавшая первобытное блаженство человеческому роду; Тебя все мы достойно прославляем песнями». 3. «Ныне рождается Мост жизни, через который смертные, обретая восход из адовой глубины, прославляют песнями Христа–Жизнодавца».

П. 3: «Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех, и внедри страх Твой в сердца нас, воспевающих Тебя».

Тропари: 1. «Спасение для всех родили непорочно жившие для Бога, богомудрые родители Родившеж Создателя и Бога нашего». 2. «Источающий всем жизнь Господь произвел от бесплодной Деву, в которую благоволил вселиться, сохранив Ее но рождении нетленною» 3. «Плод Анны–Марию, родившую живоносный Грозд, воспеваем ныне, как Богородицу, Предстательницу всех и Помощницу».

П. 4: «Получил я, Господи, откровение о Твоем домостроительстве и прославил Тебя, Один Человеколюбец».

1. «Тебя, Богоневеста, Христос явил славою и силою для всех, воспевающих с верою Твое таинство»,. 2. «Неиспытавшая брака Владычица, Твоими молитвами избавляемые от прегрешений, мы все благопризнательно ублажаем Тебя».

П. 5: «Рассеяв неясные и загадочные прообразы Ветхого Завета и озаривший сердца верных явлением истины через Богоотроковицу, руководи и нас, Христе, Твоим светом».

1.«Воспоем, люди, Виновницу явления к нам Виновника всему, которой преобразование сподобляясь видеть, радовались пророки, получающие плод от Нее –действительное спасение». 2. «Произрастание сухого жезла указало Израилю пред'избрание священника; и ныне преславное рождение Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших».

П. 6: «Ко Господу из кита воззвал Иона: изведи; меня, молю, из глубины ада, чтобы я с громкою хвалою и в духе истины, принес Тебе жертву, как Избавителю».

1. «К Господу в скорби неплодства воззвали богомудрые родители Богоматери и родили Ее родам родов–к общему спасению и славе». 2. «Богомудрые родители Богоматери получили достойный Бога небесный дар? седалище Бога превысшее самих херувимов, Родительницу Слова и Создателя».

Кондак, гл. 4: «Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, и Адам и Ева–от смертной табели Святым Твоим рождением, Пречистая, Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от уз греховных, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей».

П. 7: «Терновый куст, в огне не опалявшийся, и Халдейская печь, источившая росу, ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо Ты иеоаалимо приняла Божественный невещественный огонь в вещественное чрево. Поэтому Родившемуся от Тебя мы восклицаем; благословен Ты, Бог отцев наших».

1. «Невещественными явлениями законодатель Моисей не допускаем был в древности до полного постижения великого таинства Твоего, Пречестная, будучи вразумляем знамениями не мудрствовать о Тебе по земному. Поэтому, изумляясь чуду, он взывал: благословен Бог отцев наших». 2. «В горе и двери небесной и мысленной лестнице богоприлично пред'указая Тебя Божественный собор пророков, ибо от Тебя отделился камень без рук–без мужа, и Тобою, как дверью, прошел Господь, чудодействующий Бог отцев? наших».

П. 8: «В печи с юношами Ты некогда явил прообраз Твоей Матери, Господи, и этот Ее прообраз спас их от огня, в котором они ходили невредимо. Ее, прославленную чрез Тебя до крайних пределов земли, мм яынз воспеваем и превозносим во все веки».

1. «Предопределенная скиния примирения нашего с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в вещественной плоти; Его мы, получившие через Него жизнь из небытия, воспеваем и превозносим во все веки». 2. «Разрешившая неплодство своих родителей разрешила и неплодство мира в благах и ясно явила чудо–Христа, пришедшего к смертным. Его мы, получившие через Него жизнь из небытия, воспеваем и превозосим во все веки».

Припевы: 1. «Прославляй, душа моя, игнолнеиное величайшей славы Рождение Божией Матери». 2. «Прославляй, душа моя, родившуюся от бесплодной Матери Деву Марию»;

П. 9: «Благословенная Пречистая Богородица, неизреченно из девственного чрева воплотившая Бога, к нам во плоти пришедшего, сиявшего светом прежде солнца, Тебя мы величаем».

1. «Источивший непокорным людям воду из камня дарует благопокорным народам из бесплодных чресл плод на радость нам, — Тебя, Пречистая Богоматерь, которую мы достойно величаем». 2. «Избавительницу от конечного древнего осуждения и Восстановительницу праматери, Виновницу примирения рода человеческого с Богом, Мост, приводящий к Создателю, Богородица, Тебя мы величаем

Ирмосы второю канона, гл. 8. Песнь 1: «Сокрушившему врагов Своею силою и проведшему Израюш через Чермное море, воспоем Ему, как избавителю нашему Богу, ибо Он прославился».

П. 3: «Утвердилось сердце мое в Господе и возвысилось достоинство мое в Боге моем, открылись уст мои на врагов моих; возвеселился я о спасении Твоем1».

П. 4: «Пророк Аввакум духовными очами предвидел, Господи, Твое пришествие, потому и восклицал: (Т юга придет Бог; слава силе Твоей, слава снисхождению–Твоему».

П. 5: «Господи Боже наш, даруй нам мир; Господи Боже наш, усвой нас Себе; Господи, иного, кроме Тебя, мы не знаем; Твое имя призываем».

П. 6: «Как морские воды, я обуреваюсь волнами житейскими, Человеколюбец; поэтому, как Иона, взываю к Тебе так: изведи жизнь мою из погибели, Милосердный Господи».

П. 7: «Халдейская печь, пламеневшая огнем, была орошаема Духом, –Божиим присутствием; юноши воспевали: благословен Ты, Боже отцев наших».

П. 8: «Покрывающий водами вышние селения Свои. Полагающий пределом морю песок и все охраняющий!. Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, как Создателю всего, во веки».

П. 9: «Чуждо матерям девство и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое; поэтому все мы, земные племена, непрестанно Тебя величаем».

Стихира на хвалитех. Слава и ныне, гл. 6~ «Этот день Господа, радуйтесь, народы, ибо вместилище света и свиток Слова Жизни произошел из чрева. И Она, прообразованная в скинии дверью с востока, родившись, ожидает входа Иерея Великого; Она–Единственная и во вселенную вводящая Одного только Христа для спасения наших душ».

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября)

Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1. «Сегодня мы, верующие, торжествуя, прославим Господа в псалмах и песнях духовных, почитая священную Его скинию, Святую Деву Марию, одушевленный ковчег Завета, вместившую в Себе невместимое Слово — Сына Божия; приводится ко Господу необычайно в младенческом возрасте находящаяся трехлетняя Отроковица к великий святитель Захарий принимает Ее с радостью, как Божие жилище». 2. «Ныне приводится в законный храм на жительство во Святая Святых одушевленный храм славы Христа Бога нашего, Одна между женами благословенная и чистая; с Нею духовно радуются Иоаким и Анна и множество дев в пении псалмов прославляют Господа, воспевая и почитая Его Матерь». 3. «Ты, Дева Матерь Божия, проповедь пророков, слава Апостолов, похвала мучеников и обновление всего человечества, ибо через Тебя оно примирилось с Богом» Поэтому, все, спасаемые но Твоим молитвам, почитаем Твое вхождение в храм Господень и с Ангелом восклицаем Тебе хвалебную песнь: «Радуйся». Слава и ныне, гл. 8: «Дева, уневестившаяся Богу Владычица! По рождестве Своем Ты пришла в храм Господень, чтобы воспитаться во Святом Святых, как освященная. Тогда и Гавриил был послан к Тебе Пренепорочной, принося

Тебе пищу. Все небесные силы удивлялись, видя Святого Духа, вселившегося в Тебя. Поэтому, Пречистая и Непорочная, на небесах и на земле прославляемая Божия Матерь, спаси род наш».

Стихира на литии, гл. 4: «Ныне Боговместимый Храм — Богородица приводится в храм Господень и Захарий принимает Ее; ныне Святое Святых радуется ц все Ангелы таинственно торжествуют; с ними и мы, ныне празднуя, воззовем с Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеющий великую милость».

Стихира на стиховне. «Сегодня мы, верные, во множестве собравшись, духовно будем праздновать, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, приводимую в храм Господень, благочестно восхвалим, как пред'избранную из всех родов в жилище Царя всех, Христа Бога. Девы, держа в руках светильники, идите вперед, почитая честное вхождение Вечнодевы. Матери, отложивши всякую печаль, сопутствуйте радостно, воспевая имеющую быть Богоматерью и Виновницею радости мира. Поэтому все радостно вместе с ангелом «Радуйся» воскликнем. Благодатной, всегда молящейся о душах наших».

Тропарь, гл. 4: «Ныне вступление к исполнению милости Божией и предвестие о спасении людей, в храме Божием торжественно появляется Дева и всем Христа предвозвещает, Ей и мы громко воскликнем: радуйся, исполнение предначертания о нас Создателя».

Величание. «Прославляем Тебя, Богом избранная Отроковица и почитаем Твой вход в храм Господень». Стихи псалмов. «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на Святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли (Пс. 47; 2–3). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86; 3). Город великого Царя, как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит Его на веки (Пс. 47; 3. 9). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45; 7). Сила и великолепие во святилище Его (Пс. 95; 6). Стала Царица по правую сторону Тебя в Офирском золоте. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Дочери царей между почетными у Тебя. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю, за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя. Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего и возжелает Царь красоты Твоей. (делаю имя Твое памятным в род и род. Поэтому народы будут славить Тебя во веки и веки». (Пс. 44; 10. 13, 10, 14–16, 12, 11, 18).

Прокимен, гл. 4: «Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе. (Пс. 44; 11, 2).

Стихира после св. Евангелия: «Ныне одушевленный храм, Святая Дева, и храм великого Царя, — Христа Бога, входит в храм Господень, чтобы приготовиться Ему в Божественное жилище; люди, веселитесь».

Ирмосы и канон, гл. 4. Песнь 1: «Открою уста мои и они исполнятся Духа и провозглашу хвалебное слово Царице–Матери, явлюсь светло торжествующим и радостно буду воспевать Ее вхождение».

Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Тропари: 1. «B Тебе, Всечистая, мы. знаем сокровище премудрости и вечнотекущнй источник благодати; ороси же нас, просим, каплями ведения Твоего, Владычица, чтобы воспевать Тебя всегда». 2. «Будучи храмом и чертогом высшим небес, Пречистая, Ты водворяется в храме Бога–приготовиться в Божественное жилище Ему при Его пришествии». 3. «Воссияв светом благодати, Богородица просвещала всех и собирала возвеличить пресветлое торжество Ее песнями; придем же я мы в это собрание».

П. 3:. Богородица, живой и неоскудевающий источник, певцов Твоих, составивших торжество, духовно укрепи и, ради славного Твоего вхождения, удостой венцов славы».

1. «Храм явился ныне прекрасным невестовместилищем и чертогом для Девы, приняв одушевленный чертог Божий, чистый, непорочный и светлейший всякой твари». 2. «Давид, предначиная празднество, веселится и торжествует с нами и называет Тебя, Пречистая, преукрашенною Царицею, предстоящею в храме Царю и Богу, Всечистая». 3. «Ангельские воинства и собрание всех людей радуются и со свечами ныне идут пред Тобою, Всечистая, возвещая величие Твое в Божием доме».

П. 4: «Созерцая непостижимую волю Божию о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, пророк Аввакум воскликнул: слава могуществу Твоему, Господи».

1. «Дом Божий, принимая ныне дверь непроходимую, прекращает всякое служение подзаконное, ибо истинно явилась истина, –возвещает он живущим на земле». 2. «Вся земля да увидит славные, необычайные и чудные» дела, как Дева, принимая пищу от Ангела, являет на себе знаки домостроительства. Божия». 3. «Явившись храмом, чертогом и небом одушевленным Невеста Царя– Бога, ныне Ты посвящаешься в храме подзаконном соблюдаться для Него, Всечистая».

П. 5: «Все изумляется при славном вхождении: Твоем, ибо Ты, не познавшая брака Дева, вошла внутрь храма Божия, как чистейший храм, даруя мир всем воспевающим Тебя».

1. «Преславная святыня и священное приношение, Пречистая Дева, водворяясь ныне в храме Божием, соблюдается в жилище Одному Царю нашему Богу, как Он Сам знает». 2. Захария, созерцая некогда красоту души Твоей, Пречистая, с верою восклицал: Ты — избавление, Ты — радость всех, Ты — восстановление наше; через Тебя Неприступный сделается доступным для меня». 3. «О, непостижимые чудеса Твои, Всечистая. Чудно рождение Твое, чуден образ возростания Твоего, необычайно, славно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста». 4. «Как многосвечный светильник, Богоневеста, Ты воссияла ныне в доме Господнем и нас озаряешь досточтимыми дарами чудес Твоих, Чистая, Преславная Богородица».

П. 6: «Совершая это божественное и всечестное празднество Богоматери, приидите, богомудрые, восплещем руками и прославим Родившегося от Нее Бега».

1. «Господь, желая показать народам спасение Свое, принял ныне от людей непознавшую брака Деву в знак примирения и обновления». 2. «Как вместилище благодати, в котором сокрыты сокровища неизреченного домостроительства Божия, Ты, Всечистая, в храме наслаждалась нетленною сладостью». 3. «Храм, приняв Тебя, Богоневеста, как царскую диадему, просветился и приготовлялся к лучшему, видя па Тебе исполнение пророчеств».

Кондак, гл. 4: «Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священная сокровищница славы Божией, ныне вводится в дом Господень и вносит с Собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают Божие Ангелы, –Она небесное жилище».

П. 7: «Богомудрые юноши не послужили твари вместо Творца, но, мужественно победив угрожавший огонь, радостно воспевали: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцев».

1. «Да воздают ныне честь Царице, Матери Божией, все–небо и земля, чины ангельские и собрание смертных и да взывают: в храм приводится радость и избавление»”. 2. «Закон Писания прошел и исчез, как тень, а лучи благодати воссияли в храме Божием, когда Ты введена в него, Пречистая Дева–Матерь, Благословенная». 3. «Рожденному Тобою, Всечистая, как Творцу и Богу, повинуются небо и земля и преисподняя и язык всех смертных исповедует, что явился Господь, Спаситель наших душ».

П. 8: «Внемли, Отроковица, Дева Чистая; да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего; будь готова к восприятию Бога; ибо чрез Тебя Невместимый стал жить со смертными. Поэтому, в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа».

1. «Анна, приведши некогда Пречистый Храм в дом Божий, с верою сказала священнику: приняв ныне Чадо, данное и мне Богом, введи в храм Создателя Твоего и: с радостью воспевай Ему: все творения Господни, благословите Господа». 2. «Захария, созерцая Духом, сказал некогда Анне: ты вводишь истинную Матерь Жизни, Которую пророки Божие ясно провозгласили Богородицею. Как же храм вместит Ее? Поэтому, удивляясь, взываю: все творения Господни, благословите Господа». 3. «Я–раба Божия», отвечала ему Анна, «и прошу тебя с верою и молитвою принять плод страданий моих и но принятии представить Рожденную Даровавшему Ее. Поэтому я громко взываю: все творения Господни, благословите Господа». 4. «Поистине это дело законное, сказал ей священник, но весьма странным представляется мне, что приводимая в дом Божий необычайно превосходит благодатию Святое Святых. Поэтому в радости я взываю: все творения Господни, благословите Господа».

Припевы: 1. «Ангелы, видя вхождение Твое, Пречистая, удивились: как Дева вошла во Святое Святых». 2. «Величай, душа моя, Честнейшую и Славнейшую небесных сил Деву Пречистую, Богородицу».

П. 9: «Рука непосвященных отнюдь да не касается Живого Ковчега Божия; уста же верных, неумолкаемо воспевая ангельский привет Богородице, радостно да восклицают, истинно выше всех Ты, Дева Чистая».

1. «Как имеющая пресветлую чистоту души и исполненная благодати Божией свыше, Богородица Чистая, Ты непрестанно озаряешь вечным светом взывающих в радости: истинно выше всех Ты, Дева Чистая». 2.„ Чуда совершившееся с Тобою, Богородица Чистая, превышает силу слов, ибо тело Твое я признаю неизреченно чуждым греховной нечистоты. Поэтому с благоговением взываю к Тебе: истинно выше всех Ты, Дева Чистая». 3. «Давид песнопением прославлял Тебя, называя Тебя дочерью Царя по красоте добродетелей, увидев Тебя преукрашенную, стоящую по правую сторону Бога. — Поэтому пророчески взывал: истинно выше всех Ты, Дева Чистая». 4. «Ты подаешь, Богородица, мирные Твои дары моей душе, источая жизнь почитающих Тебя по долгу, Сама защищая, охраняя и научая восклицать Тебе: истинно выше всех Ты, Дева Чистая».

Ирмосы второю канона, гл. 1. Песнь 1: «Победную песнь все мы воспоем Богу, сотворившему дивные чудеса могущественною рукою и спасшему Израиля, ибо Он прославился».

П. 3: «Да утвердится мое сердце в Твоей воле, Христе Боже, утвердивший над водами второе небо и основавший на водах землю, Всесильный».

П. 4: «Провидя духом воплощение Слова, ты, пророк Аввакум, проповедал, взывая: когда приблизятся годы, будешь познан; когда придет время, явишься;, слава сила Твоей, Господи».

П. 5: «Светлым сиянием вечным просвети нас, утором помышляющих о судьбах заповедей Твоих, Владыка Человеколюбец, Христе Боже наш».

П. 6: «Подражая пророку Ионе, взываю: избавь,. Благий, жизнь мою от погибели и спаси меня, Спаситель мира, восклицающего: слава Тебе».

П. 7: «Печь была орошаема, Спаситель; юноши же, торжествуя, воспевали: благословен Ты, Боже отцев»,

П. 8: «Пред Кем трепещут Ангелы и все воинства, как перед Творцом и Господом, Того священники, воспевайте; отроки, прославляйте; люди, благословляйте и превозносите во все веки».

П. 9: «Светоносное облако, из которого Владыка всех сошел, как дождь с неба на руно и Безначальный воплотился, сделавшись ради нас человеком; все мы величаем Тебя, как Чистую Матерь Бога нашего».

Стихира на хвалитех. Слава и ныне, гл. 2. «Ныне Всененорочная Дева приводится в храм — в жилище Царя всех Бога и Питателя всей нашей жизни; ныне Чистейшая Святыня, как трехлетняя Отроковица, вводится во Святое (вятых. Ей воскликнем, как Ангел: радуйся, Одна между женами Благословенная».

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 Марта).

Стихиры на «Господи воззвах», гл. 6: 1. «Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, явился пред Тобою Гавриил, приветствуя Тебя и возглашая: радуйся, земля незасеянная; радуйся, куст несгораемый; радуйся, глубина, непроницаемая взором; радуйся, мост, приводящий к небесам: радуйся, лестница высокая, которую видел Иаков: радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, разрешение от клятвы; радуйся, воззвание Адама, Господь с Тобою». 2. «Как человек являешься Ты предо Мною, говорит Архистратигу Нетленная Отроковица, и как же возглашаешь слова, превышающие разумение человека? Ибо ты сказал, что Бог будет со Мною и вселится во чрево Мое. И как сделаюсь Я, скажи Мне, пространным полем и местом священным Носимого Херувимами? Не прельщай Меня обманом; не знаю плотской сладости: Я не посвящена в тайну брака, поэтому, как Я могу родить Отрока»? 3. «Где хочет Бог, там побеждается порядок природы», говорит бесплотный, «и совершается то, что превыше человека. Верь моим истинным словам, Всесвятая, Пренепорочная». Она же воскликнула: «да будет Мне ныне по слову Твоему и Я рожду Бесплотного, воспринявшего от Меня плоть, да в первоначальное достоинство, как Один могущий, восстановит человека через теснейшее с ним соединение». Слава и ныне: гл. тот же: «Архангел Гавриил послан с неба предвозвестить Деве зачатие и, пришедши в Назарет, изумлялся пред чудом и размышлял в Себе: как Всевышний, будучи непостижимым, рождается от Девы? Как вмещается в девическое чрево Имеющий престолом небо и подножием землю? По одному слову благоизволил воплотиться от Нее Тот, на Кого не могут воззреть шеетокрылатые и многоочитые. Божие Слово присутствует! Что же стою и не говорю Отроковице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста Вечнодевственная, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего».

Стихира на литии гл. 1: В шестой месяц после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи Архистратиг Гавриил был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить слово о спасении людей и вместе с тем приветствовать Тебя: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их».

Стихира на стиховне, гл. 4: «В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказавши Ей: «Радуйся», возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, принявши приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ».

Тропарь гл. 4: «Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Величание: «Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая; «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Стихи псалмов: «Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого (Пс. 71; 1–2. 4). Благовествуйте со дня на день спасение Его (Пс. 95; 2)~ Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67; 12). Клялся Господь Давиду в истине и не» отречется ее: «от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем». (Пс. 131; 11). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71; 6). Наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его. (Пс. 17; 10). Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. (Пс. 131; 13). Град Божий, святое жилище Всевышнего. (Пс. 45; 5). Бог посреди его; он не поколеблется (Пс. 45; 6). Будет милосерд к нищему и убогому и души убогих спасет (Пс. 71; 13). Все народы будут служить Ему. Всякий день благословлять Его. Будет имя Его благословенно во век. (Пс. 71; 17). Благословятся в Нем все племена земные. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, Один творящий чудеса. И благословенно имя славы Его во век, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь». (Пс. 71; 11–19).

Прокимен: Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля». (Пс. 95; 2. 1)

Стихира после св. Евангелия, гл. 2: Ныне Гавриил возвещает радость Исполненной благодати: «Радуйся, вечнодевственная и непознавшая мужа Матерь!. Не удивляйся моему странному явлению; не бойся, ибо я — Архангел. Змей некогда прельстил Еву; ныне же я возвещаю Тебе радость: Ты, Пречистая, пребудешь нетленною и родишь Господа».

Ирмосы и канон, гл. 4. Песнь 1: «Открою уста мои и они исполнятся Духа, и провозглашу хвалебное слово Царице–Матери, явлюсь светло торжествующим и радостно буду воспевать Ее чудеса».

Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Тропари: «Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, играя на духовной лире: услышь, Дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе радость неизреченную». Ангел: «Радостно взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, приобрела такую благодать пред Богом, какой еще никогда ни одна жена не приобретала». Богородица: «Я желала бы познать силу твоих слов, Ангел; скажи яснее, как сбудется сказанное Тобою? Как зачну Я–Дева юная? И как Я могу сделаться Матерью Моего Создателя»? Ангел; «Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность; дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то и необычайное легко совершается».

П. 3: «Богородица, живой и неоскудевающий Источник, певцов Твоих, составивших торжество, духовно укрепи и в Божественной Твоей славе удостой венцев славы».

Богородичен: «Не стало князя от племени Иуды и уже настало время, в которое явится ожидание народов–Христос; об'ясни же, как Я могу родить Его, будучи девой?«Ангел: «Ты желаешь, Дева, узнать от меня, каким образом произойдет Твое зачатие? Но оно неизъяснимо: совершит его Святой Дух, осенив Тебя творческой силою»”. Богородица:. Праматерь Моя, приняв внушение змея, лишена Божественного наслаждения в раю, потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия». Ангел: «Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию; что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговейно ужасаюсь Тебя»?

П. 4: «Сидящий в славе на престоле Божества, Пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною рукою Богоматери, и спас взывающих: слава, Христе, силе Твоей».

Богородица:«Я слышала пророка, в древности предсказавшего, что некоторая Священная Дева родит Еммануила, но желаю знать, как природа смертных может вместить соединение с Божеством»? Ангел:«Куст, объятый пламенем и оставшийся несгораемым, прообразовал совершающееся на Тебе чудное таинство, Благодатная — Всепрославленная, ибо и после рождения Ты, Чистая, пребудешь Вечнодевою». Богородица:«Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя, скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденною»? Ангел:«Со страхом, как раб пред Госпожею, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взирая на Тебя, Отроковица, ибо, как дождь на скошенный луг, сойдет на Тебя Слово Отца по Своему благоволению».

П. 5: «Все изумляется Божественной славе Твоей, ибо Ты, не познавшая брака Дева, имела во чреве Всевышнего Бога и родила Вечного Сына, даруя мир всем, воспевающим Тебя».

Богородица:«Не могу вполне постигнуть значения слов Твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона, но дева без мужа еще никогда не рождала». Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо Твоего зачатия дивно; ибо Ты только Одна восприимешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и предсказания пророков и знамения закона». Богородица:«Как может вселиться ни в чем Невместимый и никем Невидимый во чреве Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога–Слово, безначальное с Отцом и Духом»? Ангел:«Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести плод Твоего чрева на престол царства его, избрал Одну Тебя, красоту Иаковлеву, Себе в разумное жилище».

П. 6: «Прообразуя тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал:«Избавь меня, Иисус–Царь сил, от тления». 2 Ир.:«Совершая это Божественное и всечестное празднество Богоматери, приидите, Богомудрые, восплещем руками и прославим родившегося от Нее Бога».

Богородица:«Приняв радостный голос Твоих слов, Гавриил, Я исполнилась Божественного веселия, ибо ты говоришь о радости и возвещаешь бесконечную радость». Ангел:«Тебе дана Божественная радость, Богоматерь; Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает:«Радуйся, ибо Ты Одна Чистая, предопределена быть Матерью Сына Божия». Богородица:«Чрез Мене ныне да уничтожится осуждение Евы; чрез Меня да воздастся ныне долг ее; чрез Меня этот изначальный долг да воздастся с преизбытком». Ангел:«Бог обещал праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы; чрез Тебя, Чистая, это обещание ныне получает исполнение».

Кондак, гл. 8:«Тебе Высшей Военачальнице, избавившей от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста Вечнодевственная».

П. 7: «Богомудрые юноши не послужили твари вместо Творца, но, мужественно победив угрожавший огонь, радостно воспевали: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцев».

Богородица:«Возвещая, что Свет невещественный по великому милосердию соединится с вещественною плотию, Ты возглашаешь. Мне ныне радостное благовестие, Божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева». Ангел: «Радуйся, Владычица Дева; радуйся, Всечистая; радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора Святая, светлое святилище и чертог бессмертия». Богородица: «Сошествие Святого Духа очистило Мою душу, освятило тело, сделало Меня храмом, вмещающим Бога, богоукрашенною скиниею, одушевленным святилищем и чистою Матерью Жизни». Ангел: «Я взираю на Тебя, как на многосветлую свечу м богоустроенный чертог; Ты, Богоневеста, как золотой Ковчег Завета, восприими ныне Подателя закона, благоволившего чрез Тебя избавить тленное человеческое существо».

П. 8: «Внемли, Отроковица–Дева Чистая: да возвестит Гавриил древнюю истинную волю Всевышнего; будь готова к восприиятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить со смертными; поэтому я радостно восклицаю: все творения Господни, благословляйте Господа». 2 И р. Благочестивых юношей в печи сохранило рождение Твое, Христе, от Богородицы, будучи тогда прообразуемым, а ныне действительным, оно всю вселенную побуждает петь Тебе: творения, воспевайте Господа и превозносите во все веки».

Богородица: «Всякий ум смертных побеждается, отвечала Дева, исследуя чудеса, о которых Ты вещаешь Мне; внимаю словам Твоим, но в изумлении страшусь чтобы Меня, подобно Еве, обольщением не удалил ты от Бога; впрочем, вот Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки». Ангел: «Вот недоумение Твое уже разрешено, говорит на то Гавриил, ибо Ты справедливо словами Своих уст назвала это дело непостижимым; повинуйся же и не сомневайся в том, как в вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки». Богородица: «Таков закон смертным от Бога, говорит опять Непорочная. что, бы рождение происходило от взаимной любви; по Я совершенно не знаю удовольствия супружества; как же ты говоришь, что Я рожу? Боюсь, необманчиво ли говоришь ты; впрочем, вот Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки». Ангел: «Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, взывает опять Ангел, относятся к обыкновенному рождению людей смертных; я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя. Поэтому в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите его во веки». Богородица: «Ты являешься Мне вещателем истины, отвечала Дева, ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и так как Я очищена душою и телом, то да будет Мне по слову твоему, да вселится в Меня Бог, Которому вместе с тобою восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки».

П. 9: «Рука непосвященных отнюдь да не касается Живого Ковчега Божия; уста же верных, неумолкаемо воспевая ангельский привет Богородице, радостно да восклицают: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 2 И р. «Всякий земнородный да возвеселится духом просвещаясь,; да торжествует и природа ангельских умов, почитая священное торжество Богоматери, и да восклицает: радуйся, Всеблаженная, Чистая Богородица Вечнодева».

Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас». 1. «Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы мрир оды, ибо Ты и, пребыв тленною по природе, рождая, не испытала свойственного матерям. Поэтому достояно слышишь: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою». 2. «Человеческий язык не может из'яснитъ, как Ты источаешь молоко, Дева Чистя, ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Поэтому достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 3.«В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, увидев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: это — путь Божий. Поэтому достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 4.«Терновый куст и огонь показали священ–нозрителю Моисею дивное знамение; ища исполнения его впоследствии времени, он сказал: провижу это в Чистой Деве, Которой, как Богородице, да будет сказано: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 5.«Даниил называет Тебя мысленною горою; Исайя — Родительницею Бога; Гедеон видит в образе руна; Давид именует Тебя — святынею; еще некто — вратами: а Гавриил восклицает Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Стихира на хвалитех, гл. 2: Слава и ныне:«От вечности сокрытая тайна ныне открывается и Сын Бога становится Сыном человека, чтобы заимствовав худшее, преподать мне лучшее. Обманулся в древнее время Адам и, возжелав сделаться Богом, не сделался; Бог становится человеком, чтобы сделать Адама богом. Да радуется тварь, да ликует природа, ибо Архангел стоит перед Девой со страхом и приносит Ей:«радуйся!«в противоположность бывшей печали. По сострадательной милости вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе».

Входное:«Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего». (Пс. 95; 2).

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (25 Декабря).

В навечерии праздника совершается литургия Василия Великого в соединении с вечерней.

Стихиры на»Господи воззвах». Гл. 2: 1.«Приидите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я принимаю участие в блаженствах рая, откуда был изгнан за непослушание. Ибо неизменный Образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает внешний вид раба, родившись от незнающей брака Матери, не потерпев изменения. Он остался, чем был — Богом Истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: Господи, родившийся от Девы, помилуй нас». 2.«Когда родился Господь Иисус Христос от Святой Девы, весь мир просветился, ибо, когда пастухи на свирели восхваляли, волхвы поклонялись, Ангелы воспевали, — Ирод встревожился, ибо явился во плоти Бог, Спаситель наших душ». 3.«Что принесем в дар Тебе, Христе, за то, что Ты явился на земле и сделался человеком ради нашего спасения? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, приносит Тебе благодарность: Ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастухи — созерцание чуда, земля — пещеру, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Прежде веков живущий Боже, помилуй нас». 4.«Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам: под одним царством мирским были города вселенной и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря: записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Всеночное бдение начинается великим повечерием с пением:«С нами Бог…» После великого славословия: стихира на литии, гл. 1:« Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; Ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диявола».

Стихира на стиховне, гл. 2: «Ныне совершилось великое и славное чудо; Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается. Ангелы с пастухами прославляют; и мы с ними воскликнем: слава в вышних Богу и на земле мир».

Тропарь, гл. 4: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, ибо чрез него служившие звездам звездою научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе».

Величание: «Прославляем Тебя, Податель жизни– Христе, ради нас ныне по плоти родившегося от непознавшей мужа и Пречистой Девы Марии».

Стихи псалмов: «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Окажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих (Пс. 65; 1–3). Да веселятся небеса и да торжествует земля. Пойте Господу, благословляйте имя Его. (Пс. 95; 11. 1). Дело Его — слава и красота. Избавление послал Он народу Своему. Свято и страшно имя Его. (Пс. 110; 3. 9). О Сиона, который есть верх красоты Его (Пс. 49; 2). Бог наш–на небесах и на земле, творит все, что хочет (Пс. 113; 11). Милости Твои, Господи, буду петь вечно. Он будет звать Меня: Ты Отец Мой. И Я сделаю Его Первенцем превыше царей земли. (Пс. 88; 2. 27–28). И поклонятся Ему все цари (Пс. 71; 11). Кто Бог так великий, как Бог наш. Ты — Бог, творящий чудеса. (Пс. 76; 14–15). Из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека (Пс. 109; 3–4). Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс. 2; 7–8). В свитке книжном написано о Мне (Пс. 39; 8). Престол Твой, Боже, во век; жезл правоты — жезл царства Твоего. Поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44; 7–8). Ибо Ты наследуешь все народы (Пс. 81; 8). Благословен Господь во век. Аминь, аминь».

Прокимен, гл. 4. «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается.» Стих: «Оказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.»(Пс. 109: 3–4. 1).

После чтения Св. Евангелия: «Слава», гл. 2: «Ныне все исполняется радостью, Христос родился от Девы.» И ныне: «Сегодня все исполняется радостью, Христос родился в Вифлееме».

После 50 пс. стихира, гл. 6: «Слава в вышних Богу и на земле мир; ныне Вифлеем воспринимает вечно Сидящего со Отцем; ныне Ангелы славословят, как Бога, рожденного Младенца: слана в вышних Богу и на земле мир, к человекам благоволение'.

Ирмосы и канон, гл. 1. Песнь 1: «Христос рождается–славьте! Христос с небес–встречайте! Христос на земле –возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился.»

Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

1. «Мудрый Создатель опять восстановляет человека, который будучи сотворен по образу Божию растлел от преступления, весь подвергся повреждению И лишился высшей Божественной жизни: ибо Он прославился». 2. «Творец, видя погибель человека, которого создал Своими руками, сходит, приклонив небеса, и принимает все существо его, истинно воплотившись ОТ Божественной Чистой Девы, ибо Он прославился».

3. «Премудрость, Слово и Сила, Сын и Сияние Отца, Христос Бог, сокровенно от Сил, которые выше мира и которые на земле, вочеловечившись восстановил нас, ибо Он прославился».

П. 3: «Прежде веков нетленно рожденному от Отца Сыну и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, Христу Богу будем восклицать: возвысивший достоинство наше, Свят Ты, Господи».

1.«Причастный высшей жизни, Адам бренный и по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от жены, восклицает: сделавшийся для меня подобным мне, Свят Ты, Господи». 2.«Христе, сделавшийся сообщным бренному низкому составу и соединивший Божественную природу с воспринятою уничиженною плотию, ставший человеком и пребывший Богом и возвысивший достоинство наше, Свят Ты, Господи». 3.«Веселись Вифлеем, царственный город владык Пудовых, ибо пастырь Израиля, обитающий на раменах херувимских, Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, воцарился над всеми».

П. 4: «Христе, — отрасль из корня Иессеева и цвет от него, произошел Ты от Девы: от горы, осененной чащею, пришел Ты, Всехвальный, воплотившись от Безмужной, Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи».

1.«Христе, которого в древности Иаков, назвал ожиданием народов, Ты воссиял от племени Иуды и пришел отнять могущество Дамаска и добычи Самарии, вводя на место заблуждения богоугодную веру: слава силе Твоей, Господи». 2.«Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости мудрых хранителей вещаний древнего прорицателя Валаама, звездонаблюдателей, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно их принял: слава силе Твоей, Господи». 3.«Ты сошел, Христе, в девическое чрево, как дождь на руно, и как капли росы, орошающие землю; Ефиопия и Фарсис, острова Аравийские и Сава Мидийская, преобладающие во всей земле, припали к Тебе, Спаситель: слава силе Твоей, Господи».

П. 5: «Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам вестника великой Твоей воли, дарующего мир. Поэтому мы, будучи приведены к свету Богопознания, утром после ночи славословим Тебя, Человеколюбец».

1.«Повинуясь Кесареву повелению, Ты, Христе, вписался в число рабов и нас, рабов врага и греха, сделал свободными; обнищав же во всем, как мы, Ты посредством этого самого единения и общения обоготворил и земного». 2.«Вот, Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила в очеловечившегося Бога и пребывает Девою; чрез Нее, примирившись с Богом, мы, грешники, с верою воспоем Истинную Богородицу».

П. 6: «Иону, как младенца из чрева, морской зверь изверг, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, родилось, сохранив Ее невредимою, ибо Само, не подвергшись тлению, Оно сохранило Матерь неповрежденною».

1.«Пришел во плоти Христос Бог наш, Которого Отец рождает из чрева Своего прежде денницы: Правящий пречистыми силами полагается в яслях бессловесных животных и повивается пеленами, но расторгает многоплетенные узы прегрешений». 2.«От Адамовой природы рожден и дан верным Сын — юный Отрок; но Он же есть Отец и Властитель будущего века, и называется Ангелом Великого Совета; Он есть Бог крепкий и содержащий всю тварь в Своей власти».

Кондак, гл. 3:«Дева ныне рождает Существующего прежде всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастухами прославляют; мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец, Предвечный Бог».

П. 7: «Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презревши нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: благословен Ты, Боже отцев».

1. «Владеющие свирелью пастухи удостоились чудного явления света, ибо слава Господня озарила их, и Ангел взывал: воспойте, ибо родился Христос; благословен Ты, Боже отцев». 2. «Внезапно, вместе со словом Ангела, небесные воинства стали восклицать: слава в вышних Богу, на земле мир, к человекам благоволение, воссиял Христос: благословен Ты, Боже отцев». 3. «Что означает это слово», говорили пастухи, пойдем, посмотрим на случившееся, на Божественного Христа». Пришедши же в Вифлеем, поклонились Ему вместе с Матерью, воспевая: благословен Ты, Боже отцев».

П. 8: «Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда, ибо она не опаляет принятых юношей, как и огонь Божества–утробы Девы, в которую сошел. Поэтому воспоем песнь: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».

1. Дочь Вавилонская влечет к себе от Сиона. плененных детей Давида, а сама посылает с дарами сынов своих–волхвов поклониться Дочери Давидовой, принявшей в Себя Бога. Поэтому воспоем песнь: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки». 2. «Скорбь отложила орудия пения, ибо дети Пиона не пели в странах чуждых, а воссиявший в Вифлееме Христос рассеевает всякое заблуждение и музыкальное Вавилонское согласие; поэтому воспоем песнь: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки». 3. «Вавилон овладел добычею и плененным богатством Сионского царства, а Христос путеводною звездою привлекает в Сион его сокровище и царей–звездонаблюдателей. Поэтому воспоем песнь: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».

Припевы: 1. «Величай, душа моя, Честнейшую и Славнейшую небесных сил, Деву Пречистую Богородицу». 2. «Величай, душа моя, Бога, по плоти родившегося от Девы». 3. «Величай, душа моя, Царя, в пещере родившегося». 4. «Величай, душа моя, Бога, принимающего от волхвов поклонение». 5. «Величай, душа моя, Возвещенного волхвам звездою». 6. «Величай, душа мол, Чистую Деву и Единую Богородицу, родившую Царя–Христа».7. «Волхвы и пастухи пришли поклониться Христу, родившемуся в городе Вифлееме». 8. «Ныне Дева в пещере рождает Владыку». 9. «Ныне рождается Владыка, как Младенец от Матери–Девы». 10. «Ныне пастухи увидели Спасителя, обвитого пеленами и в яслях лежащего». 11. «Ныне неосязаемый Владыка рубищем пеленается, как младенец». 12. «Ныне всякая тварь веселится и радуется, что родился Христос от Девы–Отроковицы». 13. «Небесные Силы возвещают миру о родившемся Спасителе, Владыке и Господе». 15. «Величай, душа моя, могущество триипостасного и нераздельного Божества». 16. «Величай, душа моя, Избавившую нас от проклятия».

П. 9: «Вижу необычайное и чудное таинство; пещеру — небом; Деву — престолом херувимским; ясли–вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем».

1. «Волхвы, видя необычайное течение необыкновенной, новой, недавно явившейся, блиставшей больше небесных светил звезды, уразумели, что Христос–Царь родился на земле в Вифлееме для нашего спасения».

2. «Когда волхвы говорили: «Где новорожденный Младенец–Царь, звезда Которого явилась; мы пришли поклониться Ему»; тогда безумный богопротивник Ирод смутился и в бешенстве устремился убить Христа».

3. «Ирод выведывал время появления звезды, путеводимые которой волхвы в Вифлееме поклоняются с дарами Христу; ею же они, будучи отведены в отечество, оставили посмеянным жестокого детоубийцу».

Ирмосы второго канона, гл. 1. Песнь 1: «Владыка в древности чудесно спас народ, осушив влажные морские волны; а родившись добровольно от Девы, Он пролагает нам легкопроходимый путь к небу; Его, по существу равного Отцу и человекам, мы прославляем.

П. 3: «Внемли песнопениям рабов Твоих, Благодетель, и смири надменную гордость врага, а певцов вознеси, Всевидящий, превыше греха, непоколебимо утвердив их, Благий, на основании веры».

П. 4: «Пророк Аввакум в древности предвозвещает в песнопении восстановление человеческого рода, удостоившись таинственно видеть его прообраз, ибо новорожденный Младенец–Слово произошел от горы–Девы для восстановления людей».

П. 5: «К нам ныне, по пробуждении от ночи дед мрачного заблуждения, воспевающим песнь Тебе, Христе, как Благодетелю, прийди и даруй очищение и благонадежный путь, по которому проходя мы достигнем славы».

П. 6: «Иона, находясь в глубинах моря, молил Бога придти и утишить бурю: а я, уязвленный стрелою мучителя, умоляю, Христе, Тебя, Истребителя зла, прийди скорей ко мне беспечному».

П. 7: «Юноши, об'ятые любовью к Вседержителю, презрели богохульство страшно озлобленного безбожника царя, и сильный пламень покорился им, взывающим к Владыке: благословен Ты во веки».

П. 8: «Ветхозаветные юноши, неопально об'ятые огнем, прообразуют утробу Отроковицы, сверхъестественно рождающую без утраты девства; одна же чудодействующая благодать, совершая то и другое, возбуждает люден к пению».

П. 9: «Из благоговения нам удобнее бы хранить молчание, как дело безопасное, и по любви к Тебе, Дева, трудно составлять песни, стройно сложенные; но Ты, Матерь, Сама даруй нам и еилу по нашему усердию».

Стихира на хвалитех, гл. 4: «Веселитесь, праведники; радуйтесь небеса; взыграйте, горы, родившемуся Христу; Дева сидит, подобно херувимам, нося в недрах Своих воплощенного Бога–Слово; пастухи удивляются Рожденному; волхвы приносят дары Владыке; Ангелы, воспевая, говорят: непостижимый Господи, слава Тебе».

Литургийные антифоны. Первый: 1. «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса. Твои»'. Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2. «В совете праведных и в собрании велики дела Господни». 3. «Вожделенны для всех, любящих оные». 4. «Дело Его–слава и красота, и правда Его пребывает во век» (Пс. 110; 1–3).

Второй: 1. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» -. Припев: «Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, ноющих Тебе: аллилуйя». 2. «Сильно будет на земле семя его, род правых благословится». 3. «Обилие и богатство в доле Его и правда Его пребывает во век». (Пс. 111; 1–4). 4. «Во тьме восходит свет правым; он благ и милосерд и праведен». Входное: «Из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека». (Пс. 109; 3–4).

Прокимен на вечерни, гл. 7. «Кто Бог так великий, как Бог наш, Ты один Бог, творящий чудеса». Стихи: 1. «Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой». 2. «И сказал я: вот мое горе — изменение десницы Всевышнего». 3. «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних». (Пс. 76; 14- 15, 11 –12).

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2 февраля).

Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1: 1 «Поведай. Симеон, Кого ты носишь на руках в храме с такой радостью? К Кому ты взываешь и говоришь: теперь я свободен и могу умереть, ибо видел моего Спасителя; Он, от Девы родившийся; Он есть Бог Слово — от Бога, воплотившийся для нас и спасший человека; Ему поклонимся». 2. «Симеон, возьми Законодателя, ставшего Младенцем и повинующегося закону, Которого Моисей провидел на Синае во мраке. Этот Младенец есть Законодатель; о Нем пророки предсказывали; Он для нас воплотился и спас человека; Ему поклонимся». 3. «Пойдем и мы встретим Христа божественными песнопения–пи и примем Того, Которого спасение видел Симеон: Он есть предвозвещенный Давидом; Он есть устами пророков говоривший; Он для нас воплотился и Он есть Законодатель; Ему поклонимся». Слава и ныне, гл. 6: «Ныне пусть будут открыты небесные врата, ибо Безначальное Слово Отца, принявши начало во времени, не переставая быть Богом, добровольно приносится Матерью в законный храм, как сорокодневный младенец. Старец принимает Его на руки, взывая: «Владыка, отпусти раба Своего, ибо очи мои увидели спасение Твое». Господи, пришедший в мир спасти человеческий род, слава Тебе».

Стихира на литии, гл. 1: «Вечный Господь, в древности давший закон Моисею на Синае, ныне видимый нами, как Младенец и как Творец закона, исполняя закон, приносится в храм и дается старцу. Праведный же Симеон, приняв Его на руки и видя совершающееся исполнение обещаний, с радостью взывает: «Очи мои увидели тайну, скрываемую от вечности и открывшуюся в последние дни, — свет, разгоняющий мрак неверия язычников и даюший славу новоизбранному Израилю–христианам. Поэтому, отпусти раба Своего от уз плоти в нетленную, вечную и чудную жизнь, подавая миру великую милость-.

Стихира на стиховне, гл. 7: «Сион, приукрась свой храм и прими Царя–Христа; приветствуй Марию– небесную дверь, ибо Она явилась престолом вместо херувимов; Она носит Царя славы; Дева есть облако света, носящая на руках Существовавшего прежде света Своего Сына, Которого принял на руки Симеон, проповедуя людям, что Этот есть Владыка жизни и. смерти и Спаситель мира».

Тропарь, гл. 7: «Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

Величание: «Прославляем Тебя, Податель жизни–Христе, и почитаем Твою Пречистую Матерь, Которою во исполнение закона Ты ныне принесен в храм Господень».

Стихи псалмов: «Излилось из сердца моего благое слово; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее человеческих сынов. Препояшь себя по бедру мечем Твоим, Сильный. И в этом украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое (Пс. 44; 2–5. 8; 11–13). Господь во Святом храме Своем, Господь– престол Его на небесах (Пс. 10; 4). Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне (Пс. 67; 25). Свят и дивен правдою храм Твой. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни (Пс. 92; 5). Сделаю имя Твое памятным в род и род». (Пс. 44; 18).

Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе (Пс. 44; 18. 2).

Ирмосы и канон, гл. Песнь 1: «Солнце некогда взошло над сухою землею, родившеюся из глубины моря; ибо вода по обе стороны отвердела, как стена, для народа, идущего пешком по морю и богоугодно воспевавшего: вО(поем Господу, ибо Он торжественно прославился».

Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Тропари: 1. «Облака да источают воду, ибо Солнце–Христос, носимое легким облаком–нетленными руками, явилось в храме, как Младенец. Поэтому мы, верные, будем восклицать: воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился». 2. «Укрепитесь, руки Симеона, ослабевшие от старости, и одряхлевшие ноги старца двигайтесь бодро навстречу Христу; составив хор с бесплотными, воспоем Господу: ибо Он торжественно прославился». 3. «Веселитесь небеса, распростертые премудро, радуйся и земля, потому что происшедший из недр Божественных, Создатель–Христос, существующий прежде всех, Младенцем приносится от Матери Девы Богу Отцу, ибо Он торжественно прославился».

П. 3: «Господи, твердыня надеющихся на Тебя, утверди Церковь, которую Ты приобрел драгоценною Твоею кровню».

1. Перворожденный от Отца прежде веков явился перворожденным Младенцем нетленной Отроковицы, простирая руку спасения Адаму» 2. «Чтобы восстановить в прежнее состояние первозданного Адама, ставшего чрез обольщение младенчески малосмысленным, Бог–Слово явился младенствующим». 3. «Создатель, непреложно сделавшись младенцем, явил подобной Божеству человеческую природу, из земли происшедшую и в нее опять отходящую».

П. 4: «Слава Твоя, Христе, покрыла небеса, ибо, исшедши из ковчега святыни–Твоей Матери, оставшейся Девою, Ты явился в храме славы Твоей, как носимый на руках Младенец, и все наполнилось хвалою Тебе».

1. «Симеон, созерцатель неизреченнных тайн, взывала Богородица, «прийми с радостью в обятия младенствующее Слово–Христа, о Котором раньше извещен ты Святым Духом, восклицая к Нему: все наполнилось хвалою Тебе». 2. «Прийми с радостью, Симеон, младенствующего возрастом Христа, утешение богоизбранного Израиля, которое ты ожидал, Творца закона и Владыку, исполняющего постановление закона, восклицая Ему: все наполнилось хвалою Тебе». 3. «Симеон, видя безначальное Слово во плоти, несомое на руках Девы; как на престоле херувимском, Виновника жизни всего мира, как Младенца, в изумлении восклицал Ему: все наполнилось хвалою Тебе».

П. 5. «Когда Исайя увидел в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного Ангелами славы, то воскликнул: «О, я несчастный, я заранее увидел воплощаемого Бога, владычествующего незаходимым светом и миром».

1. «Божественный старец, видя Слово на руках Матери, уразумел славу, явленную в древности пророку, и воскликнул: «Радуйся, Досточтимая: Ты, как престол держишь Бога, владычествующего незаходимым светом и миром». 2. «Старец, преклонясь и благоговейно прикоснувшись к ногам непознавшей брака Девы и Богоматери, сказал: «Огонь несешь Ты, Чистая; страшусь принять в об'ятия Младенца–Бога, владычествующего незаходимым светом и миром». 3. «Исайя очистился, приняв уголь от Серафима, взывал старец к Богоматери: Ты же просвещаешь меня, подавая руками, как бы клещами, Несомого Тобою, владычествующего незаходимым светом и миром».

П. 6: «Старец Симеон, увидев очами спасение, пришедшее к народам от Бога, воскликнул к Тебе: Христе, Ты — мой Бог».

:1. «Ты, несокрушимое спасение верных, положен камнем в Сионе, камнем преткновения и соблазна для непокорных». 2. «Точно нося образ Родившего Тебя прежде веков, Ты но милосердию ныне облекся немощью земнородных». 3. «Отпусти ныне с миром поклонившегося Тебе, Сыну Всевышнего, Сыну Девы, Богу, сделавшемуся Младенцема.

Кондак, гл. г: «Освятивший утробу Девы Твоим рождением и. благословивший руки Симеона, как надлежало, ныне Ты спас и нас, Христе Боже. Умири же раздоры граждан и укрепи православных христиан, которых Ты возлюбил, Единый Человеколюбец».

П. 7: «Тебя, Бога–Слово, оросившего в огне юношей богословствовавших и вселившегося в Деву нетленную, мы славим, благоговейно воспевая: благословен Бог отцев наших».

1. «Отхожу поведать находящемуся в аду Адаму и принести Еве благую весть, восклицал Симеон, воспевая с пророками: благословен Бог отцев наших». 2 — «Чтобы избавить бренный человеческий род, Бог снизойдет даже до ада, плененным всем подаст свободу, слепым прозрение, равно как и немым восклицать: благословен Бог отцев наших». 3. «И в Твое сердце, Неврежденная, пройдет меч, предсказывал Симеон Богородице, когда Ты увидишь на кресте Сына Твоего, Которому мы восклицаем: благословен Бог отцев наших».

П. 8: «Юноши, вожди благочестия, находясь в нестерпимом огне, но не пострадав от пламени, воспевали Божественную песнь: все творения Господни, благословляйте Господа и превозносите во все веки».

1. «Народ Израильский, видя Младенца Девы, твою славу Еммануила, ныне воспевай пред лицем Божественного Ковчега: все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки». 2. «Вот этот Младенец и Бог, восклицал Симеон, сделается предметом противоречий; Ему мы, верные, будем воспевать: все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки». 3. «Этот Бог–Слово, Жизнь, сделавшись Младенцем, будет падением для непокорных, равно как и восстанием для всех, с верою воспевающих: все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки».

Припевы. 1. «Богородица Дева, Ты надежда христиан, покрой, сохрани и спаси на Тебя надеющихся». 2. «Богородица Дева, Милосердная Заступница мира, защити и сохрани от нужды и горя». 3. «Симеон Богоносец, прийди и возьми на руки Христа, Которого родила Пречистая Дева Мария». 4. «Старец Симеон принимает в об'ятия Создателя закона и Владыку всего мира». 5. «Не старец Меня держит, но Я держу его, ибо он у Меня просит отпущения». 6. «Таинственные Клещи, как носите Уголь, как питаете Питающего вас». 7. «О, Дочь Фануилова, прийди, стань с нами и благодари Христа Спасителя, Сына Божия». 8. «Целомудренная Анна возвещает чудесное, исповедуя Христа, Творца неба и земли». 9. «Непостижимо для Ангелов и людей совершившееся над Тобою, Матерь Пречистая Дева». 10. «Чистая Голубица, неоскверненная Агница приносит в церковь Агнца и Пастыря. 11 «О, Христос–Царь всего, даруй победы над врагами православным христианам». 12. «О, Христос–Царь всего, подай мне горячими слезами оплакать душу мою, коюрую я погубил грехами». 13. «Трисиятельное и Триипостасное Божество благоговейно прославим». 14..«Дева Мария, просвети мою душу, сильно омраченную житейским сластолюбием».

П. 9: «В неясных писаниях закона Моисеева мы, верующие, усмотрим прообраз: всякий перворожденный мужеского пола посвящался Богу. Поэтому мы и величаем первородное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого Матерью без мужа».

1. «У древних с новорожденными были приносимы две горлицы и два голубиных п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: