Заблуждение о том, что одни люди могут насилием устраивать

ЖИЗНЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ Заблуждение о том, что одни люди могут силой заставлять других людейжить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман,а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей ипотом старались придумать оправдание своему насилию. Люди видят, что в их жизни что-то нехорошо и что-то надо улучшить.Улучшать же человек может только то одно, что в его власти, - самого себя.Но для того, чтобы улучшать самого себя, надо прежде всего признать, что янехорош, а этого не хочется. И вот все внимание обращается не на то, чтовсегда в твоей власти, - не на себя, а на те внешние условия, которые не внашей власти и изменение которых так же мало может улучшить положение людей,как взбалтывание вина и переливание его в другой сосуд не может изменить егокачества. И начинается, во-первых, праздная, а во-вторых, вредная, гордая(мы исправляем других людей) и злая (можно убивать людей, мешающих общемублагу), развращающая деятельность. Правители думают насилием заставить людей жить доброй жизнью. А онипервые этим самым насилием показывают людям пример дурной жизни. Люди вгрязи, и, вместо того чтобы самим выбраться из нее, учат людей, как им незагрязниться. Заблуждение о возможности устройства среди людей порядков насилием темособенно вредно, что оно переходит из рода в род. Люди, выросшие внасильническом устройстве, уже не спрашивают себя, нужно ли, хорошо липринуждать людей силою, а твердо верят, что без насилия нельзя жить людям. В государстве говорят о свободе. А между тем все устройство егоосновано на насилии, которое все противно самой какой бы то ни было свободе. Устраивать жизнь других людей легко оттого, что, если и плохо устроишьее, будет худо не тебе, а им. Думают, что устраивать жизнь других людей можно только насилием, анасилие не устраивает, а расстраивает жизнь людей. Только тот, кто не верит в Бога, может верить в то, что такие же люди,как и он сам, могут устроить его жизнь так, чтобы она была лучше. Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь другихлюдей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем онибезнравственнее. Те люди, которые имеют власть, всегда уверены в том, что руководитлюдьми только насилие, и потому для поддержания существующего порядка смелоупотребляют насилие. Существующий же порядок держится не насилием, аобщественным мнением; общественное же мнение нарушается насилием. И потомудеятельность насилия ослабляет, нарушает то самое, что оно хочетподдерживать. Когда люди говорят, что всем надо жить мирно, никого не обижать, а самине миром, а силою заставляют людей жить по своей воле, то они как будтоговорят: делайте то, что мы говорим, а не то, что мы делаем. Можно боятьсятаких людей, но нельзя им верить. Жестокости всех революций - только следствие жестокостей правителей.Революционеры понятливые ученики. Никогда свежим людям не могла бы прийтидикая мысль о том, что одни люди могут и имеют право силою устраивать жизньдругих людей, если бы все властвующие люди, все правители не обучали быэтому народы. Отчего революции и жестокость их? Оттого, что насилие властвующих учитсуеверию устройства насилием. До тех пор, пока люди будут неспособны устоять против соблазнов страха,одурения, корысти, честолюбия, тщеславия, которые порабощают одних иразвращают других, они всегда сложатся в общество насилующих, обманывающих инасилуемых и обманываемых. Для того, чтобы этого не было, каждому человекунадо сделать нравственное усилие над самим собой. Люди сознают это в глубинедуши, но им хочется как-нибудь помимо личного усилия достигнуть того, чтодостигается только таким усилием. Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его,установить свое отношение к людям на основании вечного закона деланиядругому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурныестрасти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьимгосподином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, нивыгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, - все этотребует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядковкаким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ковсякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилиймысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить,лгать, притворяться, браниться, драться, - все это делается само собой, дляэтого не нужно усилия. И вот является учение об улучшении общественной жизни посредствомизменения внешних порядков. По этому учению выходит то, что люди могут безусилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по церковному учениюмолитвой о своем совершенствовании, верой в искупление грехов кровью Христаили в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного усилиядостигнуть праведной жизни. Такое учение произвело и производит ужасныебедствия и более всего другого задерживает истинное совершенствованиечеловечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: