Борьба со злом посредством насилия недопустима

ПОТОМУ ЧТО ЗЛО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛЮДЬМИ ПО-РАЗНОМУ Казалось бы, как несомненно ясно, что так как все люди каждый по-своемуопределяют зло, то противление предполагаемому различными людьми злу зломможет только увеличить, а не уменьшить зло. Если то, что делает Петр,считается Иваном злом, и он считает себя вправе делать зло Петру, то натаком же основании и Петр может делать зло Ивану, и зло от этого можеттолько увеличиться. Но удивительное дело: люди понимают отношение звезд между собою, аэтого не понимают. Отчего это? Оттого, что люди верят в благодетельностьнасилия. Если я могу силой заставлять человека делать то, что считаю хорошим, тоточно так же другой человек может заставлять меня силой делать то, что онсчитает хорошим, хотя бы то, что мы, я с ним, считаем хорошим, было совсемпротивно одно другому. Как правители, так и революционеры считают справедливым и полезнымубивать некоторых людей. У них есть такие рассуждения, по которым онидумают, что можно узнать, кого именно можно убить для общего блага. Для людей же, не принадлежащих ни к тем, ни к другим, рассуждения этине могут не представляться удивительными уже по одному тому, что по точнотаким же рассуждениям, по которым правители уверены, что полезно убить еслине всех, то многих революционеров, революционеры уверены, что полезно убитьесли не всех, то многих правителей. Учение о том, что человек никогда не может и не должен делать насилияради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то,что считается добром и злом, не одно и то же для всех людей. То, что одинчеловек считает злом, есть зло сомнительное (другие считают его добром);насилие же, которое он совершает во имя уничтожения этого зла - побои,увечья, лишение свободы, смерть, - уже наверное зло. На вопрос о том, как разрешить постоянные между людьми споры о том, чтодобро и что зло, учение Христа отвечает тем, что так как человек не можетнесомненно определить зло, то он и не должен стараться злом насилияпобеждать то, что он считает злом. Главный вред суеверия устроительства жизни других людей насилием в том,что как только человек допустил возможность совершить насилие над однимчеловеком во имя блага многих, так нет пределов того зла, которое может бытьсовершено во имя такого предположения. На таком же предположенииосновывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в наше времясуды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: