double arrow

Глава 22. Карты Таро появились в Италии периода Возрождения и воплощают в своих образах символический ряд той эпохи


МЕТОД ТАРОДРАМЫ: ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ ПО СТАРШИМ АРКАНАМ

Карты Таро появились в Италии периода Возрождения и воплощают в своих образах символический ряд той эпохи. На протяжении XVI—XVIII веков колоды Таро распространились по Германии, Фландрии, Швейцарии, впитывая в себя наиболее выразительные изобразительные метафоры. К концу XVIII века Таро становится детищем коллективного бессознательного и творческого созидательного начала целых эпох и народов.

В эпоху Просвещения систему Таро замечают и переосмысливают исследователи и оккультисты. С этих пор иконография Таро намного в большей степени становится продуктом творческого созидательного авторского начала, однако структура и порядок остаются практически неизменными. В настоящее время семантическое развитие системы Таро происходит как через осмысление структуры через набор символических соответствий, так и через результат повторения художественных смыслов воплощенных разными авторами.

Старшие арканы представляют собой 22 карты, изображающие изначально (то есть с известных нам времен) определенный сюжет или персонаж. Их иконография повторялась веками, превратившись в достаточно устойчивые клише или стереотипы, напитанные особым смыслом. Старшие арканы в наше время обозначают архетипические силы: персонажей или сюжеты. Архетипы именно в юнговском понимании: стихийных сил коллективного бессознательного, а не ролевые архетипы постъюнгианцев (ролевыми архетипами будут Придворные карты, до той или иной степени). Это мощные Голоса и Сценарии, которые завладевают людьми – и ситуацией в целом – и которые можно лишь пережить, в единении или сопротивлении, идентификации или проживании процесса. Но прекратить их существование или влияние – невозможно. Ровно так же, как увидеть сквозь них реальность.

Ряд современных исследователей Таро усматривают соотнесение порядка Старших арканов с мифологическим рядом этапов индивидуации или «пути героя», или же жизненного цикла человека в целом. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, частности Тереза Михельсен, ориентируются на составные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок линию развития классического символического сюжета.

Шут»

Невинный дурак, обычный герой сказки начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях его успех будет зависеть целиком от «дурацкой» непосредственности и простоты. (Но, забегая вперед, скажем, что тогда герой доходит лишь до X аркана, «Колеса Фортуны».)

Маг»

Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с «инициирующим магом», превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил-был простой парень, а потом с ним случилось невероятное, и он стал кем-то другим.


Сейчас читают про: