Церковь как воспитательница христианских душ, обладающая всеми средствами ко спасению человека. Благодать

Святая Церковь – величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле: это истинная скиния Божия, юже водрузи Господь, а не человек, – не Лютер, не Кальвин, или Магомет, или Будда, или Конфуций и другие подобные, грешные, страстные люди. Церковь – богоучрежденный союз людей, соединенных между собою верою, учением, священноначалием и таинствами; это духовное ополчение Христово, вооруженное духовным всеоружием против вооруженного бесчисленного полчища диавольского, ибо несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). Это духовная Врачебница, где немоществующее язвою греха человечество врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога, – покаянием и причащением Святых Христовых Таин Тела и Крови Христовых и словом Божиим, наставлениями и советами и утешениями пастырей словесного стада Христова; это общая купель очищения, возрождения и освящения; это святилище Божие, в котором все освящаются Духом Святым через крещение, миропомазание и прочие тайнодействия и богослужение; это – духовное солнце в мире, просвещающее и оживотворяющее всех во тьме и сени смертной седящих и умерщвленных грехами.

В природе существует закон притяжения тел малых великими, этих еще более великими, также закон сцепляемости (сцепляемость различных мягких, твердых и жидких частей органических тел, также и неорганических камней, металлов и минералов, окаменелостей); и этим обусловливается существование, твердость, порядок, польза, красота, взаимная связь и разнообразие всех тварей. Причиной этого безмерная премудрость, благость и бесконечное всемогущество Творца, создавшего такой чудный, величественный, прекрасный мир, при бесконечном разнообразии и дивном величии представляющий из себя одно стройное, прекрасное, нерушимое целое творение.

В духовном мире также существует закон взаимного притяжения и единства. Мир един – Бог Един, вера едина и Церковь Божия едина, ибо Глава ее – Христос Бог и Кормчий, одушевляющий все тело Церкви, – Дух Божий животворящий, Который и всю вселенную наполняет и оживляет.

Какого чудного, нежнейшего, любвеобильного попечения удостоил Отец Небесный погибающий во грехах род человеческий; какое черезвычайное средство даровано людям ко спасению от грехов, от проклятия и вечной погибели! Какой чудный, могущественный Единоборец (Христос) послан с неба на землю против сильного, лукавого, всезлобного борца рода человеческого – диавола! Какая Церковь основана на земле – несокрушимая никакими силами ада, крепость и твердыня, в которой могут быть безопасны от борца все истинно верующие и приверженные к этой Церкви! Какие даны таинства спасительные! Какие и сколь многие орудия разумные и проводники благодати Божией поставлены в этой Церкви для людей! Но что же люди должны принести Господу за многие Его попечения о их спасении? Свою веру, свой труд, свое покаяние, свое самоотвержение, усильную борьбу против греха, упражнение в делах добродетели, совершенное повиновение Господу и святой Церкви Его.

Церковь едина; Глава ее – Един; стадо – едино; тело едино со многими удами. Без Главы – Христа – Церковь не Церковь, а сборище самочинное. Таковы – лютеране, раскольники русские, пашковцы и толстовцы.

Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Mф. 28, 20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви, – для чего же наместник папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? Не может.

Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающие и гордостью обложены, как ожерельем.

Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, есть главенство человека в Церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская Церковь в догматах, то есть обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый якобы папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei gloriam (к большей якобы славе Божией).

Мы члены Святой Православной Церкви, члены тела Христова, коего Глава – Сам Христос Бог, а порознь каждый есть член; а Христос свят, Глава тела, и члены должны быть святы.

Христиане – члены Церкви, а Церковь есть тело Христово с Главою Самим Христом и Просветителем Духом Святым. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню… да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Вы – святое и избранное стадо, вы – члены Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Что же от вас требуется?! Какая святость, правда! Какое внимание себе! Какое духовное созерцание и делание втайне! Какие нравы, добродетели, какая вера, какое упование, какая любовь! Какое воздержание, милосердие, забота друг о друге, подвизание друг друга к добродетели!

По сошествии Святого Духа на апостолов, описанном в Книге их Деяний, часто вспоминается о всепромыслительном действии Духа Святого в Церкви, о Его вседержавном руководительстве апостолами, их спасительной проповедью и действиями в Церкви. Этот и есть иной Утешитель (Ин. 14, 16), Всеблагий и Всеистинный, Ко торого обещал послать апостолам Гос подь Иисус Христос. Слава Тебе, Душе Святый, Утешителю животворящий, действующий непрестанно и всюду в Церкви Христовой. Обрати, Господи, имиже веси судьбами, заблудшие народы иудейские, магометанские, языческие и в самом христианстве еретические и раскольнические народы и племена, пороки обличи и искорени, на благочестие настави и просвети; христиан православных обличи в нечестии и развращении и на путь спасительный всех настави; юношество вразуми и руководи, отрочество соблюди, младенчество возрасти и руководствуй ангелами-хранителями, мужей и старцев вразумляй, просвещай и подкрепляй и всех и вся державой Твоей всеблагой, премудрой и всесильной укрепляй и наставляй на всякую добродетель, разгоняя, как мглу, греховные страсти ради Христа, Господа нашего, благоволением Отеческим. Аминь.

Сильно, всемощно ходатайство перед Богом Церкви святой, облеченной в заслуги, силу, правду и великолепие Сына Божия, всеблагой и всемогущей Главы Своей. Ее ходатайству все возможно. Такой силы ходатайства не имеет ни одна инославная церковь, как неправомыслящая, как безглавая.

Христианин неотменно должен заботиться о своем духовном воспитании, для которого он и возродился во святой купели Духом Святым, и восприял пакибытие духовное, и запечатлен миром или печатью Духа Святого, и удостоился права причащения Пречистой Крови Христовой. По намерению Божию святая Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ. Нет важнее дела, как дело воспитания христианского. Посудите и поймите сами, как дороги для Бога эти разумные души бессмертные, искупленные Кровью Самого Сына Божия, призванные от тьмы неведения к свету боговедения Самим Господом, обрученные и сочетанные Господу, как чистые девы пречистому Жениху! Как дорого спасение этих душ, которым Он предлагает в пищу и питие Свое Пречистое Тело и Пречистую Кровь, которых Сам взялся духовно воспитывать через эти дивные, страшные, животворящие и боготворящие Тайны! Занимайтесь все своим духовным воспитанием со всем вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвой, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя, упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты, незлобия и отсекайте все греховные помыслы, вож деления, привычки, страсти.

Удивительно наше небрежение, нерадение, леность о своем спасении; ибо сколько средств, сил, удобств ко спасению дано нам многомилостивым и всещедрым Господом! Во-первых, естественная жажда наша спасения, мира и блаженства в душе; свет разума и стремление воли нашей ко всему истинному, доброму, прекрасному, чистому, возвышенному; обилие благодати, данной нам для спасения и, подобно рекам, текущей в Церкви и наполняющей души, жаждущие спасения; близость и готовность Господа спасать нас на всякое время и всякий час; ходатайство Духа Святого воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26); пособие, содействие ангелов-хранителей ко спасению, богослужение ежедневное в церкви, спасительные таинства, молитвы и ходатайство Божией Матери и всех святых. Удивительно при всем этом, как мы можем погибать, а не спасаться все. Конечно, много противодействия ко спасению: искушения от плоти многострастной, от мира прелюбодейного и грешного, от диавола, всюду расставившего сети на погибель; естественная порча, греховное зачатие и рождение во грехе; наклонности и привычки ко греху. Нo гораздо больше средств ко спасению, чем к погибели! Ибо болий есть Иже в нас (Христос), неже иже в мире диавол (1 Ин. 4, 4), и все святые победили препятствия и спаслись. А мы что? Дремлем и спим! Стыдно, грешно, больно, плачевно. Грех берет над нами силу тем, что он глубоко зарылся и засел в нас, в нашем сердце, в нашей многострастной плоти сделал себе крепость из наших же страстей – самолюбия, сластолюбия, честолюбия, гордости, корыстолюбия, невоздержания самомнения, маловерия, неверия, вольнодумства, лицемерия, лицеприятия, лености, лукавства – и этими страстями, как сильными орудиями, подстреливает нас и берет себе в плен, отрывая, удаляя от Христа, истинного Живота нашего. А потому желающему спасения надо копать, углубляться в своем сердце и положить основание на камени, то есть на Христе Спасителе, на крепкой, непоколебимой вере в Него, уповании на Него, и ни на ком и ни на чем больше – на крепкой любви к Нему и к ближнему.

В Церкви Своей Господь обращается к нам как Творец, искусный Художник и Воссоздатель, как Отец, мудрый Врач и Спаситель, Промыслитель, Начальник жизни, Питатель, Законодатель, Вождь Своего духовного воинства, Единоборец, Победитель. Человек же в Его руках – разумное по образу Его создание, предназначенное к бессмертию, и падшее, сокрушенное, оскверненное, отверженное от Бога за грехи, бывшее под проклятием, но милостью и щедротами Сына Божия Единородного искупленное, восставленное от падения, избавленное от проклятия и почтенное снова благословением Отца Небесного по ходатайству и заслугам Сына, избавленное от тьмы прегрешений, осиянное небесным светом Евангелия Христова, воссозданное и изваряемое от ржавчины и нечистоты греха, омываемое в таинственной бани, благовонствуемое святым миром и печатлеемое печатью Духа Святого Бога на всех чувствах, руководимое по пути спасения к горнему Царству и блаженству, подкрепляемое в борьбе с грехами и противными злыми силами Самим Господом, по благодати Духа Святого таинственно питаемое небесным Хлебом, руководимое видимыми пастырями, имеющими духовные полномочия от Самого всемогущего Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Вы спрашиваете: для чего в Церкви такие и такие таинства; для чего священство и пастырство; для чего храмы, для чего богослужение, для чего непрестанная проповедь слова Божия? Для чего покаяние, для чего причащение Святых Таин? Все это необходимо для воссоздания, просвещения, руководства, подкрепления падшего, оскверненного, растленного, погибающего человека. Вот для того же нужна и благодать крещения – воссоздания, пакибытия и обновления от Святого Духа. Ты почтен величайшей честью, человек: тебе назначено быть носителем Божества, богоносцем. Слыхал ли ты про богоносных отцов, имевших в себе постоянно Бога, как в живых, нерукотворенных храмах? И тебе надлежит быть таким же богоносцем, для того тебе дано причащаться Плоти и Крови Богочеловека Христа, чтобы в тебе всегда пребывал Господь, по слову и обещанию Его: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56).

Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее дело Своей благости, милосердия, правды и премудрости Своей святой Церкви. Дух Святой, вошедший в мир и действующий в Церкви через священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может.

Глубоко скорблю, плачу и рыдаю об ужасной язвe греха, растлевающей человечество, бедствующее неизмеримо, неописанно, многообразно, – о прелесть греха, которой пленяется человечество и работает греху, и даже хвастает своей работой и утешается, как какой прибылью. Но вместе радуюсь, и торжествую, и рукоплещу, когда помыслю и воображу ту Божественную помощь, которая подается нам волей Создателя в даровании великого Спасителя и Бога всему человеческому роду и в насаждении на земле Церкви Божией, спасающей род человеческий чудной благодатью Божией.

Что такое благодать? Дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа для спасения человека-христианина. Благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели.

Благодать, вселившаяся в человека верующего и ревнующего о святыне и правде, гонит непрестанно из сердца и тела, из всего существа человека тление и всякий грех и уготовляет его к вечному нетлению, выгоняет смрад страстей и вселяет благоухание. Святые еще при жизни в теле благоухали святостью и нетлением и были чистыми храмами Духа Святого, творя чудеса.

Живите же по духу и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14).

Дана заповедь о самоотвержении, предоставлено место подвигам, добродете лям, венцам славы неувядающим, дана благо дать, сила Божия одолевать и побеждать лукавства врага и все страсти. Сам Господь, Подвигоположник, помогает подвизающим ся, доставляет победу и венцы своим воинам.

Всякий грешник, искренно обращающийся к Богу, должен вполне надеяться на всякую благодатную помощь от Бога при борьбе своей со грехами, страстями и всякими навыками греховными. Только надо искренно и несомненно веровать в Бога и усердно призывать Его в помощь да иск ренно возненавидеть грех и усердно каяться с чистым намерением и впредь не поддаваться греху. В помощь к нашему спасению готовы и все святые, Сама Матерь Божия, святые ангелы-хранители и угодники Божии; духовные отцы и пастыри, поставленные Богом на то, чтобы спасать и руководить ищущих спасения; совесть каждого человека, этот неподкупный, строгий и правдивый судия, – только слушайся его усердно и непрестанно.

Все чистое, законное, святое нечистый демон старается осквернить или представить, вообразить в нечистом, превратном, извращенном виде. О, сколь он лукав, нечист, нагл, неусыпен, деятелен в своем лукавстве, в своей злобе, в своей мерзости! Кто избежит его сетей? Твердо верующий в Христа и в Церковь.

Господь для блага разумных тварей, то есть людей, хочет всех соединить во едино тело и Сам обитать в них. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21). А диавол старается всех разъединить, расчленить, разогнать, как стадо без пастыря: в семействах поселяет вражду, раздор, недовольство или обиду; в селениях, в городах восстановляет одних на других; в государствах восстановляет народ на народ, царство на царство; в религиозных обществах восстановляет исповедующих одно исповедание на последователей другого, и особенно дышит яростью на исповедующих веру православную, как на истинную Церковь Божию, воздвигая на них разные гонения. Будем же держаться единой святой Православной Церкви, коей глава Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше.

Враг нашего спасения, диавол, зная всю спасительность нашего союза с Богом посредством веры и Церкви и благодати Божией, всеми силами и коварствами старается порвать нашу связь с Богом через грех, через страсти плотские, пристрастия мирские. Крепко держаться надо всем союза с Богом и Церковью, соблюдая законы Господни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: