double arrow

О чтении Евангелия

Протоиерей Александр Мень

ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ

«ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ»:

ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ

Часть 1. ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ

Евангелие — это Слово Жизни

(Из выступления)

..Человек начинается с умения держать себя в руках. Маленький ребенок — это только еще пробуждающийся человек. По–настоящему человек рождается только тогда, когда он берет себя в руки, когда он управляет своими чувствами, когда он контролирует их. И это — работа на всю жизнь.

Молитва, милостыня и пост — вот три главные силы в христианской жизни, которые вытекают из Евангелия. Это ключ к счастью. Хотите быть счастливыми — возьмите Евангелие, посмотрите, выберите оттуда несколько главных заповедей и хотя бы один месяц попробуйте прожить так, как там сказано. Вы сами почувствуете, что это не пустые слова.

Евангелие — это Слово Жизни. И когда мы пытаемся ухватиться за мертвые вещи, когда мы суетимся только для того, чтобы удержать у себя то, что расползается у нас в руках, мы несчастны.

Все земное проходит, и нельзя делать на него полную ставку. Что бы ты ни имел — все это преходяще. Только настоящая духовность — это вечно. Если человек любит Бога, природу и людей — он это будет иметь всегда, независимо от того, молодой он или старый, здоровый или больной, в трудных обстоятельствах или в благополучии. Все остальное в любой момент может подвести.

Вера для нас — это не просто какое–то утешение. Нет. Это неправильно. Это призыв к жизни. Христос говорил: «Я пришел принести вам жизнь и полноту жизни». Вот в этом–то вся и суть. Поэтому не потеряна дорога, не потерян путь к счастью.

Путь к счастью — это путь к Тому, Кто нас создал, Кто дал нам жизнь и указал, как по ней идти. Главная проповедь Христова, которая называется Нагорной, начинается словами: «Блаженны нищие духом», то есть счастливы те, кто чувствует себя обделенным духовно. Блаженны плачущие, гонимые и любящие правду — все они счастливы. Христианин счастлив сегодня, не завтрашним днем, а сегодняшним. Тот, кто любит, счастлив здесь и теперь.

Ежедневная молитва, ежедневное чтение Священного Писания, еженедельное посещение храма и каждые сорок дней причастие. И, наконец, общение с людьми, близкими по духу, — вот главные простые требования для укрепления веры. И еще нужно подумать. А кому мы можем доверять, кроме Творца? Человек ненадежен так же, как ненадежен мир. Только Тот, Кто создал мир, есть друг, который никогда не подведет.

30 июня 1989 г.

О чтении Евангелия

Евангелие от Матфея 1:1–17 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Многие из вас, когда впервые открывали Евангелие, наверное, смущались и удивлялись: для чего идет перечень странных древних имен, которые мы сегодня читали в Евангелии от Матфея? Зачем нужно перечисление одних четырнадцати родов, потом еще четырнадцати и еще четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имен напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира.

За каждым именем стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога, который пошел за Господом; здесь и праведная Руфь, которая оставила отечество и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники и праведники — все они были предками Господа Иисуса по плоти.

Вы скажете: откуда мы знаем, кто были эти люди? Трудно нам это все понять. Почему сразу нам не говорится о том, что нужно для нашего сердца? Но мы должны понять, что трудное начало Евангелия, которое требует от нас некоторых усилий, как бы обозначает всю нашу духовную жизнь.

Это Слово Божие, а не какая–нибудь газета, которую прочитал и тут же оставил, оно требует от нас сосредоточенности мысли и сердца. И тот, кто преодолеет трудность первых строк, потом пойдет дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую книгу: «Какие–то непонятные тут слова, дальше читать не буду», — тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не кое–как почитывать, полистывать Слово Божие, а углубляться в него всем сердцем и умом. И вы увидите, что и имена эти нужны, и все, что написано здесь, имеет значение, потому что книга родства Иисуса Христа говорит о Нем как о предсказанном Царе Избавителе.

Книга родства напоминает нам о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошел в человеческий род. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей — все они стали сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам всегда кажется, что Господь где–то на небе, что Он далек от человека, что наша молитва может быть не услышана — как будто бы Господу Богу нужен сильный звук или какая–то необыкновенная святость, чтобы Господь внял нашей молитве. И вот сегодняшнее Евангелие нам отвечает: «Нет, не тревожьтесь, Бог здесь, Он с нами». Священное тайное имя Христово — не только Иисус Спаситель, но и Еммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «с нами Бог».

Вот это святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, помните: с нами Бог — Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаем, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы страдаем, унываем, когда нам кажется, что жизнь наша напрасна, что усилия наши тщетны, мы должны помнить, что с нами Бог. И это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и не высоко, а близко — потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Мы с вами уже приближаемся к дням Рождества Христова, мы уже поем песнопение: «Христос рождается». И вы сегодня слышали евангельский рассказ про то, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его Жена родит Сына, которому будет дано имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и Он спасет людей от их грехов. Это означает, что с нами Бог.

К нам приближается радость и напоминание, что все мы, согнутые под гнетом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распрямиться и посмотреть вперед, встречать Господа, как поется и говорится у святителя Григория Богослова: «Христос рождается — срящите», что по–русски значит «идите навстречу». И мы идем к Нему навстречу, потому что Он родился не только тогда, но Он рождается для нас сейчас. Он живет среди нас.

Кто откроет Ему свое сердце, тот будет с Ним обитать и познает, что значат слова: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся», то есть поймите, неверующие, и преклонитесь, яко с нами Бог, потому что вера наша есть вера во Иисуса — Спасителя мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: