Призвание апостолов

Евангелие от Луки 5:1–11 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вы слышали сегодня евангельский рассказ о том, как Господь повелел ученикам забросить сети, а они Ему ответили: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Он говорит им: «Забросьте, забросьте еще раз с правой стороны». И они послушались Его и, отойдя в лодке на глубину, забросили сети. И вдруг почувствовали, что сети натягиваются, лодка кренится и что они даже не в состоянии вытащить внезапно переполненные целым косяком рыб сети.

Им пришлось крикнуть друзьям своим Иакову и Иоанну, которые были рядом на своей лодке, и те подплыли ближе и нагрузили рыбу на две лодки. Петр, видя это чудо, сказал: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный и не могу тут быть рядом с Тобой».

А Господь ответил ему: «Ты будешь ловить человеческие души».

С этой истории начинается призвание апостола Петра, и одновременно здесь мы видим как бы образ наших духовных молитвенных усилий.

Много всякого труда совершает человек: он добывает себе пищу и кров, добывает себе знания. Конечно, человеку нужен труд и для поддержания жизни, и для раскрытия богатств его души — человеческих способностей. Но есть один труд из всех, который обладает для нас особой важностью: труд этот — духовная жизнь и молитва. Потому что если мы трудимся для того, чтобы пропитать свое тело, тем более необходим труд для того, чтобы напитать свою душу.

Чтобы поддерживать жизнь тела, человек все берет из окружающей его природы: он вдыхает воздух, пьет воду, принимает пищу испытывает на себе влияние солнечного тепла и холодного ветра. Духовная наша жизнь — это путь к Господу. К Нему мы хотим прийти и ждем, когда Он войдет в нашу жизнь. И оказывается, что это труд великий и немалый. Оказывается, мы можем вместе с апостолом сказать: «Наставник, мы трудились долго, но ничего не достигли».

Мы можем сказать:

Господи, мы знаем заповеди Твои; всю жизнь, годы и годы, мы слышим их и непрестанно продолжаем их нарушать. Мы знаем, Господи, что Ты есть источник жизни и хотим к Тебе приникнуть, Тебя найти, но вместо этого стоим, холодные и равнодушные, повторяя механически, губами, молитвы, а умом уносясь далеко–далеко от Тебя.

Мы знаем, что Ты ищешь нас, ждешь от нас добра, осуществления того, что Ты Сам назвал Царством Божиим внутри нас, чтобы мы были Твоими свидетелями, а вместо этого мы все равно остаемся детьми мира сего, живем только по человеческим рассуждениям, по законам мира сего, не способные принять закон Христов.

Каждый раз, забрасывая свои сети, мы вытаскиваем их пустыми. И каждый раз мы приходим на исповедь и опять приносим все те же грехи, и опять как будто бы все наши усилия бесплодны, как будто бы нет возможности нам достигнуть цели.

Нам необходимо найти Господа! Мы не сможем жить без этого. Как тело не может жить без пищи, так и дух наш не сможет жить без Слова Божия, без благодати Господней, иначе он чахнет, умирает еще при жизни. Человек становится живым трупом, который ходит, двигается, ест, но уже ничего у него в душе нет. Что будет с таким человеком, когда его тело умрет, когда эта несчастная, искалеченная душа предстанет перед Господом, уйдет в иной мир?…

Поэтому мы знаем, что нам здесь и теперь, в этой жизни необходимо себя духовно усовершенствовать. Но можем ли мы? Прежде любили слово «самоусовершенствование», но может ли человек сам себя усовершенствовать? Нет, это слово ложное, и мы все в этом убедились на собственном опыте. Нельзя себя усовершенствовать!

«Наставник, — повторяем мы слова апостола, — мы трудились, и это было все напрасно». И они тут же добавили: «Но по Твоему слову (то есть веря Твоему слову) мы все–таки еще раз забросим сети». Они Ему доверились. Отплыли на глубину, где они ничего не могли выловить, в который раз закинули сети, и тут–то сети и натянулись.

Мы с вами также можем сказать:

Господи, у нас нет умения стать настоящими христианами, нет умения ни грех одолеть, ни жить по–Твоему. Мы мертвы и бессильны, но по слову Твоему еще раз и еще раз будем стараться, будем стремиться к тому, чтобы Ты все–таки нам помог выбраться из этого.

И вот человек делает последнее усилие, человек может почти в отчаянии сказать: «Господи, я не могу ни молиться, ни творить добро, теперь Ты действуй за меня и во мне».

И если действительно есть вера — ведь апостолы забросили сети, потому что они поверили слову Господню, — тогда мы обязательно почувствуем, что в нас что–то происходит, и тот грех, который раньше манил, становится мерзким и отвратительным, и молитва, которая раньше у нас не шла, вдруг начинает подниматься сама собой из сердца, как бы рваться, и желание жить по–христиански окажется в нас сильнее, чем наши обыкновенные мирские оковы и узы. Мы вдруг почувствуем себя детьми Божиими, для которых невозможно отступить от Господа. И все это произойдет, потому что мы поверим слову Христову.

«Не бойся, — говорит Господь, — только веруй». «Это Я, — говорит Он, — не бойтесь». «Вера твоя спасла тебя», — говорит Он. Почему спасла? Что ж это за чудо такое — вера? Неужели это только то, что живет в человеке и его спасает? Нет. Вера спасает только потому, что она живого человека соединяет с Богом живым и дает возможность Божией благодати сделать нас чадами Христовыми.

Поэтому, дорогие мои, когда почувствуете свое бессилие, свою греховность, свою бесконечную душевную немощь, не отчаивайтесь, не думайте, что это конец, что мы погибли. Есть у нас Заступник и Спаситель Господь, Который может самого тупого, самого злобного, самого ленивого, самого недостойного человека, если только в нем проснется хоть искра веры, исцелить и сделать Своим, очистить святостью и подготовить к Царству Божию здесь и теперь.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Итак, сегодня мы вновь слышим евангельский рассказ о том, как Господь находился на озере Галилейском и как Он говорил людям о Царстве Божием — о том, что является самым главным в нашей жизни.

Хотя народ, может быть, и не совсем понимал Его слова, но все–таки чувствовал их необыкновенную силу и притягательность. Люди столпились на берегу, и их было так много, что Господь должен был войти в лодку, отплыть от берега и говорить с ними из лодки.

Уже вечером, когда Господь кончил говорить, народ разошелся, и тогда Он сказал Симону–Петру хозяину этой лодки: «Закиньте сети, чтобы поймать рыбы», потому что вечером начинался ее лов.

А Петр ответил Ему: «Учитель, мы всю ночь трудились, сколько ни закидывали сети, они возвращались пустые»…

Господь сказал: «Все равно закиньте; отплывите и закиньте с правой стороны от лодки».

Они ответили: «Бесполезно, конечно, но по слову Твоему мы так и сделаем».

Взявшись за весла, они отплыли от берега, опустили невод с правого борта и вдруг стали чувствовать, что он тяжелеет, что он наполняется рыбой! Откуда она взялась? Всю ночь они трудились, но сети были пустые, а сейчас они не могли вытащить их. Им пришлось окликнуть других рыбаков, чтобы те помогли вытащить сеть на землю.

Конечно, ученики были потрясены! Было ясно, что Господь видит не только души человеческие, но видит и сквозь воду. А Он сказал: «Будете ловить людей, вы станете священными рыбаками, которые будут для Бога приобретать людей!»

Мы никогда не устаем это слушать, не устаем представлять, как все было! Для нас все это живое! И сегодня мы с вами — та же самая толпа, которая собралась и слушает Его слово. Ибо Он здесь сегодня пришел к нам для того, чтобы возвестить слово о Царстве, слово о спасении, слово о присутствии Божием в душе и в жизни каждого верующего в Него.

Как стремились эти люди послушать Господа! Их было так много, что Ему даже негде было встать. О, если бы и мы с вами так стремились услышать Его слово! Ведь, наверное, бывают дни, а может быть, недели, месяцы, когда мы не открываем Евангелие, не стараемся услышать слово Господа, обращенное к нам! Уж где нам толпиться — нам приходится себя подгонять, приходится заставлять себя открыть святую книгу глаголов Божиих!

Здесь можно задуматься и над словами Петра: «Мы напрасно трудились, но по слову Твоему забросим сети в глубину и сделаем так, как Ты сказал». У нас в жизни не все получается удачно, не все складывается, и происходит много такого, что мы разводим руками и говорим: трудились — напрасно, делали — бесполезно.

Господь говорит нам: не падайте духом, держитесь крепко, продолжайте! — по Моему слову. Слово Божие — это то, чему мы должны внимать даже тогда, когда нам кажется, что у нас нет ни веры, ни любви, когда мы стали слабыми, суетными, немощными, больными, старыми. Ничего у нас не получается, и мы можем сказать: «Господи, мы не только всю ночь, мы всю жизнь трудились, и все было напрасно…»

А Он говорит нам: «Еще раз бросьте свой невод, еще раз обратитесь ко Мне!»

И мы отвечаем: «Господи, у нас нет расчета, но по слову Твоему мы так сделаем».

И всегда, когда мы будем по–настоящему внимать Его слову, желать исполнить Его волю, а не свою, — вот тогда, действительно, невод будет наполнен, тогда жизнь наша принесет плоды, она не будет бесполезным черпанием воды, а будет плодотворна.

И последнее, о чем здесь надо говорить. Господь сравнивал Себя с сеятелем, который сеет семя слова. Апостолов сравнивал с рыбаками, которые ловят рыбу. И эти святые сети Петровы, сети апостолов были заброшены в мир! Кто попал в них? Они забрасывают их и сейчас, сегодня. Счастлив человек, счастлива душа, которая попала в эти Божий сети, кто приблизился к Господу. А ведь бывает, что дырка в сети — и вывалилась рыба, и вода смыла ее, и не осталась рыба в сети.

Дай Бог, чтобы не оказались мы за этим святым неводом Петровым. Потому что может так случиться, что даже в сети оказавшись мы будем выброшены вон! Вспомните притчу, которую рассказал Сам Господь: рыбак вытащил рыбку на берег и разобрал — хорошую оставил, а плохую выбросил вон[1].

Итак, мы должны быть доброй рыбой, хорошей рыбой, благим плодом, добрым уловом Божиим. Как это сделать? Ответ только один, он очень простой: делай все для Него. Не для себя. Кто ищет своего, никогда не попадет в Его сети, так и останется вне. Кто приходит к Нему только для того, чтобы себя утвердить, себя утешить и успокоить, — он будет бесплоден духовно… Если мы приходим для Него — тогда будут у нас и утешение, и радость, и покой, и мир, и прощение, и благословение.

Аминь.

11 октября 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: