Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Конкретные формы сотрудничества и его объём зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств.

Вопрос 22. Головні органи ООН: Генеральна Асамблея, Рада Безпеки, Секретаріат, ЕКОСОС, Міжнародний Суд ООН.

Генеральная Ассамблея (ГА) ООН является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Данный орган играет значительную роль в кодификации и установлении норм международного права. ГА состоит из всех членов ООН (на сегодня 192 чле-

на), представленных делегациями не более чем из 5 человек. Каждая делега-

ция имеет 1 голос.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ас-

самблея имеет следующие функции и полномочия:

- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания

международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и

делать соответствующие рекомендации;

- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международно-

го мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов,

за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на

рассмотрении Совета Безопасности;

- обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функ-

циям любого органа Организации Объединенных Наций и за теми же исклю-

чениями делать рекомендации по этим вопросам;

- организовывать исследования и давать рекомендации в целях содейст-

вия международному сотрудничеству в политической области; развития и

кодификации международного права; содействия осуществлению прав че-

ловека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономи-

ческой, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры,

образования и здравоохранения;

- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая

могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;

- получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других орга-

нов Организации Объединенных Наций;

- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций

и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других

советов и органов Организации Объединенных Наций и по рекомендации Со-

вета Безопасности назначать Генерального секретаря.

Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обя-

зательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее

компетенцию.

Согласно Уставу Совет Безопасности несет главную ответственность за

поддержание международного мира и безопасности. Когда в Совет поступает

жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам

попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам

Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может

назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному сек-

ретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги.

Он может устанавливать принципы мирного урегулирования. Если тот или

иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как

можно скорее положить им конец. Например, направляет миротворческие си-

лы Организации Объединенных Наций. Совет может принимать решение о

принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например,

торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.

Государство-член Организации Объединенных Наций, которое не являет-

ся членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса,

в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой

страны затронуты. Государства-члены Организации Объединенных Наций и

государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без

права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторо-

нами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Ор-

ганизации Объединенных Наций, определяются Советом.

В Совет входят 5 постоянных членов: Китай, Российская Федерация,

Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Франция, и 10

непостоянных.

Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами

Совета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке их на-

именований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного ка-

лендарного месяца.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный

срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных

членов избираются на срок один год. Выбывающий член Совета Безопасно-

сти не подлежит немедленному переизбранию.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры

считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов.

Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов,

включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это – правило

«единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций со-

глашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если

другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации пра-

вительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения,

которые государства-члены согласно Уставу обязаны выполнять.

Секретариат ООН — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединённых Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

По состоянию на 30 июня 2011 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 43 747 сотрудников.1

В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере[1]. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера в случае и по мере необходимости ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

В начале каждой ежегодной сессии ЭКОСОС избирается Президиум Экономического и Социального Совета. Основные функции Президиума заключаются в подготовке повестки дня, составлении программы работы и организации сессии при поддержке Секретариата ООН. ЭКОСОС состоит из 54 государств[2], избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС.

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом[2], который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.

Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.

Суд является единственным из шести главных органов ООН, расположенным вне Нью-Йорка.

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

В настоящее время 4 главных органа ООН, 2 вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 15 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 22 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: