Нормальное сопротивление изоляции судового электрооборудования относительно корпуса – одно из основных условий безаварийной эксплуатации. В нагретом состоянии сопротивление должно быть:
Наименование ЭО | RИЗ, МОм |
Электрические машины | 0,7 |
РЩ, ГРЩ (до 500 В) | 1,0 |
Силовая сеть, сеть освещения (до 220 В) | 0,5 |
Цепи управления, сигнализации и контроля (до 500 В) | 1,0 |
В СЭЭС используется непрерывный контроль сопротивления изоляции под напряжением; применяются различные устройства: УКИ, ПКИ, «Контроль», «Электрон» и другие.
В основу работы этих устройств положен принцип наложения измерительного постоянного тока на переменный ток.
Ток от трансформатора ТН через вентиль подается к заземленной точке А. К точке Б через сопротивление величиной 15÷20 кОм подводится одна из фаз контролируемой сети. Через обмотки электрических машин она связана с другими фазами, то есть точка Б оказывается связана с корпусом через суммарное сопротивление изоляции судовой сети RИЗ, которое и определяет ток через микроамперметр, проградуированный в МΩ, и катушку сигнального реле СР.
При RИЗ < RИЗ.ДОП СР срабатывает, включая сигнальное устройство (ревун и сигнальную лампу). RИЗ.ДОП задается сопротивлением уставки RУ.