Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными 12 страница

3. Аномальному ребенку при обучении должна предостав­ляться специальная педагогическая помощь. Это значит, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, интеграция невозможна.

4. Забота об аномальных детях не должна осуществляться в ущерб заботе об остальных учащихся.

5. Интеграция должна осуществляться на основе эффектив­ного использования всех средств, находящихся в распоряже­нии данной школы.

6. Аномальный ребенок должен принимать участие в дея­тельности школы наравне с остальными учащимися.

7. К аномальному ребенку необходимо предъявлять такие же требования, как и к здоровому ребенку.

При несоблюдении любого из указанных условий интегри­рованное обучение не будет успешным.

Приведенный анализ опыта организации интегрированно­го обучения в Великобритании свидетельствует о том, что соз­дание концептуальных основ и реформирование системы

обучения и воспитания детей-инвалидов на принципах интег­рированного подхода возможно лишь на государственном уровне.

Что же касается нашей страны, то идеи перехода к обуче­нию детей и подростков с жизненными ограничениями, осно­ванными на принципе интеграции, пока находятся в стадии становления. Интегративными подходами к их обучению, на­пример, занимаются ученые Института коррекционной педа­гогики РАО, которые рассматривают эти проблемы с учетом реальных условий российской образовательной системы. Кон­цепция интегративного обучения, предложенная ими, стро­ится на трех основных принципах:

— интеграция через раннюю коррекцию. В стране необхо­димо создать систему раннего (с первых месяцев жизни) вы­явления отклонений в развитии детей и их коррекции и за счет этого выйти на такой уровень психофизического разви­тия аномального ребенка, который бы позволил ему макси­мально адекватно «влиться» в общеобразовательную среду уже на следующем этапе возрастного развития;

— интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку;

— интеграция через обоснованный отбор детей для интег­рированного обучения.

При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, ин­тегрированный в общеобразовательную среду, обязательно получает специальную помощь. Ее задача сблизить две обра­зовательные системы — общую и специальную.

Имеются примеры, когда на основе интегрированного под­хода получены результаты, превышающие ожидания. Напри­мер, в Нижнем Новгороде создана школа «Нордис» для глу­хих и слабослышащих детей и их родителей, основная цель которой — полная реабилитация глухого ребенка. Глухие де­ти, прошедшие со своими родителями эту школу, не только говорят на обычном русском языке, но и поют, танцуют, иг­рают на музыкальных инструментах. Они учатся в «обычной» школе с «нормальными» детьми, осваивают полностью школьную программу, поступают на общих основаниях по конкурсу в высшие учебные заведения.

По принципу интеграции строится также обучение детей с жизненными ограничениями в ряде школ других регионов страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др.

Основными положениями их деятельности являются:

— отказ от дифференциации обучения;

— признание прав любого ребенка учиться в обычной школе;

— сохранение класса как целостности на протяжении все­го времени обучения детей;

— обеспечение успеваемости учащихся и необходимого уровня образования путем создания дополнительных форм обучения, введения специальных уроков и других занятий;

— привлечение родителей к совместному устранению труд­ностей, которые испытывает ребенок.

Как показывает практика, интегрированный подход поле­зен не только в обучении детей-инвалидов, но и здоровых де­тей, которые приобретают жизненно важный нравственный опыт общения с более слабым, менее «умным», менее способ­ным сверстником и принимают его как равного.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятий «социальная среда», «микросреда», «макросреда», «специальная развивающая среда».

2. Раскройте основные причины отторжения, непринятия социаль­ной средой детей с ограниченными возможностями. Назовите основные пути устранения названного негативного явления.

3. Дайте характеристику сущности адаптационного процесса у детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Назо­вите причины, мешающие их адаптации в среду здоровых сверстников.

4. Раскройте роль образования в подготовке детей к интеграции в об­щество. Что представляет собой система специального образования в на­шей стране?

5. Назовите положительные и негативные стороны пребывания де­тей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях интернатного типа.

6. Раскройте сущность понятия «интеграция детей с ограниченны­ми возможностями здоровья в среду здоровых детей».

7. Охарактеризуйте особенности зарубежного опыта интегрирован­ного подхода к обучению детей-инвалидов.

8. При соблюдении каких условий возможна интеграция детей с от­клонениями в развитии в школы массового типа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: