Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа

Основные направления коррекционно-педагогической деятельности, указанные выше, реализуются в учебных заведениях разного типа специального и основного образования, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Огромное значение в формировании личности ребенка с дизонтогенезом развития имеет ранняя коррекция. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое, интеллектуальное развитие. По данным исследователей, в результате ранней коррекции до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект. Удается «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их. Так, 25 % детей с глубокими

нарушениями слуха, пройдя раннюю комплексную коррекцию, поступают в массовую школу и успешно там обучаются; 50 % глухих детей, прошедших раннюю коррекцию, поступают в школу для слабослышащих; у 27 % воспитанников дома ребенка с функциональными и органическими поражениями ЦНС удается нормализовать ход и темп психического развития, приближающиеся к возрастной норме. Ведущим принципом работы в специальных учреждениях является коррекционно-реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса, которая предполагает слияние учебного процесса с коррекционнопедагогической работой. Учебный план специальной школы всех типов включает наряду с базовым и школьным компонентами коррекционные блоки предметов. Например, развитие слухового восприятия, пространственная или социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и т. д. Проводя коррекционную работу, выбирая средства коррекции (см. схему), важно опираться на социально значимое содержание изучаемого ребенком материала.


Большинство традиционных средств предполагает коррекцию личности в целом, при этом коррекция осуществляется в основном косвенным образом. Альтернативные средства обычно направлены на развитие и кор-рекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями.

В целом коррекционная работа в специальном образовательном учреждении предполагает адаптацию содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся, учет актуального уровня и зоны

ближайшего развития воспитанника, использование наглядных средств обучения, замедление темпа обучения, упрощение материала в структурном отношении, увеличение количества заданий на повторение и тренировочных упражнений.

Коррекционно-педагогическая деятельность — составная часть педагогического процесса и в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что именно в них в большинстве случаев обучаются дети с эмоциональными нарушениями, нарушениями личностного развития, девиантным поведением, с проблемами в обучении (неуспевающие, отстающие и т. п.). Эти вопросы будут рассмотрены в соответствующих темах.

В настоящее время в Республике Беларусь получило развитие интегрированное обучение — совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при

участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания,

обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Основная идея интегрированного образования: от интеграции в школе к интеграции в обществе (от образовательной интеграции к социальной интеграции). Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Выявлены (Н. М. Назарова и другие) условия успешной реализации интегрированного обучения.

Ø Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов.

Ø Возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования.

Ø Финансовая обеспеченность.

Ø Создание адекватного ассортимента образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы.

Ø Готовность общества в целом, составляющих его социальных групп к интеграционным процессам и другие.

Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении: комбинированную, частичную, временную, полную. При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического

и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога. В случае частичной интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня. Временная интеграция означает, что все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Что понимают под «полной интеграцией», следует из названия. На практике интеграция реализуется в интернальной или экстернальной формах. Интернальная форма имеет место в системе специального образования: совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих и т. п. Экстернальная форма интеграции предполагает взаимодействие специального и массового

образования (см. схему).

.


Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите предмет и задачи коррекционной педагогики.

2. Определите основные понятия коррекционной педагогики. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция» и «компенсация».

3. Раскройте сущность коррекционно-педагогической деятельности. Каковы ее цели, принципы и основные направления?

4. Дайте общую характеристику нарушений психофизического развития. Назовите причины врожденных и приобретенных нарушений психофизического развития.

5. Охарактеризуйте цели, принципы, структуру и уровни специального образования в соответствии с законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».

6. Какими учреждениями представлена система специального образования? В чем заключаются особенности образовательного процесса в специальной школе?

7. Назовите направления дальнейшего развития сети специальных учреждений в Республике Беларусь.

8. Покажите возможные пути реализации в специальных учреждениях и в условиях массовой общеобразовательной школы принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. Какие средства коррекции применяются при этом?

9. В чем заключается сущность интегрированного образования детей с нарушениями в развитии? Каковы условия успешной реализации интегрированного обучения?

10. Какие варианты интегрированного обучения детей с особенностями развития предлагает мировая образовательная практика? Как эта проблема решается в системе образования Республики Беларусь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: