Установление требований к ассортименту начинается с выявления запросов потребителей к продукции определенной ассортиментной принадлежности. Для этого использованы такие методы, как социологический (опрос). Кроме того, организация, применяет стратегию активного маркетинга, сама формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж.
Данное исследование проводилось в кулинарии «Мамина Кухня», которая находится по адресу ул. Риммы Юровской, д. 8.
Наблюдение проводилось за такой продукцией как мелкоштучные изделия, т. е. выпечка.
Опрос покупателей проводился в субботу с 16.00 до 19.00, т. к. в этот промежуток времени в кулинарии находится больше покупателей, так как они возвращаются с работы домой.
Таблица – 1 Результаты анкетирования
Вопрос | Количество человек | % |
1. Продукцию какой кулинарии вы предпочитаете? · Русская тройка · Лидер · ООО Мамина кухня | ||
Итого | ||
2. Почему вы покупаете данную продукцию в этой кулинарии? • Высокое качество продукции • Приемлемые цены • Активная реклама кулинарии • Хорошее обслуживание покупателей • Большой выбор продукции • Кулинария находится рядом с домом | ||
Итого | ||
3. Как часто вы приобретаете выпечку? • Каждый день • Раз в неделю • Раз в две недели • Только по праздникам | ||
Итого | ||
4. На какие качественные характеристики Вы обращаете внимание при покупке выпечки? · Отличный вкус · Приемлемая цена · Красивый внешний вид · По другой причине (указать) | ||
Итого | ||
5. Какую выпечку вы обычно покупаете? • Сосиски в тесте • Пицца • Жареную выпечку • Котлету в тесте • Слоеную выпечку | ||
Итого | ||
6. Какое количество штук выпечки вы приобретаете за одну покупку? · 1 штуку · 3 штуки · 5 штук · Больше | ||
Итого | ||
7. Укажите ваш возраст? · 16-25 лет · 25-35лет · 35-45 лет · 45-55 лет · Больше 55 лет | ||
Итого | ||
8. Укажите ваш социальный статус? · Студент · Пенсионер · Рабочий · Безработный · Специалист · Другое (указать) | ||
Итого | ||
9. Укажите ваш пол? · Мужской · Женский | ||
Итого |
В результате анкетирования было опрошено 20 человек. В таблице 2 представлено распределение потребителей по полу, возрасту и социальному статусу.
|
|
Таблица 2 – Распределение респондентов по полу и возрасту
Возраст, лет | Респонденты | Пол | Респонденты | Социальный статус | Респонденты | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |||
16-25 | Мужчины | Студент | ||||||
25-35 | Женщины | Пенсионер | ||||||
35-45 | Рабочий | |||||||
45-55 | Безработный | |||||||
Больше 55 | Специалист |
В опросе приняли участие потребители разных возрастных групп, причем наибольшее количество потребителей приходится на средние возрастные группы. Подавляющее количество опрошенных – женщины (65%). Распределение опрошенных по социальному статусу показало, что большая часть приходится на рабочих – 50%.
|
|
Первый вопрос анкеты позволяет, выявить продукцию какой кулинарии предпочитаете приобретать.
50% опрошенных потребителей приобретают продукцию в кулинарии «ООО Мамина кухня», это говорит о том, что продукцию производят высокого качества (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Распределение потребителей по ответу на вопрос: Продукцию какой кулинарии вы предпочитаете?
Важным вопросом является выяснение обстоятельств совершения покупки в данной кулинарии для расширения числа своих клиентов. 25% опрошенных объяснили, что приобретают продукцию в данной кулинарии в связи с тем, что ассортимент представленной продукции реализуется качественным и по приемлемым ценам (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение потребителей по факторам предпочтения кулинарии
Каждый день приобретают выпечку 70% потребителей, 25% - раз в неделю, 5% - раз в две недели. Исходя из этого, предприятие сформировало свой ассортимент выпечки, работает эффективно (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Распределение потребителей по частоте покупок
Большая часть потребителей (50%) оценивает качество выпечки по вкусу, 25% - по внешнему виду, 25% - по приемлемой цене (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Оценка потребителями качества выпечки
Так же потребителям был задан вопрос о том, какую выпечку они предпочитают. Данный вопрос позволяет выявить предпочтения потребителей выпечки, что особенно важно для кулинарии в плане оптимального ассортимента. 40% опрошенных предпочитают пиццу, 20% - сосиску в тесте,15% - жареную и слоеную выпечку,10% - котлету в тесте (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Предпочтение покупателей по выбору выпечки
Большая часть потребителей за одну покупку приобретают 3 штуки выпечки- 45%, это частично объясняет ежедневные покупки большинства потребителей (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Распределение потребителей по объему одной покупки
Таким образом, можно сделать вывод, что женщины более активные потребители, чем мужчины. Наибольшее количество потребителей приходится на средние возрастные группы. По социальному статусу - большая часть приходится на рабочих.
Таким образом, по результатам оценки потребительских предпочтений можно сделать следующие выводы: на предприятиях общественного питания очень важно учитывать выбор поставщика, который поставляет товары (по приемлемой цене, и хорошим качеством). От качества продуктов зависит изготавливаемая продукция, чем ниже качество товара, тем ниже качество реализуемой продукции. В связи с этим может снизиться спрос покупателей, вследствие чего снизится товарооборот кулинарии.