| Показатель | Индикатор | № вопроса |
| Возраст | Количество лет | |
| Пол | · Мужской · Женский | |
| Место рождения | Город__________________ | |
| Будущая профессия | · Да, я хочу стать ___________ · Нет, не определился |
Вывод: В данном параграфе был обоснован метод, используемый в исследовании – групповой раздаточный опрос; разработаны и проградуированы эмпирические индикаторы для независимой, зависимой и контрольной переменных, а также сформулированы показатели и индикаторы для блока социально – демографических вопросов.
§2 Итоговая таблица операционализации ключевых понятий
концептуальной модели предмета исследования
| Концептуальные понятия | Операциональные понятия | Формат ответа и тип шкалы | № вопроса | |||
| Переменные | Градации переменных | Показатели | Индикаторы-инструменты | |||
| Референтная группа | Степень влияния друзей на ценностные ориентации старшеклассника (независимая переменная) | Степень влияния | Авторитет друзей | Сила влияния авторитета друзей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |
| Высота авторитета друзей старшеклассника в их кругу | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Теснота дружеских отношений | Близость дружеских отношений старшеклассника с его друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Схожесть интересов | Наличие общих интересов у старшеклассника и его друзей | Оценочная шкала Дихотомическая шкала | ||||
| Степень схожести интересов старшеклассника с интересами его друзей | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Уровень конформности личности | Частота согласия старшеклассника с мнением друзей | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Характер влияния друзей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Самооценка личности | Самооценка старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Профессиональное самоопределение старшеклассника | Уровень стремления в самореализации старшеклассника в процессе профессионального самоопределения (зависимая переменная) | Уровень стремления | Психологическая удовлетворенность жизнью | Степень психологической удовлетворенности жизнью | Оценочная шкала Порядковая шкала | |
| Наличие желания у старшеклассника поменять что-либо в своей жизни | Выбор суждения Дихотомическая шкала | |||||
| Установление новых связей, знакомств | Наличие стремления у старшеклассника устанавливать новые связи, знакомства | Выбор суждения Дихотомическая шкала | ||||
| Частота установления старшеклассником новых связей, знакомств | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Совместный досуг | Наличие совместного досуга у старшеклассника с его друзьями | Выбор суждения Дихотомическая шкала | ||||
| Количество времени, которое старшеклассник проводит с друзьями | Открытый вопрос Интервальная шкала | |||||
| Наличие и частота совместного посещения культурных мероприятий (театров, музеев, выставок и пр.) с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Наличие и частота совместного посещения развлекательных мероприятий (концертов, кинотеатров, дискотек и пр.) с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Наличие и частота совместных поездок заграницу, на дачу, в лагерь и пр. с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Наличие и частота совместных прогулок и времяпровождения с друзьями | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Наличие и частота нахождения дома, игры в компьютерные игры и т.д. | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Власть (стремление занять высокую должность) | Степень стремления старшеклассника к власти (к занятию высокой должности) | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Получение новых знаний умений и навыков | Степень стремления старшеклассника получать новые знания, умения, навыки | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Материальная обеспеченность | Степень стремления старшеклассника быть материально обеспеченным | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Труд (стремление заниматься любимым делом) | Степень стремления старшеклассника заниматься любимым делом | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Уровень родительского контроля за старшеклассником (контрольная переменная) | Уровень контроля | Авторитет родителей | Сила влияния авторитета родителей на старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||
| Лояльность в воспитании ребёнка | Оценка старшеклассником строгости его родителей | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Степень свободы старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | |||||
| Родительский статус в обществе | Высота положения родителей старшеклассника в обществе | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Материальное положение семьи | Уровень материального достатка семьи старшеклассника | Оценочная шкала Порядковая шкала | ||||
| Наличие желания и возможности у родителей старшеклассника оплачивать ему учебу | Выбор суждения Номинальная шкала |
Служебные вопросы и вопросы социально-демографического блока:
| Показатель | Индикатор | № вопроса |
| Возраст | Количество лет | |
| Пол | · Мужской · Женский | |
| Место рождения | Город__________________ | |
| Будущая профессия | · Да, я хочу стать ___________ · Нет, не определился |






