В последнее десятилетие акцент в воспитательной практике смещается с деятельности по формированию в ребенке социально типичного, что в советской педагогике являлось приоритетным (доминирующим) направлением, в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Постепенно модель воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности ребенка, распространяется и укореняется в российском образовательном пространстве. Но стадия зарождения и становления чего-то нового, как известно, редко протекает безболезненно и беспроблемно.
…Сначала попытаемся дать сущностную характеристику индивидуальности. Сущность изучаемого явления отражают определения его понятия. В результате (обращения к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме) объектом нашего изучения стали свыше ста определений понятия «индивидуальность», изложенных в работах философов, социологов, психологов и педагогов.
|
|
Проведенный анализ показал, что исследователи чаще всего связывают сущность индивидуальности с неповторимым своеобразием отдельного человека, наличием у него уникальных черт (свойств, качеств), отличающих его от других людей. Не случайно именно такие дефиниции индивидуальности преобладают в современной справочной литературе.
Гораздо реже понятие «индивидуальность» определяется посредством других сущностных характеристик. Если продолжить анализ и систематизацию, то можно выделить доминирующие точки зрения у представителей той или иной науки. Например, понятие «индивидуальность» чаще всего определяется:
- в философии как особая форма бытия человека, его важнейшее качество;
- в психологии как целостная характеристика индивидуальных свойств отдельного (конкретного) человека, неповторимое своеобразие его психики;
- в педагогике как развиваемое (формируемое, воспитываемое) качество человека, черты и свойства которого следует учитывать в педагогической деятельности, выступающее в концепциях гуманистической педагогики как главная цель обучения и воспитания.
…А теперь более детально рассмотрим ключевые аспекты понятия «индивидуальность», с помощью которых исследователи характеризуют сущность данного явления.
Первый аспект мы уже затрагивали, когда подчеркивали, что многие ученые относят уникальность, неповторимость, особенное в человеке к разряду сущностных характеристик индивидуальности. Однако некоторые исследователи, назовем их первой группой ученых, имеют другое мнение о значении неповторимого своеобразия и уникальности при характеристике сущности индивидуальности. Единичность, неповторимость, особенность, как полагает философ И.И.Резвицкий, относятся к важным сторонам человеческой индивидуальности, без учета которых она не может быть правильно понята, но сами по себе являются лишь формальными ее характеристиками, не связанными с содержательным анализом. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности.
|
|
…Принятие этих двух точек зрения является принципиально важным для педагогической практики, так как они позволяют понять, что смысл педагогической работы с индивидуальностью состоит не только в учете индивидуальных особенностей детей и стимулировании появления каких-то новых различий. Бесперспективность такого подхода можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в такой работе педагогу не следует слишком усердствовать, ведь наследственность, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека детерминируют огромное количество отличительных черт (качеств) конкретного индивидуума в сравнении с другими людьми. Вероятность повторения определенного человека на Земле, по утверждению известного американского генетика Р.Левонтина, так мала, как величина, обратная самому большому мыслимому числу людей, которое может вместить планета. Во-вторых, индивидуальность нельзя рассматривать как сумму, полученную в результате сложения отдельных отличительных черт и свойств человека. И, в-третьих, отличительные черты не являются самоценностью и для большинства самих детей. Хотя бывают случаи, когда ребенок пытается экстравагантной прической, одеждой, поступком заявить о своей индивидуальности. Но такие моменты характеризуют, как правило, мнимую, а не подлинную индивидуальность. Вторая условно выделенная нами группа ученых рассматривает индивидуальность, прежде всего как свойство, качество, признак, характеристику человека. Притом это свойство они относят к разряду главных, системообразующих, наиболее важных, ставя его в один ряд с такими характеристиками (качествами) человека, как индивид, личность, субъект. Нередко подчеркивается системный (целостный) характер этого свойства
… Третья группа ученых считает индивидуальность этапом (уровнем) развития человека. К данной когорте исследователей нами отнесены авторы учебного пособия «Педагогика индивидуальности» О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк, которые полагают, что индивидуальность — это высший уровень развития человека в онтогенезе
… Для четвертой группы исследователей ключевым моментом в определении понятия «индивидуальность» является рассмотрение ее в качестве особой формы человеческого бытия. И.И.Резвицкий справедливо утверждает, что общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивидуальной.
…Полностью разделяя мнение последней группы ученых о сущности индивидуальности, считаем, что с самобытностью человека, его способностью стать и быть самим собой связаны не только сущностные аспекты индивидуальности, но и смысл педагогической деятельности по ее развитию. Ради чего педагогу следует избирать индивидуальность целью и предметом приложения своих усилий? Наверное, для того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться.
…Изучая отечественную литературу, мы посчитали необходимым взять на заметку суждения петербургских исследователей ИАКолесниковой и Е.Н.Барышникова о характеристиках выпускника школы, выступающих в роли целевых ориентиров воспитательной системы индивидуальностно-личностной ориентации. По мнению этих ученых, целью такой педагогической системы является человек:
|
|
- ориентирующийся на гуманистические ценности: свободу, творчество, человеческую уникальность, индивидуальность;
- постигающий собственный внутренний мир, имеющий потребность в самопознании и самореализации;
- взявший на себя ответственность за выбор жизненного пути;
- способный к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческого бытия;
- подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность.
(Цитата из работы: Степанов Е., Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмета воспитательной деятельности//Воспитание школьников. 2004, №10, С.2-6.).