Теоретические основы

…Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Цели самоуправленческой деятельности. После составления сущностной характеристики самоуправления совсем не трудно назвать его главные целевые ориентиры. Во-первых, содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся. В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Принципы самоуправления. Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

• деятельное наполнение работы органов самоуправления;

• социальная значимость деятельности самоуправления;

• соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

• взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

• добровольность и выборность органов самоуправления;

• инициатива, самодеятельность и творчество детей;

• гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разра­ботки;

• сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

• обязательное представительство классных коллективов в органах школь­ного самоуправления;

• взаимодействие всех органов самоуправления;

• сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Содержание, организация и структура самоуправления. Чтобы лучше разобраться в содержательном, организационном и структурном аспектах самоуправления, обратимся в очередной раз к бесценному наследию А.С.Макаренко.

Деятельность, по мнению Антона Семеновича, рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по ее планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива.

…Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Совет коллектива класса — главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

 

Наряду с постоянными органами само­управления в классе могут действовать и временные (совет дела, временные твор­ческие группы и др.). При их создании, как полагает М.И.Рожков, целесообразно помнить следующее:

• создание временных органов само­управления определяется конкретно задачей, стоящей перед коллективом;

• решение о создании этих органов принимается только ученическим коллек­тивом, общественными организациями или их органами самоуправления;

• в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащи­еся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

-органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

• осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое суще­ствование.

…Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение деть­ми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъекта­ми жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

• социально ценная направленность поручения;

• личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;

• наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

• инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);

• развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности — от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуально-личностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

…Академик Л.И.Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Задача воспитателя — помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Для ее решения педагог постепенно формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами само­управления. Например, заслуженный учитель России Н.В.Яникова, в работе со своими воспитанниками старается соблюдать сформулированные для себя правила:

• не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

• гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

• выстраивай доверительные отношения с детьми;

• избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

Классный руководитель школы-лаборатории № 18 г. Пскова С.А.Иванова избрала высказывания знаменитых людей в качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся:

«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей». (Г.Гегель.)

«Немало можно добиться строгостью, много — любовью, но всегда — знанием дела и справедливостью, невзирая на лица». (И.Гёте.)

«Детство — равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду». (И.Песталоцци.)

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С.Смайлс.)

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». (М.Горький.)

«Кто умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе». (Я.Коменский.)

Такие принципы, правила или требования помогают классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе. (Цитаты из работы: Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы. //Воспитание школьников.2006, №1, С.2-6)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: