Лекция 8. Европейская культура: от Возрождения к Просвещению

1. Европейская культура эпохи Возрождения

2. Европейская культура эпохи Просвещения

1. Европейская культура эпохи Возрождения

Понятие «Возрождение» (Ренессанс) ввел итальянский историк искусств XVI в. Джорджо Вазари, он отозвался о представителях итальянского искусства середины XIV – XV вв. как о людях, которые возродили античные традиции. И действительно, в это эпоху образованные люди вновь начали обращаться к античным идеалам, возвышавшим человека. Традиция названия укоренилась в истории, в итоге XIV – XVI вв. стали называть Возрождением.

В эпоху Возрождения появляется новый для Европы тип личности – человека уверенного в себе, решительного, инициативного, ответственного в своих действиях. Важными человеческими качествами считалась высокая духовность, увлеченность творчеством, ценились образованные люди. Тем не менее, не стоит воспринимать этот период как время идеальной гармонии, в то же самое время велись, практически не прекращаясь, войны, происходили крестьянские восстания, столкновения на религиозной почве, активно работала инквизиция. В ходе Великих географических открытий грабились и уничтожались коренные народы американского континента. Утверждались новые капиталистические отношения, способствовавшие накоплению капитала и приводившие к сильной имущественной дифференциации. Но одновременно в Европе зародился гуманизм, разыскивались и переводились на европейские языки рукописи античных писателей, изменялся образ науки, отходившей от схоластического теоретизирования. Широко распространяется книгопечатание, книги дешевеют, появляются карманные часы (люди стали ценить время), уличное освещение (как признак расцвета городской жизни), почта (широко распространяется общение на расстоянии, что способствует обмену мыслями, знаниями, впечатлениями).

В центре культуры Возрождения был человек, основополагающим понятием стал гуманизм (пер. с латинского – человечный). Представители гуманизма полагали величайшим достоянием человека его мысль, знания, добродетель, а мерилом действий – мастерство их исполнения. Свобода человека воспринималась как возможность творить себя благодаря образованию, знаниям. Гуманизм как философия был уделом немногих образованных людей в отличие от средневековой религиозности, охватывавшей массы, однако именно гуманизм обеспечил единство культурам разных европейских государство в эту эпоху.

Раньше всего гуманизм зародился на юге Европы, в Италии (середина XIV в.). К первым гуманистам относят итальянских поэтов Петрарку, Джованни Боккаччо. Петрарка (1304-1374 гг.) бросил достаточно смелый вызов общественным устоям, противопоставив в своем творчестве вере познание научное, основанное на жизненном опыте, счастье в небесном раю – простому земному человеческому счастью, духовную любовь к Богу – возвышенной любви к женщине. Наиболее известны его сонеты, посвященные его возлюбленной Лауре, вошедшие в сборник «Книга песен». Кроме того, Петрарка последовательно популяризировал наследие античных поэтов и писателей и имел значительные успехи на этом поприще. Боккаччо в своем творчестве пропагандировал идеи равенства людей независимо от их происхождения, наслаждения земными удовольствиями и ценности каждого отдельного человека, вместе с тем он с присущим ему тонким юмором и наблюдательностью высмеивал типичные человеческие пороки. Наиболее известным из его произведений является цикл новелл «Декамерон».

Гуманистические идеи великих итальянцев были созвучны литераторам Северного Возрождения. Под Северным Возрождением понимают распространение идей Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Франции, Нидерландах и Швейцарии. Возрождение в этих странах имело свои отличительные особенности, в частности можно отметить его связь с идеями Реформации и отсутствие прямой связи с античным наследием. К числу наиболее ярких представителей северного гуманизма относят Эразма Роттердамского. В своих произведениях «Разговоры запросто» и «Похвала глупости» он высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие, фанатизм и догматизм, отстаивал свободу вероисповедания, природное равноправие людей.

Важное место в европейском гуманизме принадлежит идеям утопистов. Авторами первых «коммунистических» утопий стали Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город солнца»). Утопия буквально переводится как «место, которого нет». В своих произведениях авторы реализовали представления об идеальном устройстве общества, обучении и воспитании. Для Мора предпосылкой гармоничной жизни было воспитание, когда каждый имеет возможность развивать свои способности. Всеобщее образование рассматривалось как залог прочности любого общества. В произведении «Город солнца» описано общество экономического и политического равенства, где воспитание основано на возврате к природе, образование – универсально. Образование рассматривалось как залог улучшения породы людей.

Серьезные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию, началась религиозная Реформация (преобразование). Одной из основных причин возникновения этого движения послужило ведение богослужения на одном из трех канонических языков: еврейском, греческом, латыни. Одним из главных требований Реформации стало богослужение на родном языке. Подвергались сомнению отрывки Писания, что вызывало необходимость перевода Библии на языки европейских народов. Более того, многие неблаговидные поступки священнослужителей, ведущих неправедную жизнь и погрязших в богатстве, отталкивали прихожан, вызывали у них сомнения в том, что подобные священнослужители могут быть посредниками между ними и Богом. Все чаще возникала мысль о том, нельзя ли обращаться к Богу непосредственно, не прибегая к услугам священнослужителей. Первым публично озвучил эту мысль 31 октября 1517 г. выдающийся немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483- 1546 гг.) провозгласивший знаменитые 95 тезисов против индульгенций.

М. Лютер утверждал, что священнослужители не могут в силу своей человеческой природы быть посредниками между прихожанами и Богом, поэтому церковь не может отпускать грехи, а значит и продавать индульгенции. Единственным средством спасения для человека являлась его личная вера в Бога и непосредственное общение с Богом, обращение к Богу путем молитвы. Поэтому все материальные и общественные привилегии церкви объявлялись незаслуженными и подлежали ликвидации, предполагалось удешевление и упрощение самих обрядов, приближение их к тому виду, какими они предстают в Библии.

Эти идеи, направленные против господства церкви, были поддержаны почти всеми группами немецкого общества, особенно крестьянами, остро нуждавшимися в секуляризации церковных земель. Поддержка широких народных масс не позволила католической церкви расправиться с реформатором. После тяжелого и довольно продолжительного военного конфликта в 1555 г. был заключен религиозный мир, согласно которому на территории Германии образовались два союза немецких княжеств, отличавшихся вероисповеданием. Ватикан удержал свои позиции во всех наследственных землях династии Габсбургов (Бавария, Франкония, Северо-западные и Рейнские княжества и Эльзас). Северные и северо-восточные княжества (Пруссия, Бранденбург, Саксония, верхний и Нижний Пфальц, Саксония, Гессен, Брауншвейг и Вюртенберг) стали лютеранскими. В дальнейшем реформационное движение распространилось и на другие страны Европы (французские гугеноты, швейцарский кальвинизм, английские пуритане). Католическая церковь начала Контрреформацию, которую возглавил иезуитский орден, была реорганизована инквизиция, создан ее трибунал в Риме, издавались списки запрещенных книг и пр. Тем не менее, популярность Реформации продолжала расти, что приводило к острым религиозным конфликтам.

В эпоху Возрождения совершенствуется система образования, массово открываются школы различных ступеней и университеты (в XV в. в Европе насчитывалось около 80 университетов, еще через столетие – 180). Научные открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплера подготовили произошедшую в последующем научную революцию, в результате которой сформировалась и утвердилась классическая физика (ее представления в течение нескольких веков рассматривались в качестве единственного средства объяснения природных явлений).

Яркий расцвет в эпоху Возрождения произошел в европейской художественной культуре. Имена англичан Д. Чосера («Кентерберийские рассказы»), У. Шекспира («Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой» и пр.), французов Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Пьера де Ронсара, испанцев М. Сервантеса («Дон Кихот»), Лопе де Вега («Собака на сене», «Учитель танцев») прочно вошли в сокровищницу мировой литературы.

Небывалый расцвет переживала европейская живопись. В раннем Возрождении она в основном предназначалась для оформления храмов (капелла Дель Арена в г. Падуя, церковь Санта Кроче во Флоренции, автор – Джотто; творчество Мазаччо и др.). Позднее в живописи появился интерес к человеку, к картинам повседневной жизни и наследию античных мастеров. В отличие от скованных каноном произведений раннего средневековья живописцы эпохи Возрождения оставили нам прекрасные образцы одухотворенной эмоциональной живописи.

Непревзойденными образцами реалистической и гуманистической живописи стали произведения трех всемирно известных итальянских художников: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.). Леонардо да Винчи, кроме занятия живописью, достиг значительных успехов в архитектуре и скульптуре, был математиком, физиком, астрономом и механиком, изучал физиологию, анатомию и ботанику. Именно он выдвинул идеи создания парашюта, подводной лодки, дирижабля, им придуманы и реализованы карусели и фейерверки. Он подвергался преследованию за тайное (запрещенное тогда) анатомирование трупов, которое, как он считал, было необходимо живописцу для правильного изображения человеческого тела. Самым известным творением Леонардо на библейскую тему стала роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, на ней изображена сцена тайной вечери, которую совершил Христос с апостолами. К сожалению, в настоящее время эта фреска совершенно испорчена, но сохранилось множество копий с нее. Леонардо написал несколько прекрасных светских портретов. Но, безусловно, самым знаменитым его творением является Джоконда (Мона Лиза). Загадка улыбки этой женщины до сих пор занимает воображение людей, а ее образ считается одним из лучших женских портретов.

Рафаэль Санти также работал над библейскими сюжетами и участвовал в росписи знаменитых соборов. Его живописные работы «Мадонна Констебле», «Сикстинская мадонна» принесли ему всемирную известность. Образы этих полотен выполнены в реалистичной манере, наполнены лиризмом и внутренним светом. Рафаэль был известен также как талантливый архитектор.

Выдающейся по масштабу и технике ее исполнения работой Микеланджелло Буонаротти была роспись сводов Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Позже, спустя четверть века, им же была выполнена и фреска на стене этого алтаря «Страшный суд». Не мене известной работой М. Буонаротти, уже в качестве архитектора и скульптора, стало его участие в строительстве и оформлении здания Собора Св. Петра в Риме. Сохранились созданные им скульптуры Давида и Моисея и аллегорические фигуры «Ночь», «Вечер», «Утро», «День» в усыпальнице Медичи во Флоренции.

Из живописцев венецианской школы наиболее известны Джорджоне (1476 – 1510 гг.) – полотна «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт»; Тициан Вечеллио (1477-1576 гг.), создатель «Кающейся Магдалины», «Данаи», «Святого Себастьяна».

В Италию, как в Мекку искусств, стремились все художники. Из Италии выписывали мастеров для постройки культовых, грандиозных зданий все европейские монархи. Поздний Ренессанс в Италии характеризуется наступлением церковной реакции, ограничением свободной воли художников. Сохранив манеру письма своих великих предшественников, художники этого времени почти утратили тот свободолюбивый дух и смелость решений, которыми обладали они. Сложившийся в это время стиль живописи, унаследовавший только манеру письма, получил название маньеризма.

Целую плеяду оригинальных живописцев подарили миру Нидерланды, где в эпоху Северного Ренессанса творили Хиеронимус Босх, Питер Брейгель (1525-1569), Питер Пауэл Рубенс (1577–1640). Рубенс написал много работ на библейские и мифологические темы «Снятие с креста», «Союз земли и воды», а также портреты. Рембрандт прославился в основном как художник портретист, в том числе он оставил и много автопортретов. Образы, созданные им, наполнены глубоким психологизмом. Нидерландские художники стали родоначальниками двух самостоятельных жанров живописи пейзажа и натюрморта.

Мастерами-портретистами были и немецкие художники. В эпоху Реформации портреты простых горожан и деятелей городского самоуправления были весьма популярны. Творцами реалистичных и полных эмоциональной нагрузки портретов стали Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543), Матиас Грюневальд (1470 (75) – 1528), Лукас Кранах Старший (1472 – 1553). Портретистом и непревзойденным мастером гравюры был их старший современник и соотечественник Альбрехт Дюрер (1471–1528). Изобразительное творчество Испании представлено именами Эль Греко (1541 – 1614). Настоящее имя Эль Греко – Доменико Теотокопулис, он являлся выходцем из Византии, и бежав с родины, нашел свое место под небом Испании, где создал свои величайшие полотна «Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Орхаса», «Снятие пятой печати», «Виды Толедо» и др.

К числу знаменитых архитектурных памятников эпохи Возрождения принадлежат галерея Уффици во Флоренции; Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Мост Вздохов, по которому вели узников в Венеции; Лувр, Пале Рояль во Франции.

Нужно подчеркнуть, что Возрождение, обращаясь к античным образцам, не было их формальным копированием. Технологии и сюжеты античных произведений не были слепо скопированы средневековыми деятелями искусства, а были творчески переработаны и приспособлены к своей эпохе. Античность стала для них поводом для того, чтобы выплеснуть наружу богатства внутреннего мира, скопившиеся за длительную эпоху аскетизма художественной жизни и подавления человеческих эмоций, фантазий и стремлений. Многие из произведений эпохи Возрождения стали эталонами и символами искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: