Европейская культура эпохи Просвещения

В исторических науках, к которым относится, в том числе, история культуры, период развития европейской цивилизации, длящийся с начала XVII в. по конец XIX – начало XX вв., принято называть Новым временем. Начало этому периоду положили европейские буржуазные революции, а конец – завершение промышленного переворота и Первая мировая война. Само название – «Новое время» – говорит о громадных изменениях, произошедших в политическом, экономическом, общественном укладах, в изменении повседневной жизни людей. Здесь, прежде всего, понимается разрушение феодального строя и становление капиталистических буржуазных отношений. Новое время становится эпохой формирования национальных государств, эпохой самоопределения наций, эпохой войн и революций.

В Новое время, когда после завершения эпохи «великих географических открытий» человечество реально осознало, насколько велик и разнообразен мир, сформировались идеи европоцентризма. Складываются представления о Европе как о колыбели человеческой цивилизации, Европе как обладательнице всех прогрессивных идей и передовых технологий. Сложилось представление о том, что миссия, задача европейцев состоит в том, чтобы просветить, «окультурить» весь мир.

Во второй половине XVII в. наступила эпоха Просвещения, продлившаяся весь XVIII и начало XIX вв., таком образом, эпохи Нового времени и Просвещения пересекаются, но не совпадают, поскольку имеют разное смысловое значение. В качестве девиза эпохи Просвещения можно назвать, пожалуй, крылатую фразу, автором которой стал английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила» («Knowledge Itself Is Power»). Европейцы связывали с бурным развитием науки, прошедшим в XVII в., надежды на власть над природой (искоренение болезней, предотвращение стихийных бедствий, расширение возможностей человека благодаря техническим приспособлениям) и на власть над самими собой, усовершенствованием природы человека. Уверенности в наступлении «века разума» способствовали успехи механико-математического естествознания, отождествляемого тогда с наукой. Наука расценивалась как панацея от всех бед, способная обеспечить на Земле золотой век. Именно в эпоху Просвещения состоялась институциализация науки (превращение ее в социальный институт, а деятельность ученого – в профессию), открывались официальные научные сообщества, академии наук.

Новое время породило новое понимание человеческого бытия. Появляются новые взгляды на отношения человека и Бога, последствиями которых стала секуляризация общественного сознания (освобождение его от подчиненности церкви). Появились такие течения как атеизм – отрицание религии вообще; деизм – течение, признающее за Богом роль творца, первопричины творения, однако после завершения творения, как считают деисты, мир развивается и совершенствуется согласно своим внутренним законам. В этом свете весьма интересны высказывания французских просветителей о том, что моральное право быть атеистом имеет только высокообразованный и высоконравственный человек. Тем не менее, Новое время не стало временем крушения религий, наоборот, в некоторые кризисные моменты мыслители, художники, литераторы вновь и вновь обращаются к библейским сюжетам, богоискательству, религиозной тематике. В большинстве государств отделение церкви от государства и церкви от образования в этот момент было бы делом немыслимым. Но позиции церкви в духовной, культурной жизни общества были существенно потеснены.

Наиболее животрепещущим, «больным» вопросом Нового времени стал вопрос взаимоотношений общества и личности, вопрос государственного устройства общества. Из эпохи Возрождения был унаследован тезис о том, что люди равны по своей природе. Каждый человек в момент своего рождения наделен разумом, духовной и физической силой. Новой была мысль о том, что все эти человеческие данности подлежат развитию. Причем идеалом человека было их гармоничное развитие, т.е. та ситуация когда разум, знание помогают сформировать человеку высокие духовно-нравственные идеалы, а физические силы помогают осуществить эти идеалы в жизнь. Просвещение, образование понимались как средства для облагораживания человека, улучшения его натуры. Не подвергался сомнению тезис о том, что человека, а значит и человечество в целом можно улучшить. В этом проявился характерный для Нового времени исторический оптимизм, которым было пропитано большинство философских концепций и художественных произведений.

В середине XVII в. Т. Гоббс («Левиафан») выдвинул теорию «общественного договора». Он исходил из положения «человек человеку – волк», поскольку человек с самого рождения начинает борьбу за выживание. Единственный выход из общественных катаклизмов состоит, по мнению Гоббса, в том, чтобы государство вступало в общественный договор с гражданами, выгодный для всех его участников и способный сбалансировать интересы. Только тогда человек сможет реализовать свои естественные права. Власть, согласно этой концепции, не имеет божественного происхождения. Идеи «общественного договора», «разделения властей» были продолжены в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Шарля Луи Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778).

Эпоха Просвещения справедливо называется «золотым веком утопий». Лучшие умы волнует идея равенства. Английским философом Джоном Локком (1632-1704) в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690) были определены три основных неотчуждаемых права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Последнее право подразумевало собственность, полученную в результате личного труда. Правовое равенство понималось как обеспечение каждому человеку указанных прав. Правопорядок понимался как свободное развитие и получение выгоды каждым, но так, чтобы его действия не ущемляли прав других индивидов. В знаменитой «Декларации независимости», созданной в Америке, есть утверждение о том, что все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти права объявлялись естественными для каждого человека.

Новое время стало временем культа разума. В философии это проявилось в отрицании представлений о познании с помощью чувств и утверждении принципов рационализма (разум является основой познания и основой поведенческих реакций человека). В науке это время расцвета естествознания и точных наук.

В эпоху Просвещения происходит оформление национальных систем образования в европейских странах, которые представлены различными учебными заведениями, начиная с начальных и общеобразовательных школ и заканчивая профессиональными и высшими учебными заведениями. Традиционная «народная» педагогика все больше сменяется более универсальной, унифицированной системой школьного образования. Однако наряду с демократическими тенденциями наблюдается и обратный процесс, проявившийся в существовании аристократического образования, «воспитание джентльмена». В образовательную программу дворянских семей входили латынь и французский язык, математика, география, истории, танцы и фехтование, знание хороших манер и знание света. Регламентировалась также манера поведения джентльмена, существовал принцип «ничего слишком»: медленная поступь, степенная речь, большой напудренный парик.

В это время складываются традиции постоянного научного обмена между учеными Европы, как путем заочного знакомства с достижениями друг друга, так и путем личного общения и знакомства с зарубежными научными новинками во время поездок за границу.

Новые тенденции в образовании и науке привели к созданию многотомных энциклопедий, их авторами становились разносторонне (энциклопедически) образованные люди, а сами энциклопедии способствовали расширению возможностей образования. Выходили в Англии, Германии, Франции. В создании французской энциклопедии приняли участие выдающиеся ученые и мыслители того времени – Жан Жак Руссо, Денни Дидро, Вольтер, Ж. Лагранж и др.

В эпоху Просвещения трансформируется семейный уклад, оно стало эпохой разрушения традиционных устоев патриархальной семьи. Изменения состава семьи было продиктовано развитием производительных сил общества. Производство материальных благ достигло в развитых странах такого уровня, что все чаще в отдельном жилище проживает так называемая малая семья, т.е. муж, жена и дети, пришедшая на смену большой многопоколенной семье, когда вместе проживали и вели совместное хозяйство несколько поколений родственников. Складывание государственной системы образования в европейских странах достаточно в раннем возрасте выводит детей из семьи в большое общество, в большой мир. Это, конечно, не исключает мощного влияния семьи на формирование личности отдельного человека, но способствует сближению уровня образованности выходцев из различных слоев общества, нивелировке отличий между представителями отдельных профессий и социальных групп. Возникают некие общие для горожан представления о благополучии, свободе, удобствах, просвещенности.

Век Просвещения связан с техническим прогрессом и развитием городской культуры. Появляется паровая машина, автоматическое ружье, система центрального отопления горячей водой. Это время развития прессы, книготорговли, популярности театра и других массовых видов искусств, украшающих досуг горожанина. Изобретено фортепиано. Богаче оформляется интерьер, даже в небогатых домах: появились гарнитуры, включавшие комоды, канопе, секретеры, трюмо. Развивается парковая архитектура с аккуратно стриженными кустами, газонами, клумбами.

Художественная культура эпохи Просвещения характеризуется разнообразием стилей и жанров: барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм.

Наиболее характерным для начала Нового времени был стиль барокко (с итал. – причудливый, странный), которому были присущи вычурность и причудливость форм: прямые линии сменялись извилистыми, декор приобрел самостоятельную роль.

Стиль рококо (с фр. – жемчуг, раковина) сменил барокко в середине XVIII в., в нем были задействованы еще более капризные, извивающиеся линии, цветовые оттенки. Ему присущи декоративность, грациозный, прихотливый стиль, не чуждый элементов фривольности; представлял собой уход от реальности в мир фантазии, театрализованной игры, искусственных сюжетов и форм. В архитектуре использовался для украшения будуаров и гостиных, при этом были задействованы зеркала, экзотические камни, ракушки, прихотливая цветовая гамма, часто встречались Амуры, «галантные сцены».

Характерные черты названных стилей вошли даже в моду: пышные парики, панталоны, тяжелые корсеты (иногда до 2 кг). При испанском дворе процедура одевания могла продлиться несколько часов.

Все виды художественной культуры в эпоху Просвещения охватил классицизм (с лат. – образцовый), следовавший принципам античного искусства. Произведения искусства рассматривались как плод разума, логики, строгой соразмерности. Было установлено соответствие содержания и формы: симметричные, сдержанные формы и линии выражали героические, возвышенные идеалы, патриотизм. Классицизм ввел разделение художественных жанров на высокие (исторические, религиозные, мифологические сюжеты, трагедия, эпопея, ода) и низкие (пейзаж, натюрморт, портрет, комедия, сатира, басня). Представители в литературе: Гете, Шиллер, Радищев, Фонвизин.

В женскую моду вошли платья, повторявшие форму античных туник. Вообще мода стала порождением эпохи Просвещения.

В XVIII в. классицизм стал сочетаться с романтизмом, в котором стилистические приемы классицизма использовались для выражения эмоций, чувств. В искусстве стал популярен образ гения, индивидуальности, противопоставившей себя всеобщему, и разочарованного молодого человека (Байрон, Гофман, Гейне, Гюго).

На рубеже XVIII – начала XIX в. появился стиль реализма в литературе и живописи. Практически исчезли из искусства религиозные сюжеты, главным стало правдивое описание реальности.

Эпоха Просвещения подарила миру множество гениев науки, философии, искусства. Среди выдающихся физиков и математиков выделяются Рене Декарт (философ), Блез Паскаль (к тому же теолог и философ), Лейбниц, Ньютон, Лаплас. Философы Кант, Гегель.

В эту эпоху творили: драматурги Мольер («Тартюф, или обманщик», «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Урок женам»), Бомарше («Женитьба Фигаро»), баснописец Лафонтен, Ларошфуко (афоризмы), сказочник Шарль Перро («Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка»), романисты Даниэль Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), Джонатан Свифт («Путешествия Гулливера»).

Музыкальное искусство: Антонио Вивальди, Дитрих Букстехуде (религиозные кантаты, произведения для клавесина и органа), Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ванн Бетховен.

Художники: испанцы Диего де Силва Веласкес (религиозные сюжеты, портреты королевской фамилии), Франциско Хосе де Гойя (портреты общественных деятелей, людей из простого народа, графика). Представители голландской школы – Харменс ванн Рейн Рембрандт («Даная», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», портреты и автопортреты), портретист Франс Халс.

Крах идеалов Просвещения произошел в начале XIX в., что было сопряжено с осознанием ограниченности механико-математической картины мира, рядом социальных потрясений (прежде всего, кровавой Великой французской революции, породившей диктат и террор), заставивших усомниться в возможности «общественного договора» и поколебавших абсолют разума и прогресса, осознанием бесчеловечности капиталистического строя. И постепенно вера в прогресс и человеческий разум сменяется пессимистическими настроениями, но это уже совсем другая история.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: