Коллективное планирование
Коллективное планирование — процесс преобразования выбранных смыслов деятельности, идей в конкретные формы их реализации. Результатом коллективного планирования должен стать план работы отряда на смену с определением участков ответственного для каждого члена отряда.
Процесс коллективного планирования вожатый может организовать в разных формах: конкурс на лучшее предложение в план; анкета предложений; газета предложений; шоу-реклама «Анонс»; разведка дел и друзей; защита проектов, программ деятельности; аукцион интересных идей и дел и другие.
Независимо от выбранной формы, важно в процессе коллективного планирования подчеркивать авторство идей, признавать ценность как принятых, так и непринятых идей, обозначать возможность разработки альтернативных идей и проектов.
Вожатый должен до начала смены продумать логику коллективного целеполагания и планирования деятельности отряда, формы их проведения. Для этого не обязательно искать дополнительное время в оргпериод смены. Коллективную ценностную диагностику можно провести на «огоньке знакомств», во время игр на знакомство; коллективное целеполагание - во время прогулки в лес, общаясь с живой природой. Главное — подобрать правильные слова, создать необходимый мотивационный настрой на предстоящую работу.
|
|
И совсем необязательно говорить детям о том, что им предстоит заниматься ценностной диагностикой. Придумайте для этого занятия более романтичное название. Это не будет обманом детей. Это станет показателем вашего профессионализма.
Программа деятельности отряда - это совокупность отрядных дел (малых форм работы и коллективных творческих дел) организационного, основного и итогового периодов, определение их содержания с учетом интересов детей и постепенной передачи функций организации дел от вожатого к детям.
Малые формы работы (МФР) проводятся преимущественно в оргпериод и направлены на знакомство, сплочение отряда, выявление способностей, интересов детей. В основной период МФР проводятся с целью решения специфических проблем, которые могут возникнуть в отряде, или с диагностической целью. Инициатором, организатором, а часто и ведущим МФР выступает вожатый. МФР не продолжительны по времени, не требуют длительной подготовки и малозатратны в материально-техническом отношении. Такие дела быстро подхватываются детьми и они сами готовы организовывать МФР в любое свободное время. Часто МФР называют играми-конкурсами, играми-состязаниями (индивидуальными, групповыми и др.).
Коллективные творческие дела организуются преимущественно в основной и итоговый периоды, требуют более длительной подготовки. В их планировании, подготовке и проведении основная роль принадлежит детям. В КТД И.П.Иванов определил 6 этапов и каждый этап имеет свою ценность. Иногда большую ценность для временного коллектива имеет не этап проведения, а этап планирования КТД, этап его подготовки, этап последействия. Грамотное владение методикой КТД — важный залог успешной работы вожатого с коллективом.
|
|
По типу ведущей деятельности отрядные дела могут представлять собой формы работы, в основе которых лежит:
- организация коммуникативного взаимодействия (беседы, диспуты, дискуссии, «огоньки», вечера общения, встречи с интересными людьми и т.д.);
- игровая деятельность (игровые программы, деловые игры, ролевые игры и т.д.);
- целенаправленное восприятие (экскурсии, прогулки на природу и т.д.);
- познавательная деятельность (интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов, эрудиционы и т.д.);
- предметно-практическая деятельность (трудовые акции, конкурсы на изготовление чего-либо, мастерские и т.д.);
- организационно-ритуальная деятельность («день рождения» отряда, церемония посвящения, различные формы планирования деятельности и т.д.);
- креативная деятельность (КВН, творческие конкурсы, конкурсы проектов чего-либо и т.д.);
- спортивно-оздоровительная деятельность (веселые старты, спартакиады, олимпийские игры и т.д.);
- создание информационного продукта (выпуск стенгазеты, информационных газет, устного журнала, радиогазеты и т.д.);
- комплексные формы работы, включающие в себя любые предыдущие (праздники, фестивали, балы, ярмарки, парады, шоу и т.д.).
Естественно, вожатый не может быть всезнающим, но нужно реально определить тот круг проблем, в которых он ориентируется и который он может грамотно дать ребятам в рамках этой образовательной программы.
Программа деятельности отряда должна включать дела:
- отрядные (для всего отряда);
- групповые (альтернативные), когда организуются одновременно 2-3 площадки, куда ребята могут пойти по желанию и заниматься деятельностью в малых группах;
- межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами лагеря.
При разработке программы деятельности отряда необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип вариативного подхода к планированию и организации деятельности, предусматривающий разнообразие содержания деятельности, разнообразие форм деятельности, разнообразие способов организации деятельности, разнообразие связей в деятельности.
- Принцип взаимосвязи содержания деятельности с насущными интересами и потребностями детей.
- Принцип продуктивности. Каждое дело должно способствовать развитию личности, ее самопознанию, развитию коллективных отношений и т.д.
- Принцип насыщенности: познавательная, ценностно-смысловая и личностно-смысловая насыщенность деятельности.
Вожатому не обязательно до началом смены детально продумывать программу деятельности отряда. Лучше это делать вместе с детьми в рамках коллективного планирования. Однако всегда необходимо иметь тот минимальный запас идей, которые вы можете предложить детям и реализовать вместе с ними. А главное, вожатый должен владеть методиками организации конкретных дел, чтобы быть готовыми поддержать любую детскую идею и помочь ее осуществить.
(Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. – Липецк, 2002. С. 96-101.)