Ю.Н. Таран

Коллективное планирование

Коллективное планирование — процесс преобразования выб­ранных смыслов деятельности, идей в конкретные формы их реа­лизации. Результатом коллективного планирования должен стать план работы отряда на смену с определением участков ответственного для каждого члена отряда.

Процесс коллективного планирования вожатый может органи­зовать в разных формах: конкурс на лучшее предложение в план; анкета предложений; газета предложений; шоу-реклама «Анонс»; разведка дел и друзей; защита проектов, программ деятельности; аукцион интересных идей и дел и другие.

Независимо от выбранной формы, важно в процессе коллектив­ного планирования подчеркивать авторство идей, признавать цен­ность как принятых, так и непринятых идей, обозначать возмож­ность разработки альтернативных идей и проектов.

Вожатый должен до начала смены продумать логику коллек­тивного целеполагания и планирования деятельности отряда, фор­мы их проведения. Для этого не обязательно искать дополнительное время в оргпериод смены. Коллективную ценностную диагностику можно провести на «огоньке знакомств», во время игр на знакомство; коллективное целеполагание - во время прогулки в лес, общаясь с живой при­родой. Главное — подобрать правильные слова, создать необходи­мый мотивационный настрой на предстоящую работу.

И совсем необязательно говорить детям о том, что им предсто­ит заниматься ценностной диагностикой. Придумайте для этого занятия более романтичное название. Это не будет обманом детей. Это станет показателем вашего профессионализма.

Программа деятельности отряда - это совокупность от­рядных дел (малых форм работы и коллективных творческих дел) организационного, основного и итогового периодов, определение их содержания с учетом интересов детей и постепенной передачи фун­кций организации дел от вожатого к детям.

Малые формы работы (МФР) проводятся преимущественно в оргпериод и направлены на знакомство, сплочение отряда, выявле­ние способностей, интересов детей. В основной период МФР прово­дятся с целью решения специфических проблем, которые могут воз­никнуть в отряде, или с диагностической целью. Инициатором, организатором, а часто и ведущим МФР выступает вожатый. МФР не продолжительны по времени, не требуют длительной подготовки и малозатратны в материально-техническом отношении. Такие дела быстро подхватываются детьми и они сами готовы организовывать МФР в любое свободное время. Часто МФР называют играми-конкурсами, играми-состязани­ями (индивидуальными, групповыми и др.).

Коллективные творческие дела организуются преимуществен­но в основной и итоговый периоды, требуют более длительной под­готовки. В их планировании, подготовке и проведении основная роль принадлежит детям. В КТД И.П.Иванов определил 6 этапов и каждый этап имеет свою ценность. Иногда большую ценность для временного коллектива имеет не этап проведения, а этап пла­нирования КТД, этап его подготовки, этап последействия. Грамот­ное владение методикой КТД — важный залог успешной работы вожатого с коллективом.

По типу ведущей деятельности отрядные дела могут представ­лять собой формы работы, в основе которых лежит:

  • организация коммуникативного взаимодействия (беседы, диспуты, дискуссии, «огоньки», вечера общения, встречи с интересными людьми и т.д.);
  • игровая деятельность (игровые программы, деловые игры, ролевые игры и т.д.);
  • целенаправленное восприятие (экскурсии, прогулки на природу и т.д.);
  • познавательная деятельность (интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов, эрудиционы и т.д.);
  • предметно-практическая деятельность (трудовые акции, конкурсы на изготовление чего-либо, мастерские и т.д.);
  • организационно-ритуальная деятельность («день рождения» отряда, церемония посвящения, различные формы планирования деятельности и т.д.);
  • креативная деятельность (КВН, творческие конкурсы, конкурсы проектов чего-либо и т.д.);
  • спортивно-оздоровительная деятельность (веселые старты, спартакиады, олимпийские игры и т.д.);
  • создание информационного продукта (выпуск стенгазеты, информационных газет, устного журнала, радиогазеты и т.д.);
  • комплексные формы работы, включающие в себя любые предыдущие (праздники, фестивали, балы, ярмарки, парады, шоу и т.д.).

Естественно, вожатый не может быть всезнающим, но нужно реально определить тот круг проблем, в которых он ориентируется и который он может грамотно дать ребятам в рамках этой образо­вательной программы.

Программа деятельности отряда должна включать дела:

  1. отрядные (для всего отряда);
  2. групповые (альтернативные), когда организуются одновременно 2-3 площадки, куда ребята могут пойти по желанию и заниматься деятельностью в малых группах;
  3. межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами лагеря.

При разработке программы деятельности отряда необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип вариативного подхода к планированию и организации деятельности, предусматривающий разнообразие содержания деятельности, разнообразие форм деятельности, разнообразие способов организации деятельности, разнообразие связей в деятельности.
  2. Принцип взаимосвязи содержания деятельности с насущными интересами и потребностями детей.
  3. Принцип продуктивности. Каждое дело должно способствовать развитию личности, ее самопознанию, развитию коллективных отношений и т.д.
  4. Принцип насыщенности: познавательная, ценностно-смысловая и личностно-смысловая насыщенность деятельности.

Вожатому не обязательно до началом смены детально проду­мывать программу деятельности отряда. Лучше это делать вместе с детьми в рамках коллективного планирования. Однако всегда необходимо иметь тот минимальный запас идей, которые вы може­те предложить детям и реализовать вместе с ними. А главное, во­жатый должен владеть методиками организации конкретных дел, чтобы быть готовыми поддержать любую детскую идею и помочь ее осуществить.

(Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. – Липецк, 2002. С. 96-101.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: