Система диагностики и самодиагностики — это совокупность диагностических методов, приемов и средств, необходимых для изучения интересов и склонностей детей, их особенностей, а также для диагностики процесса коллективообразования и его влияние на развитие личности ребенка.
Прежде чем включиться во взаимодействие, человек осознанно или неосознанно познает другую личность. Взаимопознание — процесс, постоянно сопровождающий взаимодействие. Поэтому важно, чтобы вожатый знал о разных видах, методах и приемах диагностики. В лагере, как правило, осуществляются четыре вида диагностики:
· предварительная диагностика, которая проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных педагогом целей и задач в соответствии с ними;
· текущая диагностика, которая проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении поставленных педагогом целей и задач, возможной корректировки методов, путей и средств их достижения;
|
|
· итоговая диагностика, которая проводится в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности;
· проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребенку, с целью корректировки данной ситуации.
Существуют разные классификации методов диагностики. Предлагаем один из них:
1. Опрос, интервью (устный опрос): стандартное (с четко сформулированными вопросами), нестандартное (развивающееся по собственной логике), смешанное; беседа: индивидуальная, групповая, коллективная; анкетирование: открытое анкетирование, (с вопросами, не имеющими вариантов ответов), закрытое (с вопросами, предполагающими несколько вариантов ответов и выбор между ними), смешанное.
Опрос бывает контрольный, когда в начале и конце смены детям даются одинаковые вопросы и отслеживается либо степень искренности респондентов, либо динамика изменения, развития каких-либо качеств, позиции, свойств личности и т.д.).
Опрос может быть отсроченным, когда вопрос обращен в прошлое (например, испытывал ли ты чувства «уюта», «благополучия», «защищенности» в отряде, и если да, то в какой период смены особенно).
2. Наблюдение — метод диагностики, дающий возможность увидеть человека и коллектив в деле. Различают
- включенное наблюдение — педагог вместе с ребенком выполняют конкретное дело.
- невключенное наблюдение — наблюдение педагога за действиями детей со стороны.
3. Эксперимент — метод диагностики, позволяющий создавать специальные условия для выявления или развития тех или иных сторон личности ребенка:
|
|
- естественный эксперимент — участники эксперимента не знают об участии в нем;
- искусственный эксперимент — участники эксперимента знают, что участвуют в эксперименте.
4. Изучение творческих работ — метод, позволяющий определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации: сочинения «Я вчера, сегодня, завтра»; «Портрет героя», «Мой портрет-ассоциация»; «Мой отряд» (сочинение, музыкальное произведение, рисунок и т.д.).
5. Метод обобщения независимых характеристик — обобщение мнений разных людей о человеке или коллективе.
6. Тестирование — метод самопроверки своих способностей, когда результаты сверяются с выводами тестов. Тесты могут быть письменными, в том числе пиктограммы (например, «Карта-схема оценки психологического климата в лагере» А.Н.Лутошкина) и устными. К тестам можно отнести методики аналогий, например, методику эмоционально-цветовой аналогии (цветопись). Суть ее — в оценке членами группы своих эмоциональных состояний, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы группы за определенный промежуток времени, выражаемой с помощью цвета.
7. К методикам аналогий относится и методика эмоционально-символической аналогии, суть которой состоит в оценке членами коллектива уровня его развития через эмоционально-символическую аналогию (песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел). Эту методику А.Н.Лутошкин назвал методикой коллективной самоаттестации.
8. Социометрические методы (метод межличностного шкалирования, метод социометрических измерений (социометрии) и др).
Вожатый, разрабатывая модель отрядной работы, должен определить методы диагностики на каждом этапе продвижения к поставленной цели.
(Возжаев С.Н. Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002. С.59-61.)
Приложение №37