Влияние на зрителя и воспитательная роль

Формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Мультфильмы играют не маловажную роль в жизни детей. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим заняться своими делами, а, с другой стороны, несут немаловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции.

Советские мультфильмы или, проще говоря - мультики, не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание ребёнка только позитивную информацию.

К сожалению, в конце прошлого века не только индустрия кино, но и отечественная мультиндустрия переживали не лучшие времена. Мультфильмов в это время производилось не просто мало, а очень мало, поэтому освободившуюся нишу на рынке заняли американские и японские мультфильмы.

Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности и вашим детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности. Преемники советской мультипликации - современные российские мультфильмы, Однако, даже они не всегда несут позитивные ценности для ребёнка, чаще копируя стиль западных мультиков.

Давно доказано, что просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране, может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии. Поэтому иногда детские неврологи рекомендуют родителям таких пациентов ограничиться просмотром до пяти лет исключительно продукцией советской мультипликации.

Что такое мультфильм для ребёнка? Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. А всегда ли этот пример для подражания достойный – решать, конечно же, родителям.

В современных мультфильмах можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики вашего ребёнка:

· Переизбыток агрессии и насилия на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (черепа, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.

· Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.

· Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.

· Наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.

· Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще норма, а не исключение. А потом не удивляйтесь и не спрашивайте себя, откуда взялась агрессия и хамство у ваших детей.

· Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

· Практически все современные мультфильмы - это продукт массовой культуры - мультяшный «фастфуд». Черпая информацию только из таких источников, ребёнок будет абсолютно такой, как все, и не сможет стать полноправной индивидуальностью. Чтобы сформировать личность ребёнка родителям нужно заниматься воспитанием самим, не отдавая всецело его на откуп "теле-няни".

Безусловно, мультфильм мультфильму рознь. Многое зависит и от культуры и интеллекта семьи, в которой воспитывается и живет ребенок. Не стоит сразу же бежать выкидывать все кассеты и диски с западными мультфильмами, но всё-таки следует ограничивать их просмотр. Лучше всего самим просмотреть, прочитать отзывы в интернете и решить можно ли это показывать вашему ребёнку.

Проведя опрос в салонах видеопроката Кирова, выяснилось, что советские мульты еще немного есть, которые лежат практически мертвым грузом, а наибольшим спросом конечно же пользуются зарубежные мультфильмы.

Нашим детям советские мульты смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или садике, но мы, будущие и современные взрослые родители, должны понимать, что большинство современных мультов просто противопоказаны детям. В наше время десткие мультфильмы можно детскими называть с натяжкой, или дети взрослеют быстрее? Как отметила в своем интервью Людмила Полякова, студент факультета психологии, раньше в советских мультфильмах был процесс воспитания героя, преобразования его из отрицательного в положительного. Этот элемент был важен. То есть герои раскаивались, показывая пример. В наши дни это ребенку не интересно. В российских мультфильмах картина мира отражается с учетом российского менталитета, национальных особенностей. Много мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе метафоричны и заставляют мыслить; здесь открыто ставится вопрос и ребенок сам додумывает, чего нет в западных. Советские мультфильмы рекомендованы детям, у которых проблема общения со сверстниками. Как поддерживать друзей, заводить их, разрешать те или иные ситуации, множество положительных поступков с юмором, чему непроизвольно подражают ребятишки, а главное отсутствие насилия, - все это проиллюстрировано в наших мультах.

А каким образом дело обстоит с мультфильмами из-за «бугра»? Часто в них показывается один отец, или мать, что имеет малый вес в диснеевской семье, а роль мамы проецируется на реальную жизнь ребенка, именно она играет большую роль в жизни. Отсутствие отца или матери (факт неполной семьи) отрицательно влияет на психику малыша. В советских же часто присутствует мама. Если взять более современные - Simpson, то там наблюдается весьма яркое разрушение и стирание семейных границ. Нарушение нормальных отношений проецируется и в жизнь. Ребенок очень подражает и старается все повторять.

Безусловно, родителям стоит следить за тем, что смотрят дети, но если смотреть с умом, то почему бы и не посмотреть наши уже современные российские мультфильмы, в них все равно российская изюминка осталась, хотя все чаще мультипликаторы переносят в свое творчество пошлость западных. Тогда пусть дети лучше читают Успенского?

Известны случаи, когда дети, насмотревшись мультфильмов про супергероев, начинают себя мнить героями. У ребенка теперь супереда, суперодежда, супервид... Сочините сказку, в которой для того, чтобы стать супергероем, дети становятся храбрыми. А самое страшное, раз они супердети, то им не стоит учиться. Т.е. из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями. В таком случае стоит сочинить сказку, в которой для того, чтобы стать супергероем, мальчику пришлось преодолеть многие препятствия, много учиться, чтобы быть умным и находчивым, уметь побеждать злодеев. А другой мальчик не хотел учиться, слушаться родителей, поэтому его не приняли в «супергерои». Это примерный сюжет, все зависит от Вашей фантазии, главное — ненавязчиво доказать ребенку: чтобы добиться чего-то, нужно приложить усилия, учиться быть сильным и ловким, умным и находчивым. Хорошо бы включить в игру разного рода испытания (на выносливость, на умение быстро решать задачи, на храбрость и т.д.). Придумать жизненную ситуацию, в которой ребенок бы решал, как правильно поступить. Воспользуйтесь фантазиями ребенка «в мирных целях», обернув их ему на пользу. Пресекать фантазирование не нужно, сын постепенно «перерастет» свой придуманный мир, пока же он таким образом реализует потребность в дружбе, общении, самоутверждается. Возможно, сыну не хватает общения с другом. После любого просмотра фильма можно поиграть с ребенком, взяв этого же героя, и через него воплощать верные действия. Если не удается разрешить ситуацию, необходимо предварительно спокойным тоном указать в беседе на какие-то его положительные стороны, а потом уже только отрицательные, и ни в коем случае не бить. Вообще здесь какие-либо советы давать сложно. Для более конкретных рекомендаций необходима личная встреча специалиста (психолога) с ребенком.

При советской власти, когда государство старалось оберегать нравственность своего народа и строго следило за «качеством» литературы и искусства, сказки были добрыми, имеющими большое воспитательное значение. В них добро всегда одерживало победу над злом. Они учили чистоте отношений, совершенствованию, исправлению плохого. Поэтому у всех взрослых людей очень хорошее отношение к сказкам и мультфильмам.

В старых советских мультфильмах зло всегда наказывалось, плохие герои раскаивались, исправлялись. Они имеют большое воспитательное значение. Фильмы, например, про Ману, наоборот, учат детей плохому. В этих сказках зло преподносится как остроумие, главный герой не исправляется и не раскаивается в содеянном, зло не наказывается. Не все мультфильмы ведут к добру. Следует отличать мульты для детей / подростков / взрослых. Самые популярные сегодня среди детей мультфильмы: Джеки Чан, Скубиду, Оливер Твист, Шрек, Ну погоди, Простоквашино.

Так что давайте пойдем дружно в видеопрокат, или лучше в магазин, и купим именно советских старых добрых мультиков для формирования здоровой психики. Все лучшее детям, - верно!?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: