Понятие воспитательной системы

Методические рекомендации для классных руководителей, воспитателей

Понятие воспитательной системы

В последние годы в педагогику вошло понятие «школьная воспитательная система». Его появление связано идеей системного подхода, получившего широкое распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970г. На страницах журнала «Советская педагогика» появились первые научные публикации Ф.Ф. Королева, В.Т Куракина и Л.И Новиковой о применении современного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе.

Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.З. Вульфова, А.В. Гавилина, О.С. Газмана О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Таланчука и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем.

В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л. Селиванова и В.А. Караковский предлагают следующие дефиниции:

· «Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат»

· «Воспитательная система- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.»

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» (16) Е.Н Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогической обеспечении и содействии развитию личности ребенка, На его взгляд воспитательная система это упорядоченная целостная совокупность компонентов взаимодействия и интеграции которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способность целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется исследователя как целое, складывающееся из отдельный (частных) способностей таких как:

1. Способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов

2. Способность выдвинуть и обосновать цели воспитательного процесса

3. Способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога родителя

4. Способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными

5. Способность создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Способность осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, полученный результатов воспитательной деятельности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: