5. Ряд известных деятелей в области науки и литературы утверждают, что между математикой и эстетикой существует тесная связь. Несколько примеров.
«В научном мышлении,— писал А. Эйнштейн,— всегда присутствует элемент поэзии». «Вдохновение нужно в геометрии,— писал А. С. Пушкин,— как и в поэзии». Знаменитый кибернетик Норберт Винер утверждал, что «математика — один из видов искусства». «В математике тоже есть своя красота,— писал известный советский ученый Н. Е. Жуковский» — как в живописи и поэзии». -
Можно привести примеры, указывающие и на наличие фактических связей математики, музыки и литературы. Так, современная музыкальная гамма основана на понятии логарифма; с помощью математических методов можно найти необходимую тональность, которая содержится в музыкальной шкале.
Ученые уже давно начали работы по количественной оценке художественных произведений. Образовалась уже новая наука, получившая название искусствометрии.
Эстетическое воспитание следует рассматривать как составную часть всестороннего развития личности. Через эстетическое воспитание можно осуществлять расширение и углубление знаний и представлений школьников о реальной действительности, формирование их взглядов и убеждений. Эстетическое воспитание играет большую роль и в процессе приобретения математических знаний.
|
|
Математика имеет свою красоту и изящество, но это не всегда видно не специалисту, а тем более школьнику. Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту предмета и использовать её для эффективного развития и воспитания интереса учащихся к математике. При воспитании у учащихся способности чувствовать прекрасное в математике большое внимание следует уделять красивым способам доказательства теорем и изящным способам решения задач. В частности, доказательство можно считать красивым, если оно проводится с малым количеством преобразований и вычислений, если идея доказательства достаточно проста и ярко отражает цель поставленной проблемы, если результат имеет неожиданные приложения.
В школьном курсе математики есть ряд вопросов, изучение которых способствует воспитанию у учащихся чувства прекрасного.
1) При изучении симметрии можно дать учащимся представления о таких эстетических понятиях, как порядок, красота и совершенство
2) В теме «Перпендикулярность в пространстве. Двугранные и многогранные углы» при изучении геометрических преобразований пространства большое значение имеет установление связей с преобразованиями плоскости.
3) К вышеуказанным задачам примыкают и задачи на установление числа осей симметрии или плоскостей симметрии.
|
|
4) Вызывают большой интерес и эстетически привлекательны задачи на отыскание множеств.
На уроках и внеклассных занятиях нужно показать учащимся, что симметрия широко используется в произведениях декоративно-прикладного искусства, технике, архитектуре.
В теме «Правильные многоугольники» можно решать интересные архитектурные задачи. Например, «Какими правильными многоугольниками можно сплошь покрыть плоскость?». Решая эту задачу, учащиеся убеждаются в том, что всю плоскость можно покрыть правильными треугольниками, четырехугольниками, шестиугольниками. Поэтому для покрытия полов часто применяют керамические плитки, имеющие форму правильных треугольников, четырехугольников и шестиугольников.
В теме «Функции и их графики» можно решать с учащимися такие задачи, где легко показать применение графиков для рационального и изящного решения разных уравнений и неравенств, вычерчивания замечательных кривых и геометрических орнаментов.
Одним из путей эффективного осуществления эстетического воспитания могут стать сочинения учащихся, связанные с элементами эстетики.
Сформированность эстетических чувств существенно зависит от сформированности воображения, развития способности к фантазии.
Учащиеся относят математику к числу важнейших школьных предметов не только потому, что в настоящее время математические методы исследования проникли во все области человеческих знаний, но также и потому, что, изучая математику, они находят богатую пищу для всестороннего развития своих способностей.
Большую помощь в обучении и воспитании учащихся оказывают наглядные пособия и технические средства обучения.
Изготовление наглядных пособий воспитывает у учащихся трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, целеустремленность. При этом часто проявляются творческая фантазия, инициатива, изобретательность. Знания помогают ученикам живо воспринимать действительность, моделировать, изобретать, вести поиск, т.е. математика помогает им расширять кругозор, связывать воедино несовместимые вещи. Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему почувствовать сопричастность к миру, помочь найти точку опоры в своей уникальности.
1) Ко дню рождения великого русского писателя Л. Н. Толстого (09.09.1828г) на уроке можно найти время рассказать о просветительской деятельности Льва Николаевича, о задачах, которые с удовольствием составлял сам Толстой, решаем одну из них. В домашнее задание включить известную задачу о косцах, которую очень любил Лев Николаевич за нестандартность и многообразие способов решения.
Решить задачу можно несколькими способами: с помощью составления уравнения с одной переменной, с двумя переменными, графически, арифметическим.
Отметить оформление задачи. Работа выполнялась на альбомных листах. Учащиеся помещали на них не только решение задачи, но и портрет писателя, годы его жизни, рисунки, аппликации из жизни деревни, интересные факты биографии. Для оформления чертежей и записи решения использовали цветные пасты, фломастеры, компьютерные возможности.
Здесь несколько воспитательных моментов.
Во-первых, эстетический вкус учащихся проявился в оформлении работ; демонстрация лучших работ помогает остальным разобраться в своих промахах.
Во-вторых, рассматривая разнообразные способы решения, дети учатся неформальному подходу к разным вопросам.
В-третьих, выявляем рациональный способ решения, а с этим связано понятие красоты самой математики, которая идет рука об руку с целесообразностью.
|
|
В-четвертых, расширяется кругозор учащихся, возникает желание прочитать произведения писателя, воспитывается чувство патриотизма.
В-пятых, развивается инициатива, раскрываются творческие способности ребят, самостоятельность мышления, усиливается интерес к учению, идет учение с увлечением.
6. Развитию наблюдательности, творчества, самостоятельности суждений и умозаключений служат лабораторно-практические работы. Если они выполняются в группе, то приемлем метод дискуссии.
Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
Чем привлекательны в воспитательном смысле лабораторно-практические работы?
Во-первых, учащиеся познают на практике диалектический путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от последнего — к практике.
Во-вторых, учащиеся проявляют трудолюбие, техническую сноровку, показывают умение владеть инструментом при изготовлении моделей из дерева, оргстекла, металла, картона, бумаги.
В-третьих, лабораторно-практические работы — это коллективная форма деятельности учащихся; они дополняют друг друга, спорят, отстаивают свои мнения, помогают друг другу попять изучаемый материал, воспитывают в себе такие добрые человеческие качества, как отзывчивость, чуткость.
В-четвертых, активная познавательная позиция дает более глубокие и прочные знания.
Современная методика обучения математике характерна тем, что основной акцент в ней делается не на запоминание, а на глубокое понимание учебной информации, на формирование умений творчески применять эту информацию на практике.
7. Предметом особого внимания должно быть воспитание логического мышления. Приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование...) ярко проявляются при решении задач. Но сейчас, когда почти исчезло решение упражнений по шаблону, решение каждой задачи требует усиленного внимания, анализа ранее изученного материала, сопоставления с вновь изученным и т. д. Такая работа выполнима для волевого ребенка, но ученик со слабой волей ее выполнить не сможет. Значит, у такого ученика не произойдет дальнейшего движения вперед не только в формировании его характера, но и в развитии математического мышления. Вот почему работа над воспитанием волевых качеств преследует сегодня не просто общепедагогические, но и специально математические цели. Важно не только передавать знания учащимся, но и учить их учиться, самостоятельно работать, побудить желание работать над собой, внушить веру в то, что такая работа не только осуществима, но и принесет реальные плоды.
|
|
Любое волевое действие есть действие сознательное, и состоит оно из трех этапов. Первый этап — осознание мотива; второй — принятие решения, постановка цели, соответствующей мотиву действия; третий — развертывание процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.
В решение математической задачи тоже есть три этапа (понимание постановки задачи, составление плана, осуществление плана).
Первый этап — понимание постановки задачи. На этом этапе учитель способствует возникновению у учащихся желания решить задачу; вместе с ними уточняет, что дано в задаче и что требуется найти.
Но часто на этом-этапе дело и останавливается. У ученика есть желание решить задачу, но этому препятствует ряд обстоятельств. Ими могут быть пределы в знаниях, невнимательное чтение условия задачи, отсутствие сосредоточенности или другие причины. Пока задача не решена, действия ученика можно считать лишь намерением. Почти все учащиеся склонны к этому хорошему намерению, но не все склонны к соответствующим делам.
Как помочь учащимся? Все зависит от того, в чем причина остановки после первого этапа. Во всяком случае надо убедить не бросать нерешенных задач, взять себе это за правило, научить приемам преодоления трудностей: обратиться к учебнику, к справочнику (сделать это быстро, бесшумно); вспомнить изученный материал; обратиться к справочным таблицам на стене; прислушаться к советам учителя; обратиться за необходимой помощью к учителю.
8. При решении задач на вопрос типа: «Сколько человек работает в каждом цехе?»— можно получить ответ учащегося в виде десятичной дроби. Все это указывает на необходимость критически анализировать решение задачи, ее ответ, т. е. мы должны учить детей производить критический анализ своей деятельности — необходимое качество любого человека, Развитие учителем математики критического анализа в работе способствует воспитанию исследовательских навыков, формирует такие навыки мышления, как самостоятельность, последовательность суждений, это и есть качества мышлений волевого человека.
В 7 классе учащиеся только приступают к изучению систематического курса геометрии. С первых уроков научить детей безупречному в логическом отношении доказательству невозможно, это дело нескольких лет. Однако воспитать в них критическое отношение к каждой мысли необходимо, если этого не сделать в 7 классе, то в старших классах неизбежна небрежность в доказательствах. Учащиеся впервые доказывают теоремы, поэтому, прежде всего, должна быть обеспечена четкость мысли, выделена поэтапность, обоснованность каждого шага доказательства. Надо помнить, что у большинства учащихся более развита зрительная память, а потому на первых этапах изучения геометрии нужно учить ребят правильно оформлять доказательство теорем, эта работа пригодится в дальнейшем при решении задач на доказательство. Поэтому по возможности мы старались записывать доказательства отдельных теорем в тетрадь.
9. Большая роль отводится самостоятельным работам. Поэтапное проведение этих работ (сначала по образцу, затем с указанием к решению, позднее по вариантам и т. д.) развивает нешаблонное, оригинальное мышление. Во время этих работ и необходимо проводить работу по воспитанию волевых качеств - учащихся.
Какие же главные условия воспитания воли должны мы предъявлять к учащимся с целью развития произвольного внимания? Это систематические требования к ребенку, проверка выполнения этих требований, воспитание в сознании ребенка прочных навыков и правил учебного поведения. Предъявлять высокие требования не только к учащимся, а в первую очередь к себе: быть пунктуальным во всем, держать свое слово: сделал записи ученику в тетради — проверь результат их выполнения; обещал выдать тетради — выдай. Требовательность к себе и другим является прекрасным педагогическим качеством.
Вывод: Таким образом, в специфике преподавания математики имеются большие возможности для воспитания волевого человека. Именно математика, в большей мере, чем другие дисциплины, позволяет развить и укрепить волю учеников, так как она фактически и призвана развивать внимание, память, волю.