Характеристика моделей воспитательных систем

Цель Основные педагогические технологии Возможные виды деятельности
1. Модель рационально-образовательной ориентации
Человек, владеющий определенным (жизненно необходимым) запасом знаний, способов их получения; обладающий развитым интеллектом, рационально мыслящий; желающий и умеющий получать знания и использовать их на практике. Развивающее обучение; формирование познавательного интереса; информационное воздействие; ТРИЗ; эвристическое и проблемное обучение; интеллектуальное развитие; совместное научное исследование; дифференцированное и индивидуальное обучение Деятельность Научного общества учащихся; система научно-познавательных конкурсов, фестивалей, праздников; предметные недели; школьные олимпиады; специализированные классы дифференцированного обучения; система индивидуального обучения и самообразования; психолого-диагностический центр, фиксирующий динамику интеллектуального развития учащихся; свод правил и норм поведения в образовательном учреждении оздорвительно-восстановительная деятельность конкурсный прием.
2. Модель индивидуально-личностной ориентации
Человек, ориентирующийся на гуманистические ценности; свободы и творчества, человеческой уникальности и индивидуальности; постигающий собственный внутренний мир, имеющий потребность в самореализации; взявший на себя ответственность за выбор жизненного пути; способный к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческого бытия; подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность. Самопознание и саморазвитие; творческое самовыражение; рефлексные технологии; самооздоровления; психокоррекция; достижение успеха; становление субъектом жизнедеятельности; тренинг личностной причинности; саморегуляция; межсубъектное общение; развитее творческих способностей; индивидуальное развитие; имитационное моделирование. Учебные или факультативные программы о человеке и его проблемах (человековедеие, культура жизненного самоопределения, философия творчества); учебные предметы и факультативы по выбору, на основе пожеланий учащихся и родителей, платные образовательные услуги, самообразование учащихся; социально-психологические тренинги саморазвития, мотивации достижения; система развития творческих способностей; психолого-педагогические исследования особенностей развития способностей и возможностей учащихся, поиск индивидуального пути освоения мира; система дел, направленных на формирование успеха (турниры, конкурсы, испытания, беседы); самостоятельная деятельность учащихся по организации досуга; деятельность органов ученического самоуправления; индивидуальное консультирование.
3. Модель культурно-нравственной ориентации
Человек ─ носитель определенного типа человеческой культуры; обладающий высоким уровнем гуманитарного (диалогического – М. М. Бахтин) типа мышления; имеющий осознанную нравственную позицию; творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры; способный к самореализации своего потенциала в пространстве культуры. Построение культурного пространства; культурная коммуникация; освоение различных видов искусств; развитие гуманитарного мышления; становление субъекта культуры; развитие речи; формирование эстетического вкуса; освоение иностранных языков; формирование нравственных позиций; развитие творческих способностей. Дополнительное образование (музыкальное, хореографическое, театральное); школьная газета, театр, музей, хореографическая студия, объединяющие своей деятельностью весь коллектив образовательного учреждения; экскурсии и посещение культурных учреждений; особый образ жизни образовательного учреждения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, праздников); фестивали, выставки, концерты; этико-эстетический блок учебных занятий и факультативов; форма учителей и учащихся; оформление образовательного учреждения; взаимодействие с выпускниками школ; взаимодействие с учащимися ─ носителями подобного типа культуры; создание гуманитарных классов.
4. Модель социальной ориентации
Человек, осознающий и принимающий ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии; строящий свои отношения с людьми на принципах ненасилия; социально активный и законопослушный; знающий и утверждающий права и свободы человека, умеющий защищать эти права; реализующий свой индивидуально-личностный потенциал при выполнении различных социальных ролей; способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Социальная реабилитация; ненасильственная коммуникация; развитие навыков социальной самозащиты; формирование правовой культуры; коллективные способы обучения; социальное проектирование; освоение социальных полей; формирование экономического мышления; формирование навыков трудовой деятельности. Оказание социальной помощи, поддержки учащихся; обучение социальным навыкам (обеспечение безопасности жизни, общение и коммуникация, самореабилитация, социальная адаптация и ориентация, социально-правовое образование); деятельность органов родительского и ученического самоуправления; организация школьной жизни по тематическим периодам, КТД, коллективные способы обучения; выездные лагерные сборы; социально-психологические тренинги; деятельность детских объединений; работа с «трудными» учащимися; система взаимодействия семьи и школы; ролевые и деловые игры социальной направленности; профориентационная работа; социологические исследования; валеологическая, спотивно-оздоровительная деятельность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: