Персоналии
| Определение категории «воспитание»
|
Ю.К. Бабанский
| Воспитание - процесс активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, в результате которого под воздействием первого через организацию жизни и деятельности, включение в систему общественных отношений формируется всесторонне развитая, гармоничная личность второго.
|
К.А. Абульханова.
Н.В. Васина.
А.Г. Лаптев.
| Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
|
В.А. Сластенин.
И.Ф. Исаев.
А.И. Мищенко.
Е.Н. Шиянов
| Воспитание - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации т.е. целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению.
|
Ю.П. Сокольников
| Воспитание - процесс последовательного усвоения воспитанником социального опыта, накопленного обществом, тех или иных элементов культуры и развития на этой основе его духовных и физических сил, формирования личности.
|
Х.И. Лейметс.
Л.И. Новикова.
В.А. Караковский.
Н.Л. Селиванова.
А.М. Сидоркин.
| Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.
|
А.И. Кочетов
| Воспитание - управление процессом духовного и физического развития индивида.
|
В.Е. Гурин
| Воспитание - целенаправленное выявление оптимальных педагогических условий для развития морально-волевых качеств личности, придающих ей гуманистическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения высокой цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения.
|
С.Д. Поляков
| Воспитание - целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.
|
Б.З. Вульфов.
В.Д. Иванов.
| Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности.
|
А.В. Мудрик.
| Воспитание - целенаправленное создание условий для развития человека.
|
Характеристика компонентов воспитательной системы
Персоналии
| Компоненты воспитательной системы
|
Л.И.Новикова, А.В.Караковский, Н.Л.Селиванова
| Ø Цели, выраженные в исходной концепции;
Ø Деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
Ø Субъект, ее организующий и в ней участвующий;
Ø Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект и некую общность.
Ø Среда системы, освоенная субъектом.
Ø Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
|
И.А.Колесникова, Е.Н.Барышников
| Ø Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы: цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности воспитательной системы, методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.
Ø Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.
Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:
Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:
Ø Совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Ø Воспитательные функции педагогического коллектива.
Ø Систему повышения профессиональной компетентности педагогов.
Ø Систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними.
Ø Управление развитием воспитательной системы
|
В И. Беспалько
| 1. Учащиеся.
2. Цели воспитания (общие и частные).
3. Содержание воспитания.
4. Процессы воспитания.
5. Учителя.
6. Организационные формы воспитания.
|
Доктор педагогических наук Е.Н.Степанов, рассматривает следующие составляющие компоненты воспитательной системы:
Компоненты воспитательной
системы.
| Составные части компонентов
(элементов).
|
Индивидуально-группо-вой компонент.
| 1. Администрация, учителя, сотрудники учреждения образования.
2. Учащиеся.
3. Родители учащихся.
4. Другие взрослые, участвующие в жизнедеятельности коллектива.
|
Компоненты воспитательной системы.
| Составные части компонентов
(элементов).
|
Ценностно-
ориентированный компонент.
| 1. Ценности общества детей и взрослых.
2. Цели воспитания.
3. Перспективы жизнедеятельности ученического общества.
4. Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
|
Функционально-деятельностный компонент.
| 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Управление и самоуправление воспитательной системой.
|
Отношенческо-
коммуникативный
компонент
| 1. Отношение в обществе детей и взрослых.
2. Внутренние и внешние связи воспитательной системы.
|
Диагностико-
результативный
компонент
| 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы.
2. Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы.
|