| Персоналии | Определение категории «воспитание» |
| Ю.К. Бабанский | Воспитание - процесс активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, в результате которого под воздействием первого через организацию жизни и деятельности, включение в систему общественных отношений формируется всесторонне развитая, гармоничная личность второго. |
| К.А. Абульханова. Н.В. Васина. А.Г. Лаптев. | Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. |
| В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев. А.И. Мищенко. Е.Н. Шиянов | Воспитание - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации т.е. целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению. |
| Ю.П. Сокольников | Воспитание - процесс последовательного усвоения воспитанником социального опыта, накопленного обществом, тех или иных элементов культуры и развития на этой основе его духовных и физических сил, формирования личности. |
| Х.И. Лейметс. Л.И. Новикова. В.А. Караковский. Н.Л. Селиванова. А.М. Сидоркин. | Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности. |
| А.И. Кочетов | Воспитание - управление процессом духовного и физического развития индивида. |
| В.Е. Гурин | Воспитание - целенаправленное выявление оптимальных педагогических условий для развития морально-волевых качеств личности, придающих ей гуманистическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения высокой цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения. |
| С.Д. Поляков | Воспитание - целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. |
| Б.З. Вульфов. В.Д. Иванов. | Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности. |
| А.В. Мудрик. | Воспитание - целенаправленное создание условий для развития человека. |
Характеристика компонентов воспитательной системы
| Персоналии | Компоненты воспитательной системы |
| Л.И.Новикова, А.В.Караковский, Н.Л.Селиванова | Ø Цели, выраженные в исходной концепции; Ø Деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров; Ø Субъект, ее организующий и в ней участвующий; Ø Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект и некую общность. Ø Среда системы, освоенная субъектом. Ø Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. |
| И.А.Колесникова, Е.Н.Барышников | Ø Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы: цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности воспитательной системы, методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы. Ø Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся. Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя: Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя: Ø Совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе. Ø Воспитательные функции педагогического коллектива. Ø Систему повышения профессиональной компетентности педагогов. Ø Систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними. Ø Управление развитием воспитательной системы |
| В И. Беспалько | 1. Учащиеся. 2. Цели воспитания (общие и частные). 3. Содержание воспитания. 4. Процессы воспитания. 5. Учителя. 6. Организационные формы воспитания. |
Доктор педагогических наук Е.Н.Степанов, рассматривает следующие составляющие компоненты воспитательной системы:
| Компоненты воспитательной системы. | Составные части компонентов (элементов). |
| Индивидуально-группо-вой компонент. | 1. Администрация, учителя, сотрудники учреждения образования. 2. Учащиеся. 3. Родители учащихся. 4. Другие взрослые, участвующие в жизнедеятельности коллектива. |
| Компоненты воспитательной системы. | Составные части компонентов (элементов). |
| Ценностно- ориентированный компонент. | 1. Ценности общества детей и взрослых. 2. Цели воспитания. 3. Перспективы жизнедеятельности ученического общества. 4. Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения. |
| Функционально-деятельностный компонент. | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Управление и самоуправление воспитательной системой. |
| Отношенческо- коммуникативный компонент | 1. Отношение в обществе детей и взрослых. 2. Внутренние и внешние связи воспитательной системы. |
| Диагностико- результативный компонент | 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы. 2. Формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы. |