Сравнительные преимущества

Принцип сравнительных преимуществ был сформулирован Д. Рикардо. До него в теории не было ясного понимания того факта, что при свободной торговле блага не обязательно производятся в тех странах, где реальные издержки их производства наиболее низки. Стране может быть выгодно импортировать продукт, даже если он может быть произведен внутри страны с меньшими издержками, чем за рубежом.

Принцип заключается в том, что при наличии национальных границ стране, например Португалии, выгодно сосредоточиться на производстве вина, закупая зерно в Англии. Разумеется, в Англии природные условия для производства и вина, и зерна хуже. Но в Португалии эффективность производства вина, выше чем производства зерна. Если выразить один товар (вино) в другом товаре (зерно), то получается, что в Португалии это отношение составит 2 к 1, а при покупке зерна в Англии 1 к 1. И хотя производство зерна в Англии дороже, чем в Португалии, производство качественного вина там вообще невозможно, что заставляет английских фермеров продавать свой товар относительно дешевле, чем он мог быть произведен в Португалии.

Для реализации принципа сравнительных преимуществ нужны определенные барьеры, препятствующие свободному переливу труда и капитала. Наряду с различиями в плодородии земель, квалификации рабочей силы и т.п. важную роль играют национальные границы.

Участие страны в мировой торговле не только выявляет сильные и слабые места страны, но и способствует изменению отраслевой структуры потребления, а также структуры производства в сторону более эффективного использования имеющихся преимуществ страны. При этом происходит изменение одной из двух кривых – спроса или предложения.

В начальной ситуации спрос и предложение уравновешиваются и определяют размеры общественного излишка (излишек потребителя плюс излишек производителя) (рис. 13-1, а).

Если мировая цена, выраженная в отечественном денежном эквиваленте, выше внутренней равновесной цены, то кривая спроса ломается: начиная с уровня внутренней цены, совпадающего с мировой ценой, спрос становится горизонтальным и представляет интересы зарубежных покупателей. Часть отечественной продукции уходит на экспорт (рис. 13-1, б).

Если мировая цена, выраженная в отечественном денежном эквиваленте, ниже внутренней равновесной цены, то ломается кривая предложения: начиная с уровня внутренней цены, совпадаюшего с мировой ценой, предложение становится горизонтальным и обеспечивается зарубежными производителями. В этом случае отечественные покупатели начинают приобретать импортные товары (рис. 13-1, в).

Рис. 8-1. Открытая экономика: рынок благ

В обоих случаях общество выигрывает за счет того, что появляется «излишек внешней торговли», который добавляется к уже имевшемуся общественному излишку. В одном случае – при более высокой мировой цене – он добавляется к излишку производителя, в случае более низкой мировой цены – он добавляется к излишку потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: