Этапы развития воспитательной системы школы

Опыт пока­зывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

Первый этапстановление системы. В качестве важной со­ставляющей этого этапа следует выделить прогностическую ста­дию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической кон­цепции будущей воспитательной системы, моделируются ее струк­тура и связи между ее элементами.

Главная цель первого этапа — отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компонен­ты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отно­шения между всеми участниками образовательного процесса, на­рабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодей­ствие с окружающей средой чаще всего носит стихийный харак­тер. Темп продвижения на этом этапе должен быть достаточно высоким.

Второй этапотработка системы. На этом этапе проис­ходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритет­ные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системы на этом этапе состоит в согласовании темпов развития учени­ческого и педагогического коллективов. Учителя должны стать инициаторами в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этапокончательное оформление системы. На дан­ном этапе школьный коллектив — это содружество детей и взрос­лых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отноше­ниями сотрудничества, творчества. В центре внимания — воспи­тание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократичного стиля руководства и отноше­ний. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания.

Все это, по мнению Е.В. Бондаревской, является ярким показателем воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап — перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т. д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А.М. Сидоркин считает, что в результате кризиса может произойти:

• смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

• возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

• исчезновение системы, когда нет нового витка развития и разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося ее ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме — субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива — это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: