double arrow

Воспитательная система «школы диалога культур»


Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе «школы диалога культур», основателем которой является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), идея Л.С. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В.С. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в «школе диалога культур» были сформулированы В. С. Библером:

• переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник «школы диалога культур». От современного молодого человека требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умение, навыки изменения и переформирования навыков;

• углубленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т. д., это и суть самой мысли. В «школе диалога культур» углубленное понимание «диалогизма» мышления развернуто через идею диалога культур;

• процесс обучения в «школе диалога культур» строится не

столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли к началу. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в «школе диалога культур». Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы, почему возможно это бытие, почему возможны число, слово, осознание своего «Я»;

• основное содержание школьного курса — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, а разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

«Школа диалога культур» актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, формирует свое «Я», Усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур» разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.

Процесс воспитания в «школе диалога культур» — процесс культуроемкого развития личности. В.С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в такой школе.

1—2 классы. Зарождаются «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах. Этими «узелками», или «точками удивления», являются идеи слова, числа, явления природы, момента истории, загадки сознания и предметного орудия. «Узелки» построены по схеме народных загадок. В них, во-первых, развертывается первоначальный анализ тех проблем, которые являются общими, едиными, с одной стороны, для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и, с другой стороны, для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вторых, в таких «узелках» исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. В-третьих, «узелки» будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

3 — 4 классы. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

5 — 6 классы. Культура средневековья. Общее построение обучения аналогично обучению в 3—4 классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Однако нельзя превращать уроки в 5—6 классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековому голосу диалогического разумения необходима особая активность (и вместе с тем тактичность) культурного и школьного преобразования конфессиональных реалий.

7 — 8 классы. Культура нового времени (XVII—XIX вв.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по рекомендованным учебникам, соотнесенные с основными авторскими текстами — первоисточниками XVII—XIX вв.

9—10 классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и умения) загадки и отгадки, наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий (например, спор Бора и Эйнштейна) и современных образов культуры ставит ученика в условия «напряжения» между знанием и незнанием, характерные для современного периода. Существенными «узлами», объединяющими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы.

Компьютерная революция, революция информации, современная структура автоматизированного производства — венец всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, усвоенных в более ранних классах «школы диалога культур».

11 класс. Класс специально педагогический. Здесь выпускники «школы диалога« культур» организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, придумывают методы общения и совместной деятельности.


Сейчас читают про: