Американские деисты

Деизм примененял к христианству основные принципы Просвещения XVII века, а именно: «ничто не следует принимать за истину… если только это не имеет своим основанием природу ве­щей и не находится в гармонии с разумом». Главные про­тестантские реформаторы основывали свои заявления об авторитете Священного Писания тем, что Святой Дух из­начально вдохновлял авторов и текст Библии и в последую­щем просвещает читателей и проповедников Писания. Вместо этой связи богодухновенных слов с научающим Святым Духом, деисты превознесли «человеческий разум и природную религию над верой и особым откровением». Для большинства деистов доктрины о Бо­жественности Иисуса и о Троице были «явно… несоче­тающимися с естественной религией» (125).

Список известных американских деистов включает в себя Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и Джозефа Пристли, иммигрировавшего из Англии.

Томас Джефферсон, автор Декларации Независимости и третий президент США, был известен своим свободомыслием. Он открыто признавался в нелюбви к священнослужителям всех религий, считая их врагами свободы и верными слугами любого деспота. Джефферсон писал, что библейский бог злобен, мстителен, капризен и несправедлив, а христианство называл суеверием. Не будучи атеистом, он был весьма умеренным деистом. Он верил (или старался верить) как в бессмертие души и в загробную жизнь, так и в сотворение мира всеблагим и всемогущим Создателем. В то же время он полностью отрицал божественную природу Иисуса Христа, которого считал всего лишь гениальным проповедником. Этические наставления Христа он считал подлинной вершиной морали, однако настаивал, что она является продуктом человеческой мысли, а не божественного откровения. Он шел даже дальше, настаивая, что этические принципы существуют независимо от религиозных верований (и поэтому решительно возражал тем, кто считал, что понимание морали недоступно атеистам).
Джефферсон с молодости твердо верил в свободу совести, которую считал естественным правом человека, дарованным ему самим Создателем. Этот принцип он положил в основу проекта Закона о религиозной свободе штата Вирджиния (Virginia Statute for Religious Freedom), который составил в 1779 году. На посту президента он самым решительным образом проводил в жизнь доктрину отделения церкви от государства, сформулированную в Первой Поправке к Конституции.

Радикальные социальнополитические идеи Джефферсона опирались на широкое материалистическое по тенденции научно-теоретическое основание. Философские идеи Джефферсона воплощены в его обширной переписке, публицистике, черновых набросках, в огромном эпистолярном наследии, а также в работах «Автобиография» и «Заметки о штате Виргиния» (1785). Джефферсон, как и многие деисты, бьм убежден, что человеческий разум и сопутствующий ему здравый смысл— единственные надежные критерии истины и достойные доверия судьи при выборе убеждений и правил поведения. «Прочно закрепи разум на его месте и подвергай его суду каждый факт, каждое мнение. Смело спрашивай его даже о том, существует ли Бог... Пусть не отпугивает тебя от такого исследования никакая боязнь его возможных следствий» (Американские просветители, т. 1, с. 22—23). Деизм для Джефферсона являлся способом решения необъяснимых с позиций науки философских проблем, связанных с появлением немеханических форм активности, прежде всего сознания. От материалиста, отрицающего роль Творца, считал Джефферсон, «можно законно потребовать объяснить процесс, посредством которого материя проявляет способность мышления» (там же, т. 2, с. 133-134).

Будучи гуманистом, Джефферсон убежден, что мораль и нравственность глубоко связаны с человеческой природой, т. е. имеют естественное происхождение. «Сознание того, что хорошо и что дурно,—писал он П. Карру,—так же присуще природе человека, как чувство слуха, зрения, осязания. Оно истинная основа нравственности...» (там же, т. 2, с. 78). Однако врожденное нравственное начало, по мнению Джефферсона, может претерпевать изменения в зависимости от норм и критерия полезности для человека. «У людей, живущих в различных странах и в различных условиях, с различными привычками и системами правления, могут быть различные (нормы) полезности. Поэтому один и тот же поступок может быть полезным и, следовательно, добродетельным в одной стране, вредным и порочным — в другой, в иных условиях» (там же, с. 108). Именно эта позиция Джефферсона определила революционность и демократичность его социально-политических идей.

Его законодательная инициатива привела к принятию законов. Отдельно стоит выделить закон о свободе вероисповедания, которому он сам придавал большое значение, и которому отводил одно из трех его главных дел в жизни. Он критиковал господство церкви и догматизм, выступал за отделение церкви от государства, призывал соблюдать свободу вероисповедания. Он сам придерживался принципов деизма, признававшего существование божественного первоисточника при сотворении мира, но отрицавшего дальнейшее вмешательство Бога в жизнь и дела людей и природы. Придерживаясь этого, он создал Библию в духе деизма, исключив из нее чудеса и рационально осмыслив жизнь Иисуса. Это произведение известно как «Библия Джефферсона» (The Jefferson Bible), она заканчивается погребением Иисуса после распятия — его воскресение и вознесение на небо в ней отсутствуют.

Бенджамин Франклин, американский просветитель, государственный деятель, учёный. родился в семье небогатого ремесленника.

По своим философским воззрениям Ф. примыкал к деизму. Ортодоксальной церковной догме он противопоставлял идею "естественной религии", в которой роль бога сводилась к акту сотворения мира; Ф. рассматривал движение как имманентное свойство материи. Этические воззрения Ф. основывались на представлении о естественном, утилитарном характере нравственности, которая должна быть освобождена от религиозной санкции.

Деизм Франклина был вполне последовательным. Он верил в бессмертие души, но либо не признавал сакральной сущности Христа, либо, как минимум, сильно в ней сомневался. Текстологический анализ его высказываний показывает, что он считал Иисуса из Назарета скорее основателем нового великого морального учения, нежели богочеловеком. Еще в юности Франклин перестал посещать проповеди и на протяжении всей своей жизни лишь изредка переступал порог церкви. Он никогда не высказывался в пользу той или иной деноминации и не ввязывался ни в какие церковные споры. Он ни в коей мере не считал, что христианство стоит выше прочих религий, и не признавал за ним монополии на божественную истину. Не случайно его английский друг Джозеф Пристли, знаменитый химик (один из первооткрывателей кислорода) и тоже убежденный деист, писал, что Франклин не только сам не верит в христианство, но фактически разубеждает в нем других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: