Формы и методы организации труда водителей

Целью выбора рациональных режимов труда водителей является увязка потребного по часам суток автобусов на маршруте с допустимыми к применению режимами труда водителей при учете ограничений, установленных трудовым законодателем. Решение данной задачи необходимо, когда на маршруте работает свыше семи автобусов и анализ организации режимов труда водителей простыми переборами вариантов затруднен.

Допустимым вариантом режимов труда водителей автобусов соответствует одно-, двух- и трехместные выходы с суммированных перерывов, установленных Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

В состав рабочего времени водителей включается:

· Время управления автобусом

· Кратковременного отдыха в пути и на конечных пунктах

· Подготовительно-заключительное для выполнения работы перед выездом на линию и после возвращения с линии

· Проведение медицинского обследования водителей перед выездом на линию и после возвращения с линии

· Стоянка для высадки и посадки пассажиров

· Простоев на линии не по вине водителя и проведения работ по устранению возникших на линии неисправностей

Недельная продолжительность рабочего времени водителей должна быть не более 40 ч. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями продолжительность ежедневной работы должна быть не более 8 ч. и не более 7 ч. –при шести рабочих днях.

Выход - единица подвижного состава, для которой расписанием движения предусмотрена работа на линии в данный день. В различные периоды работы обеспечивает разными автобусами и водителями

Обычное рабочее время водителя автобуса кратно времени рейса и не соответствует указанной продолжительности, ввиду чего применяют суммированный учет рабочего времени за определенный период (обычно 1 мес.). При суммированном учете продолжительность ежедневной работы (смены)водителя устанавливается не более 10 ч. в том числе время управления автобусом- не более 9ч.

При суммированном учете рабочего времени не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 ч. при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 ч.

Водителям автобусов на регулярных маршрутах всех видов сообщения, кроме междугороднего, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части (разрывной граф)при соблюдении следующих условий:

· Разрыв смены производиться не позже 4ч. после начала работы;

· Продолжительность перерыва должна составлять не менее 2ч. без учета времени для отдыха и питания.

Время перерыва между двумя часами смены в рабочее время не входит.

Водителям предоставляются перерывы в течении смены для отдыха и питания, ежедневный отдых, еженедельный отдых. Водители пользуются правом на отдых в праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленным законодательством.

Перерыв для отдыха и питания должен быть не более 2ч. и предоставляться не позже чем через 4ч. после начала работы.

При продолжительности смены более 8ч. водителю предоставляют не более 2ч. перерыва в управлении автомобилем для кратковременного отдыха предоставляют водителю по окончании рейсов с указанием их продолжительности в задании (расписании). Время кратковременных перерывов не может быть сокращено. Состав и продолжительность подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующими профсоюзным органом или водителем.

Продолжительность ежедневного(междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день(смену).

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не мене 42ч. при суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. При суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10ч. продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42ч.

В праздничное время допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, связанных с необходимостью обслуживания населения. При суммированном учете рабочего времени учетного периода.

Исходными данными для расчетов рациональных режимов работы водителей городских автобусов для работы на маршруте по часам суток (средняя продолжительность рабочей смены водителя Тсм), рекомендуемое (среднее)время обеденного перерыва Тпер.мин. и Тпер.мак.

Дополнительно учитывают время на пересмену водителей на линии, если оно превышает 15мин. Например, пусть Тсм=8ч; Тобед=1ч;Тпер.мак=6ч;Тпер.мин=2ч. Продолжительность обеденного перерыва находиться в пределах 0,5-2ч. Если продолжительность смены менее 6ч.то вместо обеденного перерыва может предоставляться кратковременный перерыв для отдыха продолжительностью до 20 мин.

При длительности смены свыше 8ч. могут предоставляться два обеденных перерыва.

Предусматривают время на пересмену на линии не менее 15 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: