1.При аналитическом методе норму времени рассчитывают на основании тщательной проверки производственных мощностей рабочего места, детального анализа технологического процесса. Аналит метод имеет 2 разновидности: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский. При первом основное время определяется расчетом по соответствующим формулам с применением таблиц нормативов. При втором продолжительность всех элементов нормы времени определяют на основании специальных наблюдений.
2.Суммарные (опытно-статистические) методы нормирования основаны на установлении времени на ту или иную операцию в целом без ее расчленения: опытный метод нормирования (норма времени устанавливается на основе личного опыта, статистический метод (норма времени на операцию устанавливается по статистическим данным о фактических затратах в прошлом, сравнительный метод (норма времени устанавливается путем ее сравнения с аналогичной). Суммарные методы уступают аналитическим по точности расчетов и достоверности исходных данных.
3.Техническое нормирование труда водителей имеет ряд особенностей связанных со спецификой производственного процесса на АТ. Нормы выработки водителей работающих на грузовых авто определяются кол-вом перевезенных тонн и выполненных тонн-км. Труд водителей работающих на авто техпомощи предоставляемых клиентуре на условиях почасовой оплаты оценивается в выполненных автомобиле-часах, автомобиле-тонно-часах работы. Другая особенность нормирования труда водителей - большое разнообразие перевозок. на работе по технич нормированию труда водителей также сказывается постоянное изменение продолжительности рабочей смены, что требует установление помесячного учета рабочего времени. Работа водителей протекает вне коллектива и требует специального учета выполнения норм. Для нормирования труда рабочих рекомендуется применять нормы времени, выработки, обслуживания и нормативы численности. применяют типовые нормы времени. Действуют укрупненные типовые нормативы трудоемкости, которые позволяют применять различное число исполнителей. Типовые нормы предназначены для определения численности рабочих и их рациональной расстановки на псотах. норматив числ- это трудоемкость на 10 млн км пробега/ФРВ. Норма обслуживания-ФРВ/технически обоснованную норму времени обслуживания. В основе нормирования работ по текущему ремонту авто лежат отраслевые типовые нормы времени.
Технически обоснованные нормы:
1.Норма времени (затраты времени на производство единицы услуги)
Нвремени=Нпз+Нштучн.
Нштучн=Ноп+Нобсл+Нотд.лн
Н штучно-калькуляц = Нштучн + Нпз партии/Nпартии
Н обсл штучн=Ноп+Нотд.лн
2.Норма выработки (кол-во продукции произведенных в еденицу времени(мин, час, смена))
Нвыработки = (Тсм-Нпз смены)/Нштучн
Нвыработки = Тсм/Ншт.калькуляц.
3.Норма расхода рабочей силы (характеризуется численностью работников необходимы которым для производства данного объёма работы или услуг требуемого качества в установленное время.
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ
Осуществление мероприятий по нормированию труда специалистов и служащих основывается на всестороннем изучении использования рабочего времени данной категорией работников.
Изучение организации труда и затрат рабочего времени служащих проводят методами опроса и фотографии рабочего времени.
Нормирование труда руководителей! специалистов и служащих может осуществляться методами прямого и косвенного нормирования.
Метод прямого нормирования основан на изучении затрат рабочего времени либо путем определения затрат времени на конкретную работу по заранее разработанным нормативам времени либо непосредственным изучением затрат времени на данную работу с использованием методов обработки фактических данных. Данный метод нормирования используется для нормирования труда служащих, осуществляющих первичную обработку и передачу информации.
Методом косвенного нормирования определяется необходимое количество работников с помощью норм обслуживания и управляемости, нормативов численности, разрабатываемых на основе экономико-статистических методов обработки соответствующих фактических данных.
Нормы обслуживания выражаются различными единицами измерения, например, численностью рабочих и служащих, закрепленных за одним кассиром и т.д.
При расчете норм управляемости изучают структуру затрат рабочего времени нормируемой группы руководителей и выявляют резервы, которые должны быть приняты во внимание при установлении норм. Затем на основе фактических данных (с учетом резервов) определяют, как различные факторы влияют на число исполнителей, приходящихся на одного руководителя. При разработке норм управляемости учитываются трудовые показатели соответствующего подразделения, так как норма управляемости должна обеспечивать не только полную загрузку руководителя, но и обеспечивать полное руководство всем коллективом и каждым работником в отдельности.