double arrow

Внутренние царства

Наряду с идеей о райской обители человечества на севере, в мировых религиях, мифах, легендах и фольклоре часто встречаются ссылки на сеть пещер и туннелей, а также на внутренний мир внутри Земли. Атрибуты, приписываемые подземному миру, ранжируются от небесных до адских, и обитатели тоже пребывают в диапазоне от сверхлюдей до недочеловеков. Обычно мифы и легенды включают множество слоев значений, и подземный мир может также относиться к нефизическим планам реальности.

(Прим. переводчика: Взяла на себя смелость вставить рисунок)

Во время путешествий в Азию, Николай Рерих провел много времени, изучая местный фольклор, включающий сказки утраченных племен или обитателей подземного мира. Во многих местах Центральной Азии они рассказывают об Агарте (“неуязвимый”, “недоступный”), подземном народе. В многочисленных красивых легендах описывается одна и та же история о том, как самые лучшие люди, отвергнутые вероломной землей, искали спасения в скрытых странах, где обретали новые силы и овладевали мощными энергиями.[194] Когда они пересекали Каракорум, его проводник-ладакец спросил: “Знаете ли вы, что здесь, в подземных пещерах, спрятаны многие сокровища, и что в них живет удивительное племя, которое ненавидит грехи земли?”

“И опять, когда мы прибыли в Хотан, подковы наших лошадей звучали глухо, будто мы проезжали над пещерами или пустотами. Караванщики обратили наше внимание на это, говоря: "Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран". Когда мы наткнулись на входы пещер, наши караванщики рассказали нам: "Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю; они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле.

Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе. И даже далеко за Уральскими горами эхо тех же сказаний настигнет вас”.[195]

Ходят слухи об обширной сети подземных пещер и туннелей под всей Центральной Азией, со многими коридорами, исходящими из духовного центра Шамбалы.[196] Согласно популярному верованию, под Индией имеются многочисленные тайные подземные коридоры, входы в которые охраняются элементалями, принимающими форму скал и других природных образований. Например, говорят, что Бенарес, древнее название – Каши, связан туннелем с Гупта Каши (“гупта” означает тайный, скрытый), подземным городом в Гималаях, расположенным в 80 км от Бадрината.[197]

В Мезоамерике и Южной Америке давно ходят слухи о пчелиных сотах, связанных длинными таинственными туннелями, некоторые тянутся на сотни км от Колумбии на севере, через Перу и Боливию в Чили на юге и джунгли Амазонки на востоке. Сейчас обнаружено лишь несколько секций этих туннелей.[198] Е.П. Блаватская упоминает об огромном туннеле от Куско в Лиме до Перу, и дальше на юг в Боливию.[199] В Египте традиционно считалось, что обширный подземный мир тянется от катакомб в Александрии до Долины Царей в Фивах. Подземные крипты в Фивах (в Древнем Риме – это сводчатые подземные помещения) известны как катакомбы змея; змей был символом мудрости и бессмертия.[200]

Многие аборигены Америки верят, что их предки уходили в радостную подземную сферу или бежали в пещеры, чтобы избегнуть прошлых катаклизмов. Чероки говорят о подземном мире, напоминающем наш мир, с горами, реками, деревьями и людьми.[201] Ацтеки рассказывали, что их предки пришли из земли, называемой Атцлан, и, избежав гибели, очутились в пещере, называемой Чикомосток или Семь Подземных Золотых Городов, где они жили до того, как появиться в мире на поверхности.[202] Мексиканский полу-бог Вотан описывает подземный коридор, “дыру змея”, который тянется под землей и заканчивается у корня небес. Ему позволили войти в него потому, что был “сыном змей”.[203]

Индейцы хопи проводят свои ритуалы в подземной камере, известной как кива. В центре кивы, на уровне алтаря и прямо под отверстием в крыше, находится заглубленный очаг, в котором во время Церемонии Нового Огня зажигается огонь, поскольку жизнь начинается с огня. Дальше имеется небольшое отверстие в полу, называемое сипапуни. Этимологически, это слово происходит от двух слов: “пуп” и “путь из”; то есть, сипапуни означает пуповину, идущую от материи Земли, и символизирует путь появления человека из подземного мира. Лестница представляет стволы тростника, по которым поднимался человек во время подъема.[204]

Хопи верят в последовательность из четырех миров. Первый мир был разрушен огнем, второй – сдвигом полюсов, третий – потопом. Некоторые избранные люди были спасены от катастроф, разрушивших первые два мира, спуском под землю, а некоторые выжившие после разрушения третьего мира забрались внутрь полых стеблей тростника. Индейцы Пима говорят, что вход в наш мир проходит через спиралевидное отверстие, выходящее на поверхность Земли.[205]

Легенды о происхождении предков в подземных землях также обнаруживаются в Африке и Австралии. Австралийские аборигены верят, что их предки выходили из-под земли, двигались по стране и создавали новые племена, а затем “уходили за границы их территории или снова спускались под землю”. Согласно традициям Каролинских островов, Папуа Новой Гвинеи и Малайзии, в древние времена под землю пришла раса гигантов. Однажды обитатели утерянного континента Чамат “придут и переделают мир”. Туземцы Тробрианских островов верят, что их предки появились их подземного существования через специальное отверстие. Племена в Бенгали и Бирме тоже уверены в том, что их предки появились из подземного мира.[206]

В индуистской мифологии есть много сказаний о нагах – расе полубожественных змееобразных людей, которые правили подземным царством, Поталой, полным невероятных богатств. Говорится, что Потала была самым нижним ярусом из семи регионов индуистского подземного мира. Все вместе эти регионы называются Била-сварга, “подземное небо”, которое описывается как место дивной красоты. Оттуда не видны ни Солнце, ни Луна, но говорят, что драгоценности, украшающие капюшоны нагов, испускают свет и освещают весь регион Била-сварга. Когда-то некоторым смертным разрешалось входить в нижний мир; в горах Индии и Кашмира имеется много потайных входов.[207] В Тибете есть главный мистический ашрам, называемый Потала, который находится над древней пещерой и системой туннелей, тянущихся через весь азиатский континент, и, возможно, за его пределы. Наги относятся к Ракшасам, подземной расе “демонов”, обладающих “магическим камнем” или “третьим глазом” в середине лба.

В Китае, Лун-Ван (царь драконов) напоминает нагов во многих отношениях. Говорится, что они обитают либо в “звездной сфере”, то есть среди звезд и планет, либо под поверхностью Земли. Они тоже обладают “магической жемчужиной” во лбу, мистическим или божественным глазом или источником энергии. Как Ии нагов, некоторые входы в их дворцы или царства можно обнаружить под озерами и реками или за водопадами.[208] Согласно древним китайским писаниям Двенадцать Ветвей, все вещи начинают расти в скрытых укромных местах подземного мира. В Десяти Отростках говорится, что в девятом отростке свет начинает питать все вещи в нижних укромных местах.[209]

Египетский подземный мир или царство мертвых назывался Дуат. Им правит Осирис.[210] Внутри Дуата находятся Поля Иалу или райские поля; греки приравнивали их к Полям Элизиума. Во времена Древнего Царства Дуат обычно помещался где-то под землей. В этом безвоздушном, безводном и темном царстве обитали и благословенные, и проклятые. Царство Осириса тоже помещалось на западе, куда удалялось на ночь умершее солнечное божество дня. Кроме того, Дуат обозначал район неба, в котором властвовали созвездия Орион, Телец и Лев и разделяющие их “извивающиеся водные пути” или Млечный Путь.

Иногда Дуат описывался как “обратный мир” или “перевернутый регион”.[211] В Текстах Пирамид мы читаем: “О, царь Осирис, я – Исида; я пришла в середину этой земли, в место, где пребываешь ты”.[212] Осирис был египетским фениксом, “носителем сути, дающей жизнь; концепция, подобная нашей идее магии, когда великая космическая птица пришла в Египет из далекой и магической земли за земным миром”. Это был “Остров Огня”, “место неугасающего света за пределами ограничений мира, где рождаются или оживают боги, и откуда они посылаются в мир”. Вот ссылка на Дуат.[213]

Дуат или Скрытое Место иногда воспринимается как полностью замкнутый Круг Богов, сформированный телом Осириса. На макушке находилось отверстие в небеса, символизировавшееся богиней Нут. Через это отверстие можно было достичь несокрушимой звезды (см. ниже).[214]

Египетский бог Акер был “хранителем врат Абисса”. Абисс – это нижний мир, а также “сфера солнца”.[215]

Иной Мир у кельтов известен под разными названиями: Земля Мертвых, Земля Живых, Земля Многих Цветов, Земля Обетованная, Равнина Радостей, Земля Молодости, Земля Лета и Земля под Волной. В большинстве легенд она рассматривается как приятная земля, расположенная где-то под морем, в других сказаниях она находится под холмами, и в нее входят через древние погребальные курганы.[216] Как и в других традициях, кельтский подземный мир ассоциируется с котловинами. В Мабиногионе (эпос Уэльса), земля Аннуин (“бесплодная” или “бездонная”), подземный мир Уэльса, содержит мистическую котловину, которая может возвращать мертвых к жизни, если их погрузить в нее, а затем вытащить обратно.[217]

В Критии (120 год) Платон говорит, что “святая обитель Зевса находится в центре мира”.[218] В Республике (часть 4) он говорит, что Аполлон, традиционный интерпретатор религиозных вопросов, получает свою интерпретацию из “центра земли”.[219] Также он пишет:

“Настоящий дом Аполлона находится среди гиперборейцев, в Земле вечной жизни, где, как рассказывает нам мифология, два голубя, прилетающие с двух противоположных концов мира, встретились в этом мирном регионе, доме Аполлона. Согласно Гекатам, Лето, мать Аполлона, рождена на острове в Северном Ледовитом Океане, за Северным Ветром.[220]

В Федоне Платона говорится о многих кавернах и “чудесных регионах” на Земле, о подземных потоках воды, грязи и огня.

Одна из полостей в земле не только больше остальных, но и пронизывает землю с одной стороны до другой. Именно ее имеет в виду Гомер, когда говорит: “Далеко, далеко, где находится самая глубокая пропасть земли”; и он, и многие другие поэты ссылаются на нее, как на Тартар.[221]

С точки зрения греков, земли живых отделены от Тартара, земли мертвых, непреодолимыми препятствиями, реками, водой или огнем. Самая огромная из них – Океан, вмещающий не только все моря мира, но и самые большие “реки”, которые, согласно верованиям греков, собираются в него и текут сквозь Тартар, чтобы появиться из подземного мира на противоположной стороне земли. Другие подземные потоки включают Лету, реку забвения, и Стикс, реку мертвых. Говорится, что Тартар “погружается в землю в два раза глубже, чем земля пребывает ниже неба”, и ограждается многими опасностями. Будучи домом свергнутых богов, называемых Титанами, он содержит разные регионы или царства, от Полей Элизиума – до многих пещер, каверн и ям пыток, предназначенных для проклятых.[222]

Римский философ первого века Сенека говорит о людях, которые “силой проложили путь в пещеры” и вошли в недра земли, “проникая в самые глубокие потайные места”, где они видели “великие бушующие реки и огромные тихие озера”, мир, в котором “вся природа перевернута. Земля висела над головами, ветры глухо свистели в полумраке, а в глубине пугающие реки вели в никуда, в вечную, космическую ночь”.[223] Также он писал: “Позже придет время, когда Океан развяжет полосы вещей, когда огромная земля будет лежать открытой, и Туле больше не будет крайней точкой среди земель”.[224] Ясно, что ничто на земной поверхности не может лежать дальше на севере, чем Ультима Туле (Земля Крайнего Севера).

Скандинавские и немецкие народы рассматривали мир как огромный тис или ясень, ветки и корни которого уходили в разнообразие сфер или планов существования. Всемирное Дерево, Иггдрасиль, пускало глубокие корни в несколько подземных царств, которые граничили с обширной изначальной пустотой, называвшейся Гинунгагап. Один корень Иггдрасиля вел в Нифльхель, землю мертвых. Как и в подземном мире греков, многие воды текут из глубин и втекают в человеческий мир. Там есть поток/река Гьелль (что значит “ревущая котловина”), которая безжалостно кипит и пенится. Одиннадцать притоков Гьелль стекают в центральную пустоту Гинунгапап. Второй корень Иггдрасиль ведет свой путь в земли богов, Асгард и Ванахейм. Часто изображаемая как земля высоко в ветвях Иггдрасиль, эта сфера была и подземной. По существу, единственным не подземным миром в их космологии был Мидгард (средняя земля), мир на поверхности. Бифрост, “радужный мост”, соединял Мидгард через Гинунгапап с Асгардом.[225]

В Старшей Эдде О дин говорит: “Никто не знает и никогда не узнает бескрайность корней древнего дерева”. Это ссылка не только на сотворенный мир и небеса, но и на систему корнеобразных пустот под миром на поверхности земли. Из глубин Мирового Дерева поднимаются огромные змеи или Ороборо, которые обвевают землю и держат хвост в зубах. Их называют “поясом мира”, и их корчи под морем являются одним из источников бурь и землетрясений. Главный вход в подземные сферы находится на севере. Аналогично, греки верили, что один из входов в Тартар лежит за Гиперборей, а вход в подземный мир финнов находится в Лапландии, где встречаются земля и небо.

В шумерском эпосе Гильгамеш, подземный мир или “Великое Внизу” – это место бескрайних размеров и великого ужаса, наполненное огромным разнообразием существ, включая духов, зомби, гуманоидов и жестоких охранников. Сначала, в поисках вечной жизни, Гильгамеш добрался до горы Машу, связанной с небесами наверху и загробным миром внизу. После того, как ему позволил войти во “врата”, он спустился в недра земли через 12 двойных часов тьмы прежде, чем достиг сияющей “обители богов”, где был сад их драгоценных камней.[226] Согласно Диодору Сицилийскому, Халдеи представляли Землю в виде круглой лодки, перевернутой вверх дном и полой внутри.[227]

Библия описывает подземный мир или ад как “кладезь бездны” (Откровение, 9:1-2) и “бездну” (Римляне, 10:7), место наказания и страдания, обитель Сатаны и его демонов. Другие ссылки на подземные сферы включают следующие:

“Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних”. (К Филиппийцам, 2:10)

“И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее”. (Откровение 5:3)

Что значит “Он (Христос) восшедший”, если не то, что также он “низшедший” в нижние части Земли? (Послание к Ефесянам, 4:9)

“Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи”. (Матфей, 12:40)

Иисус называет это место “Эдемом” или раем. Некоторые сторонники теории полой Земли усмотрели в нижеприведенной цитате ссылку на Северный полюс в Арктике:

“Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем”. (Иов, 26:7)

В апокрифической Книге Еноха [228], Енох рассказывает о путешествии в “середину земли”, где он обнаружил “благословенную землю”, “счастливую и плодородную”. (25:1, 25:2). Ангел показывает ему “первое и последнее, что на небе в высоте и на земле в глубине, и что на пределах неба, и в хранилищах при основании неба, и в хранилищах ветров”. (59:2-3) В книге говорится, что в земле имеются полости, а под землей – “могучие воды”. (65:1, 87:5, 95:22) Енох видит “бездну”, “развергшуюся среди земли, полную огня” (89:34). Бездна находится “на правой стороне земли”, что, согласно Блаватской, может означать север.[229] Также имеется ссылка на семь великих рек, четыре из которых “текут в пещеру на севере”. (76:6-7).

И, наконец, нижеприведенный отрывок из Тайной доктрины содержит несколько загадочных утверждений, касающихся крайнего севера и, возможно, внутренней земли. Говоря о горах Каф в персидской легенде, Блаватская пишет:

“Каково бы ни было их географическое положение, являются ли они горами Кавказа или горами Центральной Азии, легенда помещает Дав (гигантов) и Пери далеко за пределы этих гор к Северу; Пери – отдаленнейшие предки парсиев или фарсиев. Восточное предание постоянно ссылается на неизвестное, ледяное и сумрачное море и на темную область, в которой, тем не менее, расположены “Счастливые Острова”, где от начала жизни на Земле бьет “Источник Жизни”. Кроме того, легенда утверждает, что часть первого “острова-суши” (материка), отделившись от главной массы, осталась с тех пор за пределами гор Кох-Каф, “каменной стены, окружающей мир”. Путь продолжительностью в семь месяцев приведет того, кто обладает “Кольцом Соломона”, к этому “Источнику Жизни”, если он будет идти на север прямо перед собою, как летит птица. Путь из Персии прямо на Север приведет его к шестидесяти градусам долготы, придерживаясь к западу, к Новой Земле; путь от Кавказа приведет путника к вечному льду за пределом Арктического Пояса между шестидесятью и сорока пятью градусами долготы, или же между Новой Землей и Шпицбергеном. Это, конечно, доступно для того, кто имеет Коня (царя) Гушенка о двенадцати ногах или же крылатую Симург (чудесная птица, персидский феникс) Таймурата (или Таймураза [третий царь Персии]), чтобы на них пересечь Арктический Океан.

[Кавказские сказители говорят, что стремительному коню требуется семь месяцев, чтобы достичь суши за Каф, двигаясь к северу и не отклоняясь от пути.]

Тем не менее, странствующие барды Персии и Кавказа будут утверждать до настоящего времени, что далеко за пределами снежных вершин Кап’а, или Кавказа, существует великий материк, ныне скрытый от всех; что достичь его могут те, кто может воспользоваться услугами потомства о двенадцати ногах, потомства от крокодила и самки гиппопотама, ноги которого по желанию могут стать двенадцатью крыльями, или же те, кто имеют терпение ждать исполнения обещания Симург-Анке, которая обещала, прежде чем она умрет, открыть скрытый для всех материк, и еще раз сделать его видимым и легко достигаемым посредством моста, который будет построен Дэвами Океана между той частью “сухого острова” и другими его отделившимися частями. [Отделившиеся части должны быть Норвегией и другими землями по соседству с Полярным кругом.] Это, конечно, относится к Седьмой Расе, ибо Симург есть Манвантарный Цикл.

[Бейли понимала под лошадью двенадцати весельный корабль. Но “лошадь” имеет большее оккультное примитивное значение. Крокодил и гиппопотам представляют собой божественные символы. У Гомера, Посейдон – Бог Лошадь, он принял эту форму, чтобы умилостивить Цереру. Арион, их отпрыск, является одним из аспектов той “лошади”, которая стала циклом.]

Весьма любопытно, что Козьма Индикопловт, живший в шестом веке после Р. Хр., постоянно утверждал, что человек родился и обитал вначале в стране “за Океаном”, доказательство чего было дано ему в Индии одним ученым халдеем. Он говорит:

“Земли, на которых мы живем, окружены Океаном, но за пределами этого Океана существует другая Земля, которая касается стен неба; именно в этой стране человек был создан и жил в Раю. Во время Потопа Ной был унесен в своем ковчеге в землю, которую его потомство обитает поныне”. Конь Гушенка о двенадцати ногах был найден на этом материке, называемом “остров-суша”.

“Христианская топография” Козьмы Индикопловта и достоинства ее хорошо известны; но здесь добрый отец повторяет всемирное предание, которое, кроме того, подтвердилось теперь и фактами. Каждый арктический путешественник подозревает о существовании “острова-суши” за линией вечного снега”.[230]

И все же, на внешней поверхности Земли на крайнем севере не было обнаружено ни такого острова, ни континента.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] T. Lay and T.C. Wallace, Modern global seismology, San Diego, CA: Academic Press, 1995.

[2] D. McGeary and C.C. Plummer, Physical geology: Earth revealed, 3rd ed., Boston, MA: WCB, McGraw-Hill, 1998, p. 28.

[3] P. Barton, 'Deep reflections on the Moho', Nature, vol. 323, pp. 392-3, 1986; S. Weisburg, 'The moho is immutable no more', Science News, vol. 130, pp. 326-7, 1986.

[4] V. Sánchez Cela, Formation of mafic-ultramafic rocks in the crust: Need for a new upper mantle, Zaragoza: University of Zaragoza, 1999; V. Sánchez Cela, Densialite: A new upper mantle, Zaragoza: University of Zaragoza, 2000.

[5] Physical geology, p. 32.

[6] William R. Corliss (comp.), Inner earth: A search for anomalies, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1991, pp. 41-3.

[7] Sue Bowler, 'Journey to the centre of the earth', Inside Science no. 134, New Scientist, 14 October 2000.

[8] См. Sunken continents versus continental drift, and Plate tectonics: a paradigm under threat, Journal of Scientific Exploration, vol. 14, no. 3, pp. 307-52, 2000 (davidpratt.info).

[9] Richard A. Kerr, 'Continental drilling heading deeper', Science, vol. 224, pp. 1418-20,1984; Richard A. Kerr, 'Deep holes yielding geoscience surprises', Science, vol. 245, pp. 468-70, 1989; Richard Monastersky, 'Inner space', Science News, vol. 136, pp. 266-8, 1989; Taryn Toro, 'German geology hits new depths', New Scientist, 29 September 1990, pp. 24-5; William R. Corliss (comp.), Inner earth: A search for anomalies, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1991, pp. 11-14; N.I. Pavlenkova, 'The Kola superdeep drillhole and the nature of seismic boundaries', Terra Nova, vol. 4, pp. 117-23, 1993; R. Emmermann and J. Lauterjung, 'The German Continental Deep Drilling Program KTB: overview and major results', Journal of Geophysical Research, vol. 102, pp. 18179-18201, 1997; Y.A. Popov, S.L. Pevzner, V.P. Pimenov, and R.A. Romushkevich, 'New geothermal data from the Kola superdeep well SG-3', Tectonophysics, vol. 306, pp. 345-66, 1999; International Continental Drilling Program (ICDP), http://icdp.gfz-potsdam.de.

[10] Kola superdeep borehole, http://icdp.gfz-potsdam.de/html/kola/wellsite.html.

[11] D. McGeary and C.C. Plummer, Physical geology: Earth revealed, 3rd ed., Boston, MA: WCB, McGraw-Hill, 1998, p. 63.

[12] J.M. Dickins, D.R. Choi, and A.N. Yeates, 'Past distribution of oceans and continents', in: S. Chatterjee and N. Hotton, III (eds.), New concepts in global tectonics (pp. 193-9), Lubbock, TX: Texas Tech University Press, 1992.

[13] David R. Lide (ed.), CRC handbook of chemistry and physics, Boca Raton, FL: CRC Press, 1996, pp. 14-34.

[14] A. McLeish, Geological science, Walton-on-Thames, Surrey: Thomas Nelson and Sons, 1992, p. 122.

[15] N.I. Pavlenkova, 'The Kola superdeep drillhole and the nature of seismic boundaries', Terra Nova, vol. 4, pp. 117-23, 1993.

[16] E. Huenges, J. Lauterjung, C. Bücker, E. Lippmann, and H. Kern, 'Seismic velocity, density, thermal conductivity and heat production of cores from the KTB pilot hole', Geophysical Research Letters, vol. 24, pp. 345-8, 1997.

[17] Pari Spolter, Gravitational force of the sun, Granada Hills, CA: Orb Publishing, 1993, pp. 117-9.

[18] See Gravity and antigravity, davidpratt.info.

[19] Plate tectonics: a paradigm under threat, Journal of Scientific Exploration, vol. 14, no. 3, pp. 307-52, 2000 (davidpratt.info).

[20] T. Lay and T.C. Wallace, Modern global seismology, San Diego, CA: Academic Press, 1995, pp. 17-23; H. Houston, 'Deep quakes shake up debate', Nature, vol. 372, pp. 724-5, 1994; R.A. Kerr, 'Bolivian quake deepens a mystery', Science, vol. 264, p. 1659, 1994; R.A. Kerr, 'Biggest deep quakes may need help', Science, vol. 267, pp. 329-30, 1995; R. Monastersky, 'Great quake in Bolivia rings earth's bell', Science News, vol. 145, p. 391, 1994; C. Frohlich, 'Deep earthquakes', Scientific American, vol. 260, pp. 32-9, 1989.

[21] E.A. Skobelin, in: C.W. Hunt (ed.), Expanding geospheres, Calgary, Alberta: Polar Publishing, 1992, pp. 41-2.

[22] M.I. Bhat, email, 2000.

[23] Expanding geospheres, pp. 35-6.

[24] Charles Officer and Jake Page, Tales of the earth: Paroxysms and perturbations of the blue planet, New York: Oxford University Press, 1993, p. 52.

[25] Thomas Gold, The deep hot biosphere, New York: Copernicus, 1999, pp. 141-63; Thomas Gold and Steven Soter, 'The deep-earth-gas hypothesis', Scientific American, vol. 242, pp. 130-7, 1980.

[26] E. Dormy, J.-P. Valet, and V. Courtillot, 'Numerical models of the geodynamo and observational constraints', Geochemistry, Geophysics, Geosystems, vol. 1, paper number 2000GC000062, 2000 (http://146.201.254.53/publicationsfinal/articles/2000GC000062/a2000GC000062.html).

[27] S. Bowler, 'A simple model for planets' magnetic fields?', New Scientist, 16 June 1990, p. 32.

[28] Joseph H. Cater, The ultimate reality, Pomeroy, WA: Health Research, 1998, p. 163.

[29] Vladimir N. Larin, Hydridic earth, Calgary, Alberta: Polar Publishing, 1993, pp. 199-200.

[30] J.M. Herndon, 'Substructure of the inner core of the earth', Proc. Natl. Acad. Sci. USA, vol. 93, pp. 646-8, January 1996.

[31] Andrew Dominic Fortes, 'Magnetic fields of the planets', 1997, http://www.ucl.ac.uk/geolsci/edu/students/planet/student/work/magrev/magtoc.htm; W.R. Corliss (comp.), The moon and the planets, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1985, pp. 185-8.

[32] Edmond Halley, ‘An account of the cause of the change of the variation of the magnetical needle, with an hypothesis of the structure of the internal parts of the earth', Philosophical Transactions, 1692, vol. 16, pp. 563-78; Walter Kafton-Minkel, Subterranean worlds: 100,000 years of dragons, dwarfs, the dead, lost races & UFOs from inside the earth, Port Townsend, WA: Loompanics Unlimited, 1989, pp. 52-4.

[33] Subterranean worlds, p. 55; Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, pp. 21-9.

[34] Subterranean worlds, p. 55.

[35] C. Lapworth, 'The heights and hollows of the earth's surface', Proceed. R. Geogr. Soc., vol. 14, pp. 688-97 (p. 697), 1892.

[36] Subterranean worlds, pp. 56-73; Joscelyn Godwin, Arktos: The polar myth in science, symbolism, and nazi survival, Grand Rapids, MI: Phanes Press, 1993, pp. 109-12.

[37] M.L. Sherman and Wm.F. Lyon, The hollow globe; or the world's agitator and reconciler. A treatise on the physical conformation of the earth, Chicago: Religio-Philosophical Publishing House, 1871 (Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1971); 2nd ed., 1876.

[38] The hollow globe. By M.L. Sherman, The Theosophist, vol. 5, no. 10, pp. 251-4, July 1884 (http://ourworld.compuserve.com/homepages/dp5/hollow.htm).

[39] http://ourworld.compuserve.com/homepages/dp5/hollow.htm.

[40] http://www.klex.ru/cot (на русском языке)

[41] William Reed, The phantom of the poles (1906), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964.

[42] Marshall B. Gardner, A journey to the earth's interior or Have the poles really been discovered (2nd ed., 1920), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964.

[43] Isaac Asimov, The ends of the earth: The polar regions of the world, New York: Dutton, 1990, pp. 158-60, 206.

[44] Walter Kafton-Minkel, Subterranean worlds: 100,000 years of dragons, dwarfs, the dead, lost races & UFOs from inside the earth, Port Townsend, WA: Loompanics Unlimited, 1989, p. 66.

[45] Raymond Bernard, The hollow earth, New York: Carol Paperbacks, 1991; revised ed., Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1977.

[46] E.g.: Brinsley Le Poer Trench, Secret of the ages: UFOs from inside the earth, St Albans, Herts.: Panther, 1976; William L. Brian II, Moongate: Suppressed findings of the U.S. space program, The NASA-military cover-up, Portland, OR: Future Science Research Publishing Co., 1982; Mark Harp, 'A case for the hollow earth theory', Nexus, Dec. 1994 - Jan. 1995, pp. 35-41; Joseph H. Cater, The ultimate reality, Pomeroy, WA: Health Research, 1998, pp. 88-99; Alec Maclellan, The hollow earth enigma, London: Souvenir Press, 1999; Sadek Adam, Hollow earth authentic, Pomeroy, WA: Health Research, 1999.

[47] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998 (http://www.hollowplanets.com).

[48] Там же, стр. 365-373.

[49] http://www.v-j-enterprises.com/janpicts.html

[50] W.R. Corliss (comp.), The moon and the planets, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1985, p. 227.

[51] Don Wilson, Our mysterious spaceship moon, London: Sphere Books, 1976; Don Wilson, Secrets of our spaceship moon, London: Sphere Books, 1980.

[52] Quoted in Secrets of our spaceship moon, p. 95.

[53] Там же, стр. 97.

[54] Там же, стр. 145.

[55] D. McGeary and C.C. Plummer, Physical geology: Earth revealed, 3rd ed., Boston, MA: WCB, McGraw-Hill, 1998, pp. 34, 45.

[56] Andrew Dominic Fortes, 'The origin of planetary magnetic fields', 1997, http://www.ucl.ac.uk/geolsci/edu/students/planet/student/work/magrev/dynamos.htm.

[57] Frederic Jueneman, Raptures of the deep, Des Plaines, IL: Research & Development Magazine, 1995, pp. 121, 124.

[58] Joseph H. Cater, The ultimate reality, Pomeroy, WA: Health Research, 1998, pp. 163-6.

[59] Harold Aspden, The physics of creation, 2003, www.aspden.org/books/2edpoc/2edpoccontents.htm, ch. 8, pp. 150-63.

[60] W.R. Corliss (comp.), Science frontiers: Some anomalies and curiosities of nature, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1994, pp. 235-7; William R. Corliss (comp.), Inner earth: A search for anomalies, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1991, pp. 147-51.

[61] Science frontiers, p. 235.

[62] Поль Лавиолетт. Лед и огонь. История глобальных катастроф. www.e-puzzle.ru.

[63] Gravity and antigravity, http://ourworld.compuserve.com/homepages/dp5/gravity.htm

[64] Peter James, The tectonics of geoid changes, Calgary, Alberta: Polar Publishing, 1994, pp. 19-23; Peter James, 'Is isostasy a real phenomenon?', New Concepts in Global Tectonics Newsletter, no. 3, pp. 3-4, 1997.

[65] Charles H. Hapgood, The path of the pole, Philadelphia: Chilton Book Company, 1970, pp. 352-60; V.V. Beloussov, Geotectonics, Moscow: Mir, 1980, pp. 259-61.

[66] Arthur A. Meyerhoff, Irfan Taner, A.E.L. Morris, W.B. Agocs, M. Kaymen-Kaye, M.I. Bhat, N.C. Smoot, and Dong R. Choi, Surge tectonics: A new hypothesis of global?geodynamics (D. Meyerhoff Hull, ed.), Dordrecht: Kluwer, 1996.

[67] V. Sánchez Cela, Densialite: A new upper mantle, Zaragoza: University of Zaragoza, 2000, pp. 176-8.

[68] NSS World Deep Cave List, http://www.pipeline.com/~caverbob/wdeep.htm

[69] H.C. Sheth, 'Flood basalts and large igneous provinces from deep mantle plumes: fact, fiction, and fallacy', Tectonophysics, vol. 311, pp. 1-29, 1999.

[70] Surge tectonics, pp. 253-4.

[71] Densialite, pp. 207-12.

[72] Erwin J. Saxl, 'An electrically charged torque pendulum', Nature, vol. 203, pp. 136-8, 1964.

[73] W.R. Corliss (comp.), Earthquakes, tides, unidentified sounds and related phenomena, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1983, pp. 89-96; Charles Officer and Jake Page, Tales of the earth: Paroxysms and perturbations of the blue planet, New York: Oxford University Press, 1993, pp. 32, 37, 45.

[74] Joseph H. Cater, The ultimate reality, Pomeroy, WA: Health Research, 1998, pp. 83-7.

[75] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, pp. 25-6.

[76] Там же, стр. 26-27.

[77] Е. Блаватская. Тайная Доктрина. http://www.klex.ru/1xc

[78] Там же.

[79] Dialogues of G. de Purucker, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1948, 2:325-6; G. de Purucker, Fundamentals of the esoteric philosophy, 2nd ed., Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1979, p. 407; A.T. Barker (comp.), The mahatma letters to A.P. Sinnett, 2nd ed., Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1975, p. 79.

[80] G. de Purucker, Fountain-source of occultism, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1974, p. 295; Dialogues of G. de Purucker, 1:33.

[81] H.P. Blavatsky collected writings, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1950-91, 5:154-61.

[82] Fountain-source of occultism, pp. 299, 154.

[83] Don Scott, 'The electric sun', http://www.users.qwest.net/~dascott/Sun.htm

[84] Don Scott, 'Sudbury Neutrino Observatory report: an analysis', http://www.users.qwest.net/~dascott/Sudbury.htm

[85] Harold Aspden, 'Tapping nature's energy source',

http://www. aetherometry.com/aspden_tapping_nature's_energy_source

[86] Paul LaViolette, Subquantum kinetics: A systems approach to physics and cosmology, Alexandria, VA: Starlane Publications, 2nd ed., 2003, pp. 189-204; Paul LaViolette, Genesis of the Cosmos: The ancient science of continuous creation, Rochester, VE: Bear and Company, 2004, pp. 318-27 (http://www.etheric.com).

[87] S.E. Jones et al., 'Observation of cold nuclear fusion in condensed matter', Nature, vol. 338, pp. 737-40, 1989; 'Rocks reveal the signature of fusion at the centre of the earth', New Scientist, 6 May 1989, p. 30.

[88] 'Particle shower sprays upward', Science News, vol. 118, p. 246, 1980.

[89] Fountain-source of occultism, p. 298.

[90] Там же, стр. 304.

[91] G. de Purucker, The esoteric tradition, 2nd ed., Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1973, pp. 450-1.

[92] Charles G. Beaudette, Excess heat: Why cold fusion research prevailed, South Bristol, MA: Oak Grove Press, 2000; Tadahiko Mizuno, Nuclear transmutation: The reality of cold fusion, Infinite Energy Press (www.infinite-energy.com), 1998.

[93] Peter Tompkins and Christopher Bird, The secret life of plants, New York: Harper & Row, 1973, pp. 274-91; C.L. Kervran, Biological transmutations, Woodstock, NY: Beekman Publishers, 1980, pp. 70-3; C. Louis Kervran, Biological transmutations, Magalia, CA: Happiness Press, 1989, pp. 43, 44-5, 48-50, 59-60, 68-9, 87-8, 100-1, 157.

[94] Biological transmutations, 1980, p. 72.

[95] The secret life of plants, p. 279.

[96] Rudolf Hauschka, The nature of substance, London: Vincent Stuart Ltd., 1966, pp. 11-20, 67-9, 118-20, 122-3.

[97] W.R. Corliss (comp.), Neglected geological anomalies, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1990, pp. 118-9; W.R. Corliss (comp.), Science frontiers: Some anomalies and curiosities of nature, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1994, p. 204.

[98] Wally Herbert, Across the top of the world: The British trans-arctic expedition, London: Longmans, 1969, p. 17.

[99] ] 'Arctic', Encyclopaedia britannica, CD-ROM, 1994-2000.

[100] Neglected geological anomalies, pp. 114-5.

[101] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, p. 399 (http://www.hollowplanets.com).

[102] 'Arctic', Encyclopaedia britannica, CD-ROM, 1994-2000.

[103] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, pp. 362-5.

[104] Robert M. Bryce, Cook & Peary: The polar controversy, resolved, Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 1997, pp. 1101-3.

[105] Wally Herbert, The noose of laurels: The discovery of the north pole, London: Hodder & Stoughton, 1989, p. 260.

[106] Там же, стр. 308.

[107] Cook & Peary, p. 879.

[108] Там же, стр. 795-844.

[109] The noose of laurels, pp. 298, 331-8.

[110] Sheldon S.R. Cook, 'Reflections on the polar "noose of laurels" 1909-1999', Polar Priorities, vol. 19, September 1999, pp. 13-37.

[111] Cook & Peary, pp. 861-9, 910-1.

[112] Там же, стр. 881-2, 890-900, 969-75.

[113] Там же, стр. 844.

[114] 'Richard E. Byrd', Encyclopaedia britannica, CD-ROM, 1994-2000; Cook & Peary, pp. 1115-6.

[115] Robert M. Bryce, Cook & Peary: The polar controversy, resolved, Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 1997, pp. 266-7.

[116] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, pp. 417, 429.

[117] Cook & Peary, p. 570.

[118] Wally Herbert, The noose of laurels: The discovery of the north pole, London: Hodder & Stoughton, 1989, p. 197.

[119] Cook & Peary, pp. 407-8.

[120] The noose of laurels, pp. 317-9.

[121] Cook & Peary, pp. 884-5, 1105.

[122] Там же, стр. 893-4.

[123] The noose of laurels, pp. 319-20.

[124] Cook & Peary, p. 886.

[125] Hollow planets, pp. 434-42, 485-95, 499-500.

[126] William H. Hobbs, 'A remarkable example of polar mirage', Science, vol. 90, pp. 513-4, 1939; W.R. Corliss (comp.), Rare halos, mirages, anomalous rainbows and related electromagnetic phenomena, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1984, pp. 143-5.

[127] Hollow planets, p. 493.

[128] Уолли Герберт. Пешком через Ледовитый океан. http://fb2.booksgid.com/content/4C/uolli-herbert-peshkom-cherez-ledovityy-okean/30.html стр. 30

[129] F. Amadeo Giannini, Worlds beyond the poles: Physical continuity of the universe (1959), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1977, p. 13.

[130] Там же, стр. 151.

[131] Raymond Bernard, Flying saucers from the earth's interior, Mokelumne Hill, CA: Health Research, n.d., pp. 48-9, 84-5; Walter Kafton-Minkel, Subterranean worlds: 100,000 years of dragons, dwarfs, the dead, lost races & UFOs from inside the earth, Port Townsend, WA: Loompanics Unlimited, 1989, p. 196.

[132] Worlds beyond the poles, p. 14.

[133] Joscelyn Godwin, Arktos: The polar myth in science, symbolism, and nazi survival, Grand Rapids, MI: Phanes Press, 1993, p. 128.

[134] Дневник адмирала Ричарда Берда. Мой секретный дневник о Полой Земле. http://planeta.moy.su/blog/moj_sekretnyj_dnevnik_o_poloj_zemle_admiral_richard_e_byrd/2013-08-03-58217

[135] Richard E. Byrd, 'Our Navy explores Antarctica', The National Geographic Magazine, October 1947, pp. 429-522 (Plate VIII, and pp. 475, 498-500).

[136] The polar myth in science, symbolism, and nazi survival, p. 126.

[137] Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, chs. 11, 12, pp. 500-3.

[138] W.R. Corliss (comp.), Lightning, auroras, nocturnal lights, and related luminous phenomena, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1982, p. 7.

[139] The Aurora Page, http://www.geo.mtu.edu/weather/aurora/images/aurora/jan.curtis.

[140] 'Atmosphere', Encyclopaedia britannica, CD-ROM, 1994-2000; Neil Davis, The aurora watcher's handbook, Fairbanks, AK: University of Alaska Press, 1992.

[141] The aurora watcher's handbook, p. 173.

[142] Lightning, auroras, nocturnal lights, pp. 16-21, 44-7; W.R. Corliss (comp.), Science frontiers: Some anomalies and curiosities of nature, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1994, p. 255; Science Frontiers, no. 119, Sep.-Oct. 1998, no. 127, Jan.-Feb. 2000; Anomaly Register, no. 1, Feb. 1997.

[143] Lightning, auroras, nocturnal lights, pp. 24-6, 28-30, 39-41; The aurora watcher's handbook, pp. 179-81; Jan Lamprecht, Hollow planets: A feasibility study of possible hollow worlds, Austin, TX: World Wide Publishing, 1998, pp. 334-9.

[144] W.R. Corliss (comp.), Earthquakes, tides, unidentified sounds and related phenomena, Glen Arm, MD: Sourcebook Project, 1983, pp. 169-76; Corliss, Science frontiers, p. 287; Harriet Williams, 'Sizzling skies', New Scientist, 6 January 2001, pp. 14-19; The aurora watcher's handbook, pp. 183-203.

[145] N.V. Hendricks and N.V. Hendricks, Jr., Polar-electrical theory of the aurora borealis-australis and terrestrial magnetism, Adrian, MI: Edwards Brothers, Inc., 1945.

[146] The aurora watcher's handbook, p. 174.

[147] Reichenbach's letters on od and magnetism (1852), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, pp. 78-83, 113-14; Wilhelm Reich, Ether, god and devil: Cosmic superimposition, New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973, pp. 141, 239-47.

[148] M.L. Sherman and Wm.F. Lyon, The hollow globe; or the world's agitator and reconciler. A treatise on the physical conformation of the earth (1871), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1971, pp. 289-90.

[149] G. de Purucker, Fountain-source of occultism, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1974, pp. 306-7; H.P. Blavatsky, The secret doctrine (1888), Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1977, 1:204-5.

[150] G. de Purucker, Studies in occult philosophy, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1973, pp. 321-2; Fountain-source of occultism, pp. 305-8. See Theosophy and the hollow earth, http://ourworld.compuserve.com/homepages/dp5/hollow.htm.

[151] See Theosophy and the seven continents,

http://ourworld.compuserve.com/homepages/dp5/continents.htm

[152] Е. П. Блаватская. Тайная доктрина. Т. 2 http://royallib.com/read/blavatskaya_elena/taynaya_doktrina_tom_II.html#20480

[153] Там же.

[154] Там же.

[155] G. de Purucker, Studies in occult philosophy, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1973, p. 555.

[156] The secret doctrine, 2:11-12; H.P. Blavatsky, The theosophical glossary (1892), Los Angeles, CA: Theosophy Company, 1973, p. 186.

[157] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, pp. 6-8.

[158] Эдвин Бернбаум. В поисках Шамбалы. Стр. 37 http://royallib.com/read/bernbaum_edvin/v_poiskah_shambali.html#737280

[159] Там же, стр. 7.

[160] Там же.

[161] Н.К. Рерих. Шамбала. http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih18.pdf

[162] G. de Purucker, Occult glossary, 2nd ed., Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1996, pp. 155-6.

[163] Dialogues of G. de Purucker, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1948, 1:146-7.

[164] G. de Purucker, Esoteric teachings, San Diego, CA: Point Loma Publications, 1987, 2:9.

[165] Е.П. Блаватская. Разоблаченная Исида. Тайная доктрина.

[166] G. de Purucker, Fountain-source of occultism, Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1974, p. 530.

[167] Richard L. Thompson, Mysteries of the sacred universe: The cosmology of the Bhagavata Purana, Alachua, FL: Govardhan Hill Publishing, 2000, pp. 132-55.

[168] Там же.

[169] Подобно египтянам и аккадцам, индусы представляют две противоположных полярных горы; северная Меру, известная как Сумеру (су – хороший, красивый), обитель богов, и южная Меру или Кумеру (ку – плохой, жалкий), обитель демонов.

[170] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, p. 31.

[171] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[172] Там же.

[173] Там же.

[174] LePage, Shambhala, pp. 73, 89.

[175] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[176] LePage, Shambhala, p. 73.

[177] Там же, стр. 84, 130.

[178] William F. Warren, Paradise found: The cradle of the human race at the north pole (1885), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, p. 240.

[179] G. Smith, The Chaldean account of genesis (1876), San Diego, CA: Wizards Bookshelf, 1977, p. 103; The secret doctrine, 2:2.

[180] Paradise found, pp. 141, 143, 244, 208.

[181] Marshall B. Gardner, A journey to the earth's interior or Have the poles really been discovered (2nd ed., 1920), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, pp. 302, 309-10.

[182] Paradise found, p. 234.

[183] LePage, Shambhala, p. 78.

[184] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[185] LePage, Shambhala, pp. 45-6.

[186] W.T.S. Thackara, 'Our spiritual home', Sunrise, April/May 1990, pp. 103-10.

[187] LePage, Shambhala, p. 198.

[188] Henry Corbin, The man of light in Iranian Sufism, New York: Omega Publications, 1994, pp. 57-8.

[189] Там же, стр. 39-40.

[190] Arthur Cotterell, A dictionary of world mythology, London: Book Club Associates, p. 53; The secret doctrine, 2:290-2, 609-10.

[191] The theosophical glossary, p. 12; The secret doctrine, 2:6; H.P. Blavatsky collected writings, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1950-91, 4:526-7.

[192] Blavatsky collected writings, 4:526.

[193] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[194] Н.К. Рерих. Шамбала. http://rerih.ucoz.ru/knigi/rerih18.pdf

[195] Там же.

[196] Victoria LePage, Shambhala: The fascinating truth behind the myth of Shangri-La, Wheaton, IL: Quest, 1996, pp. 14, 41, 48-9.

[197] The Theosophist, September 1888, pp. 757-8; H.P. Blavatsky collected writings, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1950-91, 2:120; H.P. Blavatsky, From the caves and jungles of Hindostan, Wheaton, IL: Theosophical Publishing House, 1983, pp. 20fn, 77, 253-6, 342, 381-2, 392; H.P. Blavatsky, The secret doctrine (1888), Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1977, 2: 220-1.

[198] David Hatcher Childress, Lost cities & ancient mysteries of South America, Stelle, IL: Adventures Unlimited Press, 1986, pp. 63-7, 72, 172-5; David Hatcher Childress, Lost cities of North & Central America, Stelle, IL: Adventures Unlimited Press, 1992, pp. 83-4, 200-1, 213-4, 256-7, 302-3, 316-20, 390-1.

[199] H.P. Blavatsky, Isis unveiled (1877), Pasadena, CA: Theosophical University Press, 1972, 1:547, 595-8; Blavatsky collected writings, 2:339-43, and diagram facing p. 336.

[200] Blavatsky collected writings, 11:5-7; Isis unveiled, 1:553.

[201] Bruce A. Walton, A guide to the inner earth, Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1985, pp. 15, 41, 43, 48, 53, 67, 69, 80.

[202] Wm. Michael Mott, Caverns, cauldrons, and concealed creatures: A study of subterranean mysteries in history, folklore, and myth, 2000, p. 6, http://www.hiddenmysteries.com/redir/index111.html

[203] Isis unveiled, 1:553.

[204] Frank Waters, Book of the Hopi, New York: Penguin, 1977, p. 129.

[205] Там же, стр. 24

[206] A guide to the inner earth, pp. 15, 34, 42, 76.

[207] Walter Kafton-Minkel, Subterranean worlds: 100,000 years of dragons, dwarfs, the dead, lost races & UFOs from inside the earth, Port Townsend, WA: Loompanics Unlimited, 1989, p. 41; Richard L. Thompson, Mysteries of the sacred universe: The cosmology of the Bhagavata Purana, Alachua, FL: Govardhan Hill Publishing, 2000, pp. 178-80, 295-6.

[208] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, p. 2.

[209] D.S. Allan and J.B. Delair, When the earth nearly died: Compelling evidence of a world cataclysm 11,500 years ago, Bath: Gateway Books, 1995, pp. 330, 332.

[210] E.A. Wallis Budge, From fetish to god in ancient Egypt, New York: Dover, 1988, pp. 271-2.

[211] William F. Warren, Paradise found: The cradle of the human race at the north pole (1885), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1964, p. 484.

[212] Alan Alford, The phoenix solution: Secrets of a lost civilisation, London: Hodder and Stoughton, 1999, p. 294.

[213] Роберт Бьювэл, Эдриан Джилберт. Мистерия Ориона. Секреты пирамид. М., Эксмо, 2005.

[214] Захария Ситчин. Лестница в небеса. М., Новая Планета, 1998.

[215] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[216] Paul Dunbavin, The Atlantis researches, Nottingham: Third Millennium Publishing, 1992, p. 189.

[217] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, p. 71.

[218] Paradise found, p. 213.

[219] Plato, The republic, 2nd ed., Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1978, p. 195.

[220] Quoted in Willis George Emerson, The smoky god (1908), Mokelumne Hill, CA: Health Research, 1965, p. 14.

[221] Plato, Phaedo, in: The last days of Socrates, Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1979, p. 175.

[222] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, pp. 64-5.

[223] A guide to the inner earth, pp. 31, 76.

[224] Fridtjof Nansen, Farthest north, London: George Newnes Ltd., 1898, vol. 1, p. 3.

[225] Caverns, cauldrons, and concealed creatures, pp. 65-7.

[226] The stairway to heaven, pp. 136-8; W.T.S. Thackara, 'The epic of Gilgamesh: a spiritual biography', part 3, Sunrise, February/March 2000, pp. 86-94.

[227] Paradise found, pp. 163-6.

[228] Книга Еноха. http://ihavebook.org/books/10456/kniga-enoha.html

[229] Е.П. Блаватская. Тайная доктрина.

[230] Е.П Блаватская. Тайная доктрина. Стр. 102


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: