double arrow

Тема: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БРИР

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСПЕКТОВ, РИСУНКОВ И ОПОРНЫХ СХЕМ

Предварительное замечание: конспекты должны быть представлены в виде связного(не в форме ответов на вопросы), хорошо структурированного текста с обязательным выделением (цветом, подчеркиванием и т.д.) основных понятий, формулировок законов и закономерностей, фамилий их авторов. Каждую тему следует начинать с новой страницы. Названия тем и разделов по теме должны выделяться пробелами и визуально (более крупный шрифт, другой цвет, подчеркивание и т.д.) Не используйте для написания основного текста красную или зеленую пасту (но можно с ее помощью выделить формулировку закона или важную мысль).

Обязательно использование полей. Не забывайте о выделении абзацев!.

NB! Вопросы предложены не для того, чтобы вы давали на них прямые ответы, а чтобы придерживались определенной логики изложения и формулировали логические переходы (связки) между отдельными частями текста. Вы можете принять другой порядок изложения информации в том случае, если он будет логически оправдан.

Тема: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БРИР

ПРЕДМЕТ БИОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Б. с.5-7)

1. Какие процессы называются необратимыми? Чем они отличаются от обратимых?

2. Что такое синергетика или теория самоорганизации?

3. В чем принципиальное отличие конструктивных необратимых процессов от деструктивных?

4. Как возникает сложная организация при конструктивных необратимых процессах?

5. К какой группе необратимых процессов относятся эмбриогенез и эволюция?

6. Какие необратимые процессы изучает биология развития? Их характеристика.

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭМБРИОЛОГИИ (Б. с.287-300, с. 15-18, Д. с.9-12, Т. с.10-12)

1. Задачи сравнительно-эволюционной эмбриологии.

2. Суть теории типов Кювье. Какой подход демонстрирует эта теория? Что такое «архетип» по Кювье?

3. Принцип корреляций(автор, суть).

4. Принцип коннексий (автор, суть). На чем основаны связи между органами в отличие от принципа корреляций?

5. Понятие гомологий Р. Оуэна. Примеры. Значение принципа гомологий для формирования биологического мышления.

6. «Лестница существ» И. Меккеля и закон зародышевого сходства К. Бэра. Как определяется план строения организма по Бэру? Архетип в понимании Бэра.

7. Влияние теории Ч. Дарвина на эмбриологию Роль русских ученых А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова в разработке проблем сравнительно-эволюционной эмбриологии.

8. Отношение Ч. Дарвина к рядам Меккеля и закону Бэра. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Причина онтогенеза по Геккелю. Какой подход демонстрирует этот закон? В чем его теоретическая несостоятельность?

9. Теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова, ее суть и значение. Гетерохронии, их классификация по Гулду. Роль различных типов гетерохроний в эволюции. Происхождение основных групп животных.

10. Современное понимание архетипа. Основные архетипы современных животных (изобразить схемы 4-х базовых архетипов: вторичноротых (первичный), позвоночных, трохофорных (первичный), членистых. Архетипы как инварианты строения. Узлы сходства. Главный вывод из закона Бэра и понятия архетипов.

11. Единые закономерности онтогенеза и эволюции.

ИСТОРИЯ ЭМБРИОЛОГИИ КАК БОРЬБА ПРЕФОРМИЗМА И ЭПИГЕНЕЗА

(в форме таблицы)

Таблица 2

История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза

Период Преформизм Эпигенез
Античное время    
Новое время (17-19 в.в.)      
Новейшее время (конец 19-20-й век    
Современное состояние проблемы

ВОПРОСЫ К ТАБЛИЦЕ

Античные преформизм и эпигенез(Б. с. 8-11, Г.Б. с.5-7)

1.Взгляды Гиппократа и Аристотеля. Их роль в современной науке о развитии животных.

1

Сейчас читают про: