Цель: | Изучить характерные признаки монополистической конкуренции и олигополии, спрос фирмы, определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции и олигополии, а также рассмотреть отдельные виды олигополии. Освоить функционирование монополистической конкуренции и олигополии, образование краткосрочного равновесия, невозможность долгого существования экономической прибыли и убытков в условиях монополистической конкуренции, а также освоить понятие экономической эффективности в условиях олигополии. |
Обеспечение: | Учебники и учебные пособия, конспекты лекций, работа с первоисточниками, подготовка фиксированных докладов. |
Продолжительность: | 2ч. |
План:
1. Монополистическая конкуренция и ее характерные признаки. Определение цены и объема производства в краткосрочном и долгосрочном периоде [1,3,5,6].
2. Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Краткосрочное равновесие [1,3,5,6].
3. Характерные черты олигополии. Определение цены и обьема выпуска в условиях олигополии [3,5,6].
|
|
4. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Олигополия, не основанная на тайном сговоре (ломанная кривая спроса) [5,6].
5. Модель ценообразования по принципу «издержки плюс» [5,6].
Темы рефератов (фиксированных докладов):
1. Монополистическая конкуренция и ее роль в экономике страны.
2. Монополистическая конкуренция в Украине.
3. Олигополия: природа и распространенность.
4. Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенного».
5. Формирование потребительского излишка и прибыли фирмы в результате процесса ценообразования в условиях олигополии.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?
2. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?
3. Характеризуется ли монополистическая конкуренции ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?
4. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?
5. Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие нет? Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?
6. Каким образом можно оценить эффективность олигополии и степень олигополистической зависимости на рынке?
|
|
7. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?
Тест.
1. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:
а) как правило, низка;
б) приблизительно равна единице;
в) как правило, высока;
г) может быть какой угодно.
2. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:
а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него;
б) на рынке действует небольшое число фирм;
в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.
3. Отличие ценообразования в условиях совершенной конкуренции от ценообразования в условиях несовершенной конкуренции заключается в том, что:
а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может "диктовать" свою цену;
б) в условиях совершенной конкуренции фирма распространяет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несовершенной конкуренции;
в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкуренции — неценовую дискриминацию;
г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет стимулов назначать цену выше предельных издержек.
4. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения:
а) однородность продукции;
б) одинаковое распределение рыночной власти между участниками;
в) положительная экономическая прибыль в отрасли;
г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства?