Тема: Типы рыночных структур : монополистическая конкуренция и олигополия

Цель: Изучить характерные признаки монополистической конкуренции и олигополии, спрос фирмы, определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции и олигополии, а также рассмотреть отдельные виды олигополии. Освоить функционирование монополистической конкуренции и олигополии, образование краткосрочного равновесия, невозможность долгого существования экономической прибыли и убытков в условиях монополистической конкуренции, а также освоить понятие экономической эффективности в условиях олигополии.
Обеспечение: Учебники и учебные пособия, конспекты лекций, работа с первоисточниками, подготовка фиксированных докладов.
Продолжительность: 2ч.

План:

1. Монополистическая конкуренция и ее характерные признаки. Определение цены и объема производства в краткосрочном и долгосрочном периоде [1,3,5,6].

2. Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Краткосрочное равновесие [1,3,5,6].

3. Характерные черты олигополии. Определение цены и обьема выпуска в условиях олигополии [3,5,6].

4. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Олигополия, не основанная на тайном сговоре (ломанная кривая спроса) [5,6].

5. Модель ценообразования по принципу «издержки плюс» [5,6].

Темы рефератов (фиксированных докладов):

1. Монополистическая конкуренция и ее роль в экономике страны.

2. Монополистическая конкуренция в Украине.

3. Олигополия: природа и распространенность.

4. Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенного».

5. Формирование потребительского излишка и прибыли фирмы в результате процесса ценообразования в условиях олигополии.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

2. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

3. Характеризуется ли монополистическая конкуренции ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

4. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?

5. Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие нет? Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?

6. Каким образом можно оценить эффективность олигополии и степень олигополистической зависимости на рынке?

7. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации в условиях олигополии?

Тест.

1. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:

а) как правило, низка;
б) приблизительно равна единице;

в) как правило, высока;

г) может быть какой угодно.

2. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него;

б) на рынке действует небольшое число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференциро­ванную продукцию;

г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной инфор­мацией о рыночных условиях.

3. Отличие ценообразования в условиях совершенной конку­ренции от ценообразования в условиях несовершенной конкурен­ции заключается в том, что:

а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может "диктовать" свою цену;

б) в условиях совершенной конкуренции фирма распростра­няет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несо­вершенной конкуренции;

в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкурен­ции — неценовую дискриминацию;

г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет сти­мулов назначать цену выше предельных издержек.

4. Нарушение какого из следующих условий не ведет к под­рыву картельного соглашения:

а) однородность продукции;

б) одинаковое распределение рыночной власти между участ­никами;

в) положительная экономическая прибыль в отрасли;

г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: