Цель: | Изучить характерные признаки совершенной конкуренции и чистой монополии, спрос и максимизацию прибыли в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии, а также рассмотреть определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Освоить многообразие рыночных структур и их функционирование, а также механизм монопольного ценообразования и ценовой дискриминации.. |
Обеспечение: | Учебники и учебные пособия, конспекты лекций, работа с первоисточниками, подготовка фиксированных докладов. |
Продолжительность: | 2ч. |
План:
1. Многообразие рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Четыре модели рынка [5,6].
2. Совершенная конкуренция и ее характерные признаки. Спрос и предложение в условиях совершенной конкуренции [1,5,6].
3. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде [1,5,6].
4. Абсолютная (чистая) монополия и ее характерные признаки. Барьеры для вступления в отрасль в условиях монополии [1,5,6].
|
|
5. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Монопольное ценообразование. Ценовая дискриминация [1,5,6].
Темы рефератов (фиксированных докладов):
1. Совершенная конкуренция и ее роль в экономике.
2. Совершенная конкуренция в Украине.
3. Монополия как вид рыночных отношений.
4. Монополия: «зло» или «благо» для общества.
5. Механизм монопольного ценообразования.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?
2. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции?
3. Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным?
4. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?
5. Какие методы ценообразования можно рассматривать как наиболее «эффективные» с точки зрения монополиста?
6. Каковы общественные издержки несовершенной конкуренции и каким образом их можно уменьшить?
7. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание той или иной структуры характерным только для каких-то отдельных отраслей экономики или это закономерное явление современной экономики в целом?
Тест.
1. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:
а) рынка зерна;
б) рынка легковых автомобилей;
в) рынка услуг преподавателей;
г) рынка карандашей.
|
|
2. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а) свобода входа на рынок; в) диверсификация производства;
б) свобода выхода с рынка;
в) диверсификация производства;
г) большое число продавцов и покупателей?
3. Что из следующего не приводит к монополии:
а) лицензии;
б) авторские права;
в) контроль над единственным источником товара;
г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов?