Первая фаза взрослости - двадцатые годы

В двадцать один год человек становится взрослым и полностью ответственен за свои поступки. В этой традиционной правовой точке зрения отражается суждение о моменте наступления личной ответственности, основывающееся на донаучном знании. Хотя это время, естественно, представляет собой не какой-то определенный момент, а процесс перехода, на который к тому же влияют индивидуальные и политические обстоятельства, он представляет собой определенный пункт, хорошо выбранный в биологическом и психическом отношении.

Желая разделить фазы на календарные годы, все снова и снова сталкиваются с одной и той же трудностью: нельзя точно указать момент перехода. Я уже приводил сравнение с переходом от дня к ночи. Юность и раннее взрослое бытие проникают друг в друга, пока в определенный момент не возобладают характеристики взрослости.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения и временность юности, начинают строить будущее. Во всех сферах начинается сильное жизненное стремление к экспансии. Важнейшей задачей мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения. Если этот момент замедляется внешними обстоятельствами, то внутренне это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. Во всяком случае, человек должен в этой фазе развить в себе соответствующую порцию творческих способностей.

Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни - все это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура.

Два человека должны совместно создать собственный стиль жизни. "Как мы общаемся друг с другом, как мы едим, как мы проводим наши вечера? Значит ли для нас что-либо совместно проводимое время, совместный завтрак, приход домой? Действительно ли мы говорим друг с другом, или обмениваемся только короткими замечаниями, не интересуясь тем, что на самом деле происходит в душе другого? Как мы обставляем квартиру? Производит ли она личное впечатление - или выглядит как витрина модного магазина, или как скопище всего, что оказалось под рукой? - Этими вопросами должны заниматься как супружеские пары, так и молодые люди, которые хотят жить вместе. Кто занимался приемом на работу персонала, знает, что посещение дома может больше сказать о ком-то и его личной жизни, чем разговор за письменным столом. Найти новый смысл жизни значит создать частицу культуры и среды, и это потому так важно, что это будет средой, формирующей новое поколение. Это относится также к стилю взаимоотношений. Маленький ребенок, ползающий по полу среди мебели, еще не понимает, о чем беседуют друг с другом отец и мать. Но он очень хорошо схватывает тон разговора, он слышит, как отец говорит что-то, а мать отвечает: "Ты видишь это так, я же совсем другого мнения", - он слышит, что один не нападает на другого и не выносит ему нравственный приговор, что друг друга уважают и предоставляют один другому свободу. Все это вещи, которые формируют отношение ребенка к жизни, задолго до того, как он сможет понять что-то конкретно.

Ребенка формирует также дифференцированный язык (который дома становится небрежным из соображений удобства). Создание физической и психической среды требует много энергии и напряжения, но приносит также и большое удовлетворение. Первое место работы или вступление в профессию являются также большим творческим достижением в общественной сфере. На какой бы ступени общественной лестницы ни начинали, нужно всегда стараться заслужить признание начальства и коллег. Без них невозможна жизнь души. Первая должность - это лишь стремя, с помощью которого садятся в седло, только вступив в должность, можно доказать свои способности. В двадцатые годы жизнь чувств еще интенсивна и неустойчива. Когда Гете было 27 лет, он охарактеризовал пройденную фазу жизни бессмертными словами: "Ликование до небес - печаль до смерти". Чувство самооценки человека в этой фазе еще очень зависит от реакции окружения на его (экспансивные) действия и деятельность.

Молодой взрослый человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности. Когда еще существовали ремесленные гильдии, это было время подмастерьев, переходивших от мастера к мастеру, чтобы всякий раз изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, разве что вопреки господствующей тенденции человек сам проявит инициативу.

Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое. Сильные избегают этой лямки, строя сами свою карьеру и оставаясь всюду до тех пор, пока не изучат всего. Большая же часть, оглядевшись, приспосабливается и учится не проявлять инициативы всю оставшуюся жизнь. Реакцией на это - слишком естественной - является все большая опора на внешние гарантии и сеть социального обеспечения.

В двадцатые годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы. Это форма, которую Штайнер называет "душой ощущающей", а Марта Мере жизненно-душевными стремлениями; почти величественно она описывает их как силы, в которых только и познается собственная душа как законченное целое: "Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов – напротив, они воплощают нечто, специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов. "

"Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются прежде всего в чувствах, но уже они приводят к потребности заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь".

Сам я хотел бы выразить это так: теперь возникает собственный внутренний мир, в котором инстинкты, берущие начало в сфере телесного, являются только одним из явлений среди других. Равное с ними право среди прочего имеют знание о собственной жизни как задаче и единстве, и не только знание, но и конкретный опыт о начале и конце жизни, о смысле и бессмыслице, и о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Вся средняя фаза жизни, от раннего периода взрослости до начала сороковых годов, является временем, когда развивается богатая внутренняя жизнь во всем ее многообразии и проявляется в целях, ориентированных вовне.

Первая фаза "души ощущающей" или "жизненно-душевных стремлений" является временем, когда эти стремления со всей силой развиваются из жизни чувств и придают личности первый, предварительный облик. Понятно, что ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале еще является лабильным, это видно по сильным колебаниям чувств и по тому, что вначале еще нужно испытать собственные способности в более тесных человеческих отношениях и в профессиональной жизни.

Марта Мере считает, что развитие женщины в эти годы проходит несколько иначе, прежде всего потому, что "созревание"(переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже в 21 год, в то время как у мужчины она может продолжаться до 24 лет. "Таким образом, женщина вначале превосходит мужчину в отношении зрелости личности. " "Существо женщины вообще сильнее стремится к душевной любви... У женщины и в половых отношениях большую роль играет материнский инстинкт и одухотворенное материнское чувство (часто даже у совсем простых, почти примитивных натур)."

При этом женщина в начале взрослого бытия стоит перед двойной задачей, часто приводящей ее к внутреннему конфликту. Она должна посвятить свои силы сохранению человеческого рода, неся на себе всю тяжесть этой задачи. С другой стороны, жизнь требует сегодня интенсивного участия в работе ради заработка и общественной жизни. Этому конфликту женщина подвержена уже в юности, позже он еще больше обостряется. Когда девушка выходит замуж, она может посвятить себя своей специфически женской профессии. Восприятие этих задач потому так важно для развития женщины, что оно способствует развитию "душевно-духовных" стремлений с большой интенсивностью.

Начало взрослости является фазой, определяющей развитие в дальнейшей жизни от сексуальности через эрос к любви. Ребенок становится человеком в любви к родителям, благодаря ей он узнает в форме игры эрос и открывает в период биологического созревания, то есть с началом периода полового созревания, сексуальность.* /*Я придерживаюсь иного мнения, чем психоаналитическая школа, утверждающая, что детские инстинкты уже можно назвать сексуальностью. По-моему, это неправильное употребление понятия, отвлекающее внимание от постепенного развития сексуальности через эрос к любви./

Первая встреча с сексуальностью может оказаться шоком, потрясающим впечатлением, или же второстепенным делом, в зависимости от того, в каких индивидуальных или культурных условиях она состоится.

Тогда в юности человек сможет еще раз пережить эрос, но в отношении другого пола.

Эрос - душевная сфера, в которой колеблются склонность и неприязнь, надежда и разочарование, вопрос и ответ. Он может превратиться независимо от биологической сексуальности в дружбу и почитание. Эрос - большой стимулятор искусства, прежде всего поэзии и музыки.

Эрос превращается в любовь, если душа открывается другому человеку, если человек понимает чувства другого, так что тот уверен, что любящий его человек знает его душевный мир. Весь этот круг проблем является важным фактором начала двадцатых годов.

Выбор партнера может определиться чисто биологически-сексуально, тогда, вероятно, связь долго не продлится. Отношения должны складываться вначале на сексуальном влечении, но потом все-таки стать интимной игрой маленьких неожиданностей и инициатив, означающих для души больше, чем для тела. Наконец, отсюда может вырасти любовь к духовному облику партнера, который лишь тогда ощущает себя понятым в своей духовной человеческой сущности и приободренным.

Уже в первой фазе брака содержатся в зародыше все возможности дальнейшего развития отношений. И здесь от человека требуется выраженная экспансивная позиция, ориентированная на внутреннее развитие. Если в данной фазе такое внутреннее развитие не состоится, тогда всплывают - как мы увидим - в тридцатые годы почти непреодолимые трудности, и в период кризиса сороковых годов человек окажется с пустыми руками. Около 28 лет (почти все ученые отмечают этот возраст) стихии чувств утихают, все больше дистанциируются от событий. После этого состоится первый взгляд назад, возникает отчетливое чувство, что человек простился с юностью; заглядывая вперед, чувствуют, что вступают в фазу, когда появляются совершенно другие задачи, а спонтанность эмоционального развития отходит на задний план. Во многих биографиях и разговорах это чувство выражается словами: жизнь."

Юность миновала, начинается серьезная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: